Глава 8. Требую продолжения банкета

Тамара Злобина
    Предыдущая глава:http://proza.ru/2009/03/23/276

Утром ни свет - ни заря Татьяна уже была у дома Лины Вороновой,  и, прислушиваясь к звукам, проявлениям жизни, начинала обход оставшихся квартир. Из трёх квартир, где вчера  отвечали дети, в одной через дверь объяснили, что только вчера утром вернулись из деревни, и по поводу интересующего её вопроса, сказать ничего не могут., В двух других, хоть и открыли дверь, и признались, что слух об убийстве достиг их ушек, но лично они по этому поводу ничего не слышали и не видели.

Старая женщина, как и вчера, сказала Татьяне, что сын ещё не вернулся с работы, а сноха перед работой принимает душ.
-Можно я подойду к вам через пять-десять минут? - поинтересовалась Таня . - Очень нужно поговорить с Вашей снохой.
-Подходите, - милостиво согласилась старушка, и Таня, поблагодарив её, отправилась на следующий этаж, где, по словам соседей, живут, но интереса ни к кому не проявляют.

В одной из квартир открыли дверь, даже не поинтересовавшись, кто там?  Перед взором Рябининой предстал мужчина с помятым лицом и, непонимающе уставился на неё, как на картину, пытаясь понять: откуда она свалилась на его больную голову? Таня начала объяснять  с какой целью беспокоит мужчину, но тот, не дослушав её до конца, бросил:
-Это не ко мне — это к жене!  И ушёл, шлёпая босыми ногами по  грязному полу, оставляя  Татьяну одну у раскрытой двери.
-Ну и ну! - подумала  ошарашенно  Рябинина. - Какие мы, оказывается, доверчивые?!
 
Ждать пришлось  довольно долго, не зная чего именно. Наконец, появилась худенькая,  женщина  с растрёпанными волосами, в халате размера на два больше, словно с чужого плеча, и поинтересовалась:
-Вы ко мне? Проходите.
-Спасибо, - начала деликатно Таня, - мне кажется, мы и здесь могли бы поговорить: это не надолго... Я думаю.
-Раз уж пришли, то проходите, - настаивала женщина. - Согласитесь, что у порога разговаривать не совсем удобно?

И Рябининой пришлось согласиться.
-Пройдёмте на кухню, - предложила хозяйка. - В комнате  ещё не успела убраться.
-Можно и на кухню, - ответила Татьяна, следуя за женщиной.
Но и  кухня не блистала особой чистотой: в раковине гора немытой посуды, стол завален объедками, мусорное ведро полно, даже на холодильнике пепел от сигарет и окурки, уродливо набросанные вокруг импровизированной пепельницы-блюдца
-Вчера праздновали день рождения, - оправдывалась женщина, вытаскивая табурет из-под  обеденного стола, и, смахнув с него скомканную бумагу прямо на пол, пододвинула его Татьяне.
-Когда же он был у вас? - мысленно поинтересовалась Таня. - В двенадцать ночи что ли?  Потому что в десятом тут была полная тишина.
-Так о чём Вы хотели поговорить со мной? - поинтересовалась хозяйка, усаживаясь на другой табурет, ничуть не  чище первого.

И Рябинина начала быстро объяснять цель своего визита, опасаясь, что он затянется, и она не успеет застать сноху из ванной.
-Это Линка что ли, с четвёртого этажа?
-Да.  Вы её знаете?
-Знаю ли я Линку? - переспросила хозяйка, и глаза её сразу потемнели, словно надвигалась гроза. - Как облупленную знаю! Работала я у неё в ателье год назад. Правда немного... Стерва  баба, я Вам доложу! А жадности — неописуемой... Из оставшихся лоскутов сшила себе платьице — она и взъелась. Уволила... Жили вдвоём с мужем : ни детей, ни плетей, а всё хапали, хапали и ртом и  ж…  Куркули несчастные! Кому теперь их богатство пойдёт? Государству?
-Не знаю, - бросила Таня. - Наверное, родственникам.
-Да какие там родственники? - удивилась женщина. - У этих куркулей нет никого — я знаю точно: Линка всё плакалась, что на всём Белом Свете у неё, кроме Витечки, нет никого.

-Но, может быть, у Виктора Алексеевича были какие-нибудь родственники?
-Была. Тётка. Но она умерла давно — лет десять назад... Линка рассказывала, что её Витечка относился к этой тётке, как к родной матери.
-Вы ничего не слышали позавчера вечером между восемью и девятью часами?
-Так мы ж рождение справляли! - напомнила хозяйка.
-Вы сказали, что справляли его вчера...
-Так мы его уже три дня справляем, - уточнила нерадивая хозяйка.

Понимая, что женщина, ещё не совсем отошедшая от вчерашних возлияний, вряд ли  что-то может рассказать, Татьяна поднялась с места, и, поблагодарив, хозяйку, пошла к двери.
-Да не за что, - ответила та, и её лицо, приобрело несколько удивлённое выражение. - Заходи... Те. Если что нужно будет. Мы с радостью.
-Ну уж нет, благодарствуйте! - подумала Таня, пробкой вылетая из квартиры. - Больше вы меня вряд ли  увидите!

Уже у порога, Рябинина услышала полу-пьяный голос, доносившийся из зала:
-Требую продолжения банкета!
Таня улыбнулась и подумала:
-Кому: продолжение банкета, а кому — рутины.

После посещения неблагополучной квартиры, Таня вновь вернулась к недоверчивой  старушке со снохой. И снова та допрашивала её, кто она и зачем, и снова Таня, теряя терпение, разъясняла старой женщине цель своего визита. Наконец дверь открылась и ей дали возможность лицезреть неуловимую сноху, которая оказалась розовощёкой (возможно, из-за только что принятого душа), среднего возраста женщиной, довольно миловидной и приветливой.
-Вы уж извините маму, - попросила женщина, - она немного глуховата, поэтому не всё понимает, что ей говорят. Проходите, пожалуйста, в комнату: там удобней будет разговаривать.
-А может быть, всё-таки здесь? - с опаской спросила Татьяна.
-Вы знаете, девушка, - просто, без рисовки, ответила сноха, - мне уже нужно собираться на работу. Пока я буду одеваться, мы и поговорим.
-А это удобно? - засомневалась Таня.
-Мне — да, а Вам?
-Вполне, - скороговоркой ответила девушка.

Розовощёкая сноха усадила Таню в кресло,и, прикрывшись створкой плательного шкафа, начала переодеваться, а Татьяна приступила к изложению причины, побудившей так настойчиво добиваться этой встречи.
-Я Лину Евгеньевну знала не настолько хорошо, - отреагировала сноха. - А вот с Виктором мы были знакомы неплохо: работали в одном заведении. Хороший был мужик: простой, без выкрутасов, добрый: в беде не оставит — всегда поможет, поддержит. Хотя, конечно, как и всякий человек, со своими недостатками: имел слабость к красивым женщинам, и слишком был строг к подчинённым... Но, кто без греха — пусть бросит в меня камень.

-Не мог ли Воронов на этой почве иметь врагов? - заинтересованно спросила Татьяна. - Что если его гибель вовсе не несчастный случай, как все считают?
-Это был действительно несчастный случай — установлено наверняка. Ну а недруги, или, как Вы говорите враги? У каждого порядочного человека один-другой всегда найдётся. Но это совсем не означает, что каждого из нас готовы отправить в лучший мир.

-Вы, случайно, не дружили с Вороновыми семьями, всё-таки работали вместе, и опять-таки  жили в одном подъезде?
-Не так, чтобы очень, но бывало: в праздники неоднократно сиживали у них. Компания всегда подбиралась весёлая... Виктор заводным был, и гостей умел завести. Когда он погиб все очень жалели... Да и Лина сильно убивалась: пару раз сознание теряла, и со всего маха об пол. Все похороны врач от неё не отходил... Смотреть было страшно.

После похорон Виктора, была у Лины всего пару раз... Надо бы почаще, но всё недосуг: работа, семья, мать больная — всё одно к одному.... Об убийстве Лины узнала от коллег:  в это время  дежурила. А мать, сами видите, свидетелем быть не может: глуха, да и склероз прогрессирующий.

Из-за дверцы шкафа появилась подтянутая женщина, совершенно не похожая на ту, которую только что видела Татьяна, в форме майора милиции.
-Ну всё, - сказала майор, - я готова. У Вас ещё есть ко мне вопросы?
-Пожалуй, нет.
-А Вы что, ведёте это дело?
-Можно сказать — да, веду, - ответила ей Таня не до конца откровенно.
-Тогда я советую вам поговорить с соседями Вороновых, - сказал розовощёкий майор, уверенной рукой поправляя причёску. - Ну что, идём?
-Да, непременно, товарищ майор, - ответила Татьяна, поднимаясь с кресла.

Они вышли из квартиры, и на лестничной площадке распрощались, расходясь в разные стороны: майор вниз, а Рябинина вверх, чтобы продолжить свой опрос. На этом  успехи в её расследовании закончились: оставшиеся квартиры встречали Татьяну  равнодушной тишиной, а соседи, в большинстве своём, советовавшие приходить утром, теперь советовали приходить вечером.
-Приходите завтра, - отреагировала на это Таня, вспоминая  фильм с одноимённым названием, понимая, что от этого никуда не деться: придётся наведаться ещё и вечером, после окончания рабочего дня.

Чтобы не терять времени, Татьяна решила опросить жителей последнего этажа соседнего подъезда, куда спустился фирменный молодой человек: вдруг  кто-то видел его?
Доехав на лифте на последний этаж, она начала названивать  в крайнюю дверь. Ждать пришлось недолго.
-Кто там? - донесся из-за двери бойкий женский голос.
-Это из милиции, - так же бойко ответила Таня, сильно преувеличивая свой статус, опасаясь, что женщина может не захотеть разговаривать с частным детективом.
-Что надо? - поинтересовался голос.
-Мне нужно поговорить с Вами.
-О чём? - настаивал голос из-за двери.
-Об убийстве женщины из соседнего подъезда.

Любопытство взяло вверх и дверь, придерживаемая цепочкой, приоткрылась. Цепкий взгляд карих глаз осмотрел  Рябинину, проверяя и оценивая.
-Ну ка отойди на два шага от двери! - приказала  женщина.
Татьяна не поняла зачем ей это нужно, но на всякий случай, сделала так, как ей приказали. Осмотрев её с головы до ног, женщина, наконец, открыла дверь, и сказала:
-Заходи.

Рябинина  зашла в прихожую, а хозяйка квартиры, закрыв за ней дверь, произнесла:
-Иди в залу — сейчас будем пить чай.
-Я хотела только поговорить, - начала протестовать Рябинина, но женщина решительно и твёрдо перебила её:
-Поговорим. Но для начала попьём чайку. И не возражать мне! Кто тут хозяйка: я или ты?
-Видимо, Вы, - улыбнулась ей в ответ Таня, - а я в таком случае: гостья.
-Вот это уже лучше, - произнесла хозяйка, показывая жестом, куда  идти.

Как только Татьяна переступила порог зала, сразу всё стало на свои места: в углу  красное бархатное знамя с кистями, на стенах вымпелы, грамоты, значки, а в центре, над кожаным диваном, два портрета в дорогих рамках — Ленина и Сталина.
-Я попала к бывшему партийному работнику! - мысленно испугалась Таня, опасаясь, что теперь ей придётся выслушивать нудную лекцию о прекрастности прошедших времён и никудышности нынешних.

Татьяне  захотелось потихонечку ретироваться из этого партийного гнезда, но она не успела сделать это.  Голос хозяйки энергично воззвал  из кухни:
-Молодёжь, а молодёжь, не поможешь старухе накрыть на стол?
-С удовольствием, - объявила молодёжь, появляясь на кухне.
-Что скривилась, как среда на пятницу? - спросила хозяйка, увидев её лицо. - Кстати, как тебя звать-то, величать?
-Татьяна.
-Да мы с тобой тёзки! Я Татьяна Ивановна.
-А я Татьяна Рябинина.
-Ну, вот и познакомились. Бери, Танча, самовар — будем пить чай из самовара. Ты пила когда-нибудь чай из самовара?
-Из электрического.
-У меня старинный: на древесном угле. Пошли в залу... Тут у меня сушки имеются, сахарок вприкуску, опять же вареньице кое-какое.

В зале хозяйка продолжила своё повествование:
-Я самоварчик ещё до твоего прихода раскочегарила, как чувствовала, что у меня гости будут... Ты не в обиде за то, что я тебя так придирчиво разглядывала?
-Да нет, - успокоила её Татьяна,  - не в обиде.
-Отчего не спросишь, почему была так строга с тобой?
-И почему же? - улыбнулась гостья.
-Журналистов стала побаиваться, - доложила старая партийка. - наглый народец, доложу тебе, эти папарацци: так и норовят всю подноготную вывернуть наизнанку. Я же в прошлом спортсменка: лыжи, биатлон... Соревнования, олимпиады, знаменитости... Что удивительно: им наши достижения — не нужны! Подавай сплетни, каверзы скандалы.

-А-а-а, вздохнула Татьяна с облегчением. - А я думала, что Вы ярый партиец.
-Избави Бог! - возмутилась хозяйка. - Хотя в партии, конечно состояла. Пришлось. Тогда без партбилета нельзя было.
-А это? - показала Таня на наглядную агитацию.
-Это камуфляж, - засмеялась тёзка. - Для отвода глаз. Главные мои достижения в спальне. Понравишься — покажу.

Татьяна Ивановна налила  гостье чашку чая, поясняя из чего и как она его заваривает.
-Духмянность необычайная, и опять же пользительность. Ты думаешь, отчего я такая энергичная?
-От чего? - поддержала разговор Таня.
-Витамины, витамины и ещё раз  - витамины! А так же пешие прогулки: каждый день не менее пяти километров — и летом, и зимой. Это меня и спасает.
Тёзка пододвинула Тане бублички, обсыпанные маком, как веснушками:
-А теперь чаёк с бубличком, да с сахарком вприкуску — красотища! Как две купчихи Кустодиевские у самовара.

Таня улыбнулась неожиданному сравнению, вспоминая, что на картине Кустодиева была только одна купчиха, но так пышна, так ярка и жизнерадостна, что они своими бледненькими,  худенькими личиками и тщедушными телами даже вдвоём её не перетянут.
-Что смеёшься? - удивилась хозяйка.
-Купчиху припомнила, - призналась Таня.
-Да, - согласилась хозяйка, - купчиха, конечно, видная, не то, что мы с тобой... Ситуация просто похожая.
-А чай, действительно вкусный, - признала Татьяна.
-Не то слово! - запротестовала та. - Знатный!

Выпив пару чашек знатного чая, Рябинина поблагодарила Татьяну Ивановну. Та посмотрела на неё непонимающе и сказала:
-Стоило тогда самовар сюда тащить? И чайника хватило бы.
И Татьяне пришлось браться за третью чашку, чтобы  доставить удовольствие хозяйке.
-Так, что, тёзка, ты хотела у меня узнать? - наконец, приступила к главному хозяйка


Таня начала неторопливо рассказывать о том, что более суток назад произошло в соседнем подъезде.
-Слышала, - отозвалась хозяйка. - Испорченный телефон донёс. Только я-то чем могу помочь?
Тогда Рябинина рассказала Татьяне Ивановне о том, что узнала от мальчишки, как сама вчера путешествовала из подъезда в подъезд.
-А  знаешь, Танча, - вдруг вспомнила хозяйка, я ведь действительно слышала какой-то шум, словно кто-то лез на крышу, или спускался с неё.
-Ну и?

-Что, ну и?  Когда  подошла к двери, то через глазок успела заметить только верхнюю часть этого скалолаза, который сбегал уже по ступенькам вниз.
-И что же Вы видели? - продолжала настаивать Таня.
-У скалолаза были светлые и какие-то всклокоченные волосы, а на нём — спортивная куртка. Это всё. Извини. Толком рассмотреть не успела.
-Он не оборачивался?
-Ты хотела узнать видела ли я его  лицо?
-Да.
-Лица не видела, потому что этот спортсмен бежал, как Гарун с поля брани: быстрее лани.

Таня про себя подивилась образности сравнений Татьяны Ивановны, а та продолжила свой рассказ:
-Но то, что это спортсмен — уверена: у меня глаз в этом деле намётан. Не скажу, что на самом деле скалолаз: гремел очень, но легкоатлет — несомненно.
Рябинина слушала тёзку краем уха, думая о том, даже сейчас, когда узнала несколько больше об этом субъекте, у неё не возникло никаких ассоциаций. Высокий, светловолосый, спортивный, молодой. Да мало ли таких в нашем городе? Сотни. А, может быть и тысячи.

Татьяна Ивановна ещё долго не отпускала Таню. Видимо бывшей спортсменке, привыкшей к большому количеству людей, некогда окружавших её, не хватало общения, поэтому она хотела  поделиться с  нежданной гостьей, наболевшим, выговориться. Только после того, как Таня дала обещание, что, непременно, навестит Татьяну Ивановну, та отпустила её, сожалея о том, что чаёвница она неважная.
После ухода от бывшей спортсменки, Таня на всякий случай наведалась в те квартиры, что закрыты на семь замков, и в прямом и в переносном смысле и, убедившись, что во время её отсутствия ничего не переменилось, возвратилась домой, дав  себе обещание, что придёт сюда  после шести часов.

                *      *      *

Переделав все домашние дела, Татьяна, как заворожённая или, как змея к дудочке, потянулась к дневнику Вороновой. Брала с опаской, открыла на закладке, оставленной прошлым вечером и начала читать.
 03. 09. Кому рассказать — не поверят. Витя приходит ко мне каждый вечер. Мы подолгу беседуем с ним, вспоминаем самые дорогие сердцу события, строим планы. Если я задерживаюсь на работе, он сердиться, говорит, что эта дурацкая работа мне дороже него, грозит, что если не буду возвращаться домой вовремя, то он спалит ателье.

И ведь, действительно: однажды вечером у нас начался пожар! Хорошо, что охранник вовремя заметил  и сумел сам потушить очаг возгорания. Витя тогда сказал:
-Это тебе предупреждение. В следующий раз всё сгорит дотла.
Начала опасаться, что он всё-таки выполнит свою угрозу, и перестала задерживаться на работе после шести часов.

Прочитав эту запись, Татьяна подумала:
-Неужели Лина действительно верила во всю эту чушь, ведь она вполне образованный человек? Откуда эта отсталая, почти первобытная вера в мистическое?
Глаза Рябининой продолжили скользить по строкам сделанным Вороновой, донося до сознания, написанное далее.
 
 27.09. Сегодня Настя, дочка Надежды Волошиной привела к нам очень талантливого мальчика: Таро Андрея. Они учатся  на одном курсе в университете. Как он мне напомнил Витю! Не теперешнего с морщинами и сединами, а того — прежнего, ещё зелёного лейтенантика, с которым я познакомилась на танцах в клубе железнодорожников, двадцать лет назад.

Увидала Андрея и мне стало плохо. По-моему, я всё время называла его Витей, а он поправлял меня, говорил, что его зовут Андреем. Была просто потрясена этим сходством и поэтому приняла его на работу сразу, не раздумывая, хотя он сказал, что сможет работать только  после занятий и по выходным, в крайнем случае брать работу на дом.

Я готова была пойти на любые условия, только чтобы он не отказался работать у меня. Заодно и Настю зачислили, чтобы меньше  было подозрений. Отдала свою заветную папочку, которую  никогда никому не доверяла: в ней заметки, вырезки, наброски новой коллекции одежды, которую  я вынашивала продолжительное время, но до которой никак не доходили руки.
-Совершенно никудышный художник, - призналась я. - Там, где не могла изобразить  карандашом, описывала словами. Посмотрите, подумайте, прикиньте — возможно, у вас получиться лучше, чем у меня, и мы попробуем вместе воплотить  мечту в жизнь. Если, конечно, это вам покажется интересным.
Молодые люди обещали подумать над этим предложением. На том  мы и разошлись.

Эта запись порадовала Татьяну: Виктор в ней  фигурировал, но в прошедшем времени, и никаких встреч с ним, никаких разговоров.
-"Теперь понятно, почему Лина так цеплялась за Андрея: он напоминал ей погибшего мужа в его лучшие, молодые годы, - подумала Таня. - Это вполне оправдывает  Воронову в моих глазах. Зная из записей в каков состоянии пребывала она после потери мужа, я  теперь могу понять насколько болезненной была её привязанность к Таро".

Из задумчивости Рябинину вывел будильник, который она поставила на случай, если забудет, что пора отправляться к месту  сбора информации.
-Ну, что же? - поинтересовалась Таня, поглядывая на себя в зеркало, - Пора? Пора в путь дорогу...
   
     Продолжение:http://proza.ru/2009/03/25/174