Русский десант в Бейруте

Барбос91
В Средиземном море господствовал русский флот. Позади была победа в громком Чесменском бою. И вот 1773 год. Русско-турецкая война. Русский флот состоял из 13 линейных кораблей, 18 фрегатов, 3 бомбардирских судов, 3 пинков и 1 пакетбота. Четыре эскадры составляющие русские силы базировались на архипелаге греческих островов. Основная база- порт Ауза. 20 островов были под контролем русских сил. В снабжении флоту помогали греки, а дипломатическую поддержку оказывала Англия. И если на море русские торжествовали, то на суше дела обстояли из вон рук плохо. Укрепиться на материке не удавалось ни в Сирии, ни на Морее, ни на имевшем крепость и большой турецкий гарнизон острове Станкио(Станко), куда ходила специально выделенная небольшая эскадра капитана Хметевского. Десант, состоя в подавляющем большинстве из “албанцев и славонцев”. Десанты приходилось после эфемерных успехов принимать обратно на корабли: слишком мало было налицо русских регулярных сил.
Продемонстрировать туркам свою силу в боях на суше русские смогли единственный раз и только при стечении благоприятных обстоятельств, восточных интриг и лихости русских матросов.
Юсеф Шехаб, рассорившийся с турками, обратился с просьбой к командованию русского флота помочь освободить Бейрут от турецкого отряда, присланного из Дамаска. Шехаб был друзом, шейхом и восточным прагматиком. Судя по всему он хотел стать ливанским правителем, но об этом чуть позже.
Кроме турецкого отряда, в Бейруте и Сайде были люди Джаззара(того самого, кто станет властителем Акко и отразит нападение Наполеона и каждый кто был в Акко видел мечеть названую его именем).
И вот тут-то на баталию выходит рязанский дворинин капитан 2 ранга Кожухов. В 1761 г.он произведен в мичманы; во время государственного переворота 1762 г. находился в Кронштадте, в карауле на бастионе(воспрепятствовал Петру III причалить в Кронштадте),был награжден чином корабельного секретаря и двухгодичным окладом жалованья, а затем послан для изучения морской практики в Англию, откуда ездил в Америку. В апреле 1773 года отряд капитана Кожухова, посланный адмиралом Спиридовым в мае крейсеровать к берегам нынешнего Ливана и Израиля, в составе 2 фрегатов и 6 шебек, вышел на соединение с другим русским отрядом, возглавляемым Войновичем. 15 июня в Акко пришла эскадра капитана Кожухова. 23 июня оба русских отряда объединились в Сайде. Два дня спустя обьединённый отряд прибыл к Бейруту и между ее командованием, с одной стороны и шейхом Юсуфом Шехабом, с другой, был подписан договор о совместных действиях. Друзские шейхи признавали покровительство России и обязались воевать с Турцией, пока Россия будет в состоянии войны с ней.
19 июля суда начали обстрел Бейрута, чтобы отвлечь внимание от высадки десанта. Русский десант состоял из 787 человек регулярных отрядов (главным образом, морских канониров) под командой гвардии поручика Баумгартена и иррегулярных частей (из албанцев, греков, славян) под командой майора Дуси и поручика И. Войновича. Несмотря на то, что русская артиллерия разрушила в нескольких местах стену крепости. Превосходство сил противника не позволяло русским частям осуществить дальнейшее наступление. Было решено ожидать подкреплений из Акко, а десанту вернуться на корабли. Друзы блокировали горные дороги, не позволяя придти турецким подкреплениям. 18 августа вновь был высажен русский десант.24 августа введены дополнительные силы, которые блокировали город с суши. Тем временем друзы разбили халебского пашу, направлявшегося на помощь Бейруту и тоже осадили город. Осада длилась не долго.
22 сентября Джаззар согласился покинуть Бейрут и выехать на русском корабле в Сайду. 29 сентября были подписаны следующие условия сдачи Бейрута: город переходил в руки шейха Юсефа и гарнизон Джаззара поступал в распоряжение Дахира(я как нибудь о нём расскажу). Русские войска вступили в город и на следующий день передали его друзам. Взяты 2 полугалеры с 17 пушками, 24 крепостных орудия и большое количество боезапасов. С города получена контрибуция в размере 300 000 пиастров. Русский флаг развевался над Бейрутом до января 1774. Потом русские корабли ушли на остров Парос. Друзы передали письмо Екатерине с просьбой о присоединении территории Ливана к российским владениям под управлением друзов, но Россия не желая ввязываться в затяжной конфликт на Ближнем Востоке дипломатично промолчала.
Имя Кожухова Михаила Гавриловича было известно на русском флоте, его операцию изучали в Морском Корпусе, а потом все забылось и стёрлось в памяти неблагодарных потомков. Всё как обычно....