Под стук колес

Алевтина Крепинская
 
 
Аннотация к новелле "Под стук колес"
Красота женщины. В чем она измеряется? В метрах? В килограммах? В умении пользоваться косметикой? Или еще в чем-то?
Два случайных попутчика, коротая время в дороге, разговорились о красоте и уме женщин. Молодой мужчина считает, что жениться можно лишь на красавице, а по уму она не должна превосходить мужа, иначе семьи не получится. Мужчина постарше считает, что умная женщина всегда сможет заставить мужа считать ее красавицей и поверить в то, что он умнее ее. Кто прав? 




ПОД СТУК  КОЛЕС

В одном из купе фирменного поезда «Тихий Дон», который шел из  южной столицы - Ростова-на-Дону в столицу России – Москву, остались только два пассажира: седовласый подтянутый мужчина, ехавший в  Москву в командировку, и молодой человек, лет тридцати. Только что  купе покинули две девушки-студентки, вышедшие в Воронеже. 
      - Надо же, молодые девчонки, а никаких эмоций не вызвали,- сокрушался молодой человек, - Я вот не перестаю удивляться, почему  так мало красивых девушек? Основная масса – это непривлекательные  дурнушки. А ведь находятся же мужчины, способные так ими увлечься,  чтобы на них жениться!
      - Не обольщайтесь насчет красавиц, - ответил мужчина, - большинство из них весьма невежественны и малообразованны.
      - Вы ставите на первое место в женщине ум?
      - Да! И нисколько не сомневаюсь, что это главное.
      - А я не могу с этим согласиться. Я, например, еще только подумывал жениться, а уже знал, что жена у меня будет красивая, но не умнее меня. Так оно и получилось. Со своей красавицей-женой я никогда не чувствую пробелы в своем образовании. А они, конечно,  есть! Но, тем не менее, мне не приходится напрягаться, чтобы не ударить перед ней в грязь лицом. Я для нее недосягаемая вершина!  Представляю, какая бы у меня была жизнь, будь все наоборот!
      - Ошибаетесь, молодой человек! Семью поддерживать, не давать ей распасться сможет только женщина незаурядная. И именно ум женщины способен сохранить любовь мужа и понимание в семье. Конечно, речь идет о любящей женщине. А красивая она или дурнушка, значения не имеет.
       - Да пусть она будет хоть семи пядей во лбу, но если она такая уродина, что с ней стыдно показаться в обществе, никакой ум не сделает ей чести! - Молодой человек разгорячился, - От женщины мало что требуется! И большого ума здесь не надо! А красота – это всегда приятно.
       - Да знаете ли, молодой человек, что умная женщина легко может убедить окружающих, что она красива! И я не преувеличиваю, это действительно так! Я могу много привести тому примеров, но, пожалуй,  расскажу вам свою историю. Я ведь тоже в юности многого не понимал. Помню, девушка у меня была. Красавица! Когда шла, все  оглядывались. И мужчины, и женщины. Мужчины - потому что она красива, а женщины – потому что ею владела страсть изысканно одеваться. Все мои знакомые ребята одобряли мой выбор, и я решил  жениться. Сделанное мною предложение, было принято, и мы отправились отдохнуть в студенческий лагерь в Дивноморское. Время  проводили весело. Рядом с нашим лагерем было еще несколько таких же молодежных лагерей. Студентов было много, каждый день какие-то мероприятия. И вот, как-то раз, мы решили организовать и провести конкурс «Королева красоты». Они тогда только-только входили в моду в  нашей стране. Я был одним из главных организаторов и, конечно,  полагал, что победителем будет непременно моя невеста. Но все получилось иначе. Она заняла второе место. Я был все равно доволен, ведь второе место, это тоже здорово. Но так думал я, но не она. Очень обиделась на всех, а особенно на меня. Но должен сказать, много обид было и со стороны других участниц. Каждая из них претендовала на  звание Королевы, и этот конкурс испортил настроение многим. Потекли унылые, неинтересные дни. И тут меня осенило! Конечно же, интересно провести конкурс красоты, но было бы во много раз интересней  провести конкурс дурнушек! Вон сколько их кругом! Невеста моя  проявила большой интерес к идее. Эта затея понравилась и друзьям, но стоял вопрос, как ее осуществить? Ведь в конкурсе красоты захотят участвовать многие, а вот в конкурсе дурнушек - сомневаюсь. Мы ходили по лагерям и, находя самых непривлекательных девушек, предлагали им поучаствовать в ироническом конкурсе красоты. Каким глупым и самонадеянным я был! А был я одержим идеей в первую очередь еще и потому, что очень хотел доставить удовольствие своей невесте, поднять ей настроение. Но девушки записываться в участники конкурса не торопились. Я уже было хотел отказаться от задуманного,  но моя невеста настаивала и просила доставить ей это удовольствие. И я снова и снова пытался уговорить потенциальных участниц. И тут ко мне подошла медсестра нашего лагеря, к которой я и мои друзья неоднократно обращались с предложением принять участие в конкурсе,  и сама предложила свою помощь. Она сказала, что сможет собрать команду и сама примет участие на определенных условиях. Условия эти заключались в следующем - после конкурса  провести  интеллектуальную игру – соревнование между пятеркой победителей  уже прошедшего конкурса красавиц и пятеркой, так называемых победителей предстоящего конкурса. Стоит ли говорить, что никто из  красавиц не пожелал участвовать в интеллектуальной игре, и медсестра  согласилась на замену красавиц ребятами из оргкомитета. Результат  превзошел ожидания. Видели бы вы, с какой тщательностью команда дурнушек готовилась к конкурсу! И на сцене было представлено  настоящее шоу! А какие невообразимые наряды у них были! Это были наряды и бабы Яги, и Кикиморы, и Золушки, и дворничихи и т.д.  Медсестра предстала в наряде крестьянки. Конкурс имел громадный успех! Участницы действительно боролись за первое место и на самом деле делали все для того, чтобы обезобразить свой образ еще больше. Никогда еще, ни на одном конкурсе красоты, участницы не получали столько аплодисментов и столько восторженных криков «Браво!» Но самое интересное нас ожидало на второй день, когда проходила интеллектуальная игра. Она заключалась в том, что команды-соперницы задают друг другу вопросы и отвечают на них. Кроме того,  зрителям было предложено тоже подготовить свои вопросы. Признаюсь  честно, команде, которой я руководил, а это были сильные ребята из  сильных ВУЗов, удалось ответить лишь на небольшое количество  самых несложных вопросов, в то время как команда-соперник, под руководством медсестры щелкала вопросы как семечки. Игра  закончилась полным нашим провалом. Было до боли обидно и стыдно перед знакомыми. Кто они такие?! Такое впечатление, что они год, не менее, готовились к этой игре. После конкурса, освистанные и огорченные, мы пошли заглушать свою обиду в кафе. Выпили, видно, не мало. Концовку не помню. Помню только, что возвращаясь, упал с  обрыва и очнулся лишь утром со сломанной ногой. Лежал, пока меня не увидел дворник и сообщил руководству лагеря. Лежу, встать не могу,  вижу спускаются по склону ко мне человек шесть, с носилками. А впереди, она, моя вчерашняя соперница – медсестра – высокая, гибкая,  грациозная - в своем медицинском халате из белой чистой материи, с простым воротничком. Она была бледна, а выражение ее лица и обращение ко мне красноречиво показывали сдержанное сострадание.  Она осматривала мою ногу, а я не мог оторвать глаз от нее. Всего лишь два дня назад я считал ее дурнушкой, не стоящей никакого внимания. 
Но что я вижу сейчас? В движении головы этой девушки было врожденное величие, а ее большие серые глаза сияли теплотой, все это делало ее необыкновенно привлекательной. Перенесли меня в медпункт, а затем, немного спустя, на подоспевшей Скорой помощи, она повезла меня на рентген. В общем, долго ей пришлось со мной возиться. Недели три я передвигался с большим трудом и только по крайней необходимости. Невесте моей за это время все надоело, и она уехала, забежав ненадолго со мной попрощаться.
 
     - Знаешь, - сказала она, - ты обо мне не волнуйся. Родители моего однокурсника за ним приехали и меня с собой захватят! Пока!
Она стояла все такая же красивая, в модном стильном платье. Но я  видел, что это была какая-то пустая красота. Я знал, что это все, между нами все кончено, но даже почувствовал какое-то облегчение. После мы  виделись не один раз в институте, но ни с моей стороны, ни с ее не было предпринято никаких попыток возобновить наши отношения  вновь. Вскоре она вышла замуж за моего друга. Зато мне пришлось  очень долго завоевывать любовь своей медсестры. Она оказалась  студенткой мединститута, зарабатывающей опыт и деньги в  молодежном лагере. Помню, когда бывало она выйдет из медпункта, а я подхожу к окну и наблюдаю, как она удаляется по аллее, восхищаясь  грациозностью ее походки и элегантностью ее фигуры, удивляясь, как мог раньше я этого не видеть?! Когда первый раз пригласил ее провести со мною вечер, ответ нахмурившейся медсестры был отрицательным. Но не стану вам рассказывать, как мне удалось покорить ее сердце,  скажу только, что долго мы живем вместе, и она не перестает меня  удивлять.

Молодой человек слушал внимательно, не перебивая. И когда мужчина закончил свое повествование, спросил:
         - Так, она, медсестра, ваша жена красива?
         - Очень красива! - не задумываясь ответил мужчина.
         - Но вам, наверняка, трудно жить с умной женой? Ведь, насколько мне кажется, быть образованной женщиной - значит ущемлять  тщеславие окружающих, в том числе и мужа. Я знаю, что Хемингуэй развелся со своей женой Мартой Геллхорн из-за того, что она  лучше него писала статьи и превосходила его, как журналиста.
         - Поэтому-то, умная женщина и умеет скрывать в нужный  момент свое превосходство ума! Наверное, ей нелегко со мной, а мне ничуть не трудно с ней. А вот, как вы оцените такой ее поступок? Три года назад я, много проработавший в госструктурах на руководящих должностях,  вдруг, в связи с реорганизацией, остался без работы. Мои попытки  найти мало-мальски подходящую работу не увенчались успехом. Везде отдавалось предпочтение более молодым претендентам. Я оказался никому не нужным. Это повергло меня в депрессию. Я даже несколько раз напивался до потери памяти! Что вы думаете, сделала она?  Однажды приходит с работы, молча разувается, залазит с ногами на диван и говорит: «Не могу больше! Сил нет! Мне трудно общаться с  персоналом, они меня не понимают и не прислушиваются к моему мнению. Я устала и все хочу бросить!» Я к ней: «Да как же так, бросить?!  Ты же сама создавала эту клинику! Ты же сама говорила, что это главное дело твоей жизни! Ты должна успокоиться и не принимать слишком поспешное решение». А она мне: «Конечно, это мое детище, но настало время мне уйти на покой! Каждый день мне приходится встречать и провожать разного рода комиссии, проверяющих из разных органов, налоговиков. Сегодня энергонадзор приходил. Говорят, что мы  потребляем электроэнергии больше лимита. А вчера  пожарные  заявились. Вообще сказали, что у нас и это не так, и то не это. Нет! Все! Ничего не хочу больше! Я ведь хороший терапевт, вот и буду только   больных принимать и никакой административной работой заниматься не буду». А потом, как бы немножко подумала и воскликнула: «Как хорошо, что ты еще не успел на работу устроиться! Прими мою клинику!» Это потом, года два спустя я понял, что таким образом, она помочь мне решила. А в то время я был уверен в том, что согласившись принять клинику, я помогаю ей. Вот так-то!

       - Все это интересно, - отозвался молодой человек, - но у меня своя  позиция в этом вопросе. Я бы, например, не смог полюбить некрасивую  женщину и, тем более, жениться на ней, а потом видеть ее изо дня в день.

         Путешествие приближалось к концу, из окна вагона уже была  видна платформа Казанского вокзала. У молодого человека зазвонил  мобильник.
        - Да, дорогая, я в шестом вагоне, - сказал молодой человек в  трубку, а потом добавил, - сейчас увидите мою жену. Она уже на перроне.
        - Буду рад! – ответил  мужчина.

Вышли из вагона они вместе. Мужчина огляделся по сторонам,  ожидая увидеть нечто необыкновенно красивое. Но к молодому  человеку подбежала женщина довольно заурядной внешности, которую  красавицей уж никак нельзя было назвать. Мужчина остановился и удивленно посмотрел на них. А они смотрели друг на друга глазами, в  которых было столько восхищения и любви! Постояв немного,  обнявшись, молодая пара пошла к выходу, и мужчина поймал  брошенный на него горделивый взгляд молодого человека, словно  говорящий: «Ну, вот! Видели?!»  «Да! – посмотрев им вслед, вздохнул  мужчина, - Это же какой тонкий ум надо иметь и как любить надо, чтобы  убедить мужа, что красивее ее нет никого на свете?!»