Цинично о наивном или ПроллГоттБарг

Беспощадный Критик
Наивность подкупает. Наивность умиляет и притягивает. От наивности становится тепло и уютно на душе – почти так же, как от взбирающегося по вашей штанине котенка. Поэтому наивность – выгодный товар. Она хорошо продается, но есть проблема: это должна быть профессиональная наивность.

Начну с разговора именно о ней. Буквально в эти выходные приехали родители жены и привезли стопку книг. Последние три года я почти не читаю бумажные издания, более того, я почти не читаю на русском. Поэтому, когда они спросили, что привести, я попросил побольше книг. Чего-нибудь из новомодного. Среди прочего, тесть осчастливил меня самым известным романом популярного норвежца Эрленда Лу: «Наивно! Супер!». Я принялся читать в поезде. Пока нравится. Наивно? По-своему, да. Супер? Ммм. По крайней мере, неплохо, насчет «супер» - не уверен. Лу пишет о двадцатипятилетнем оболтусе со средним уровнем интеллекта, испытавшего первый кризис на исходе молодости. Очень жизненно и наивно, но сразу вспомнился другой герой, совершенное воплощение эстетической модели наивности – бесподобный Форест Гамп. Вот доказательство того, что путь к сердцам миллионов способен протоптать наивный тихий идиот, демонстрирующий, что он, на самом деле, гораздо мудрее нас, потому что умеет радоваться жизни такой, какая она есть. Уинстон Грум, придумавший Гампа, конечно, не дилетант. Он создал образ, сознательно используя игру в наивность, поэтому, как ни крути, все же  чувствуется там некоторая искусственность.

Среди непрофессиональных авторов есть те, кто не играет и даже не понимает, как упоительно наивно то, о чем и как они пишут. Я обнаружил пару таких авторов совершенно случайно. И каждый открыл для меня новую грань наивности. Точнее, открыл заново. Что греха таить, в юности я был таким же.

Грань 1-я. Философский скуба-дайвинг.

Чуть больше года назад искал я на досуге информацию об артефактах, связанных с оккультизмом Третьего рейха, и среди прочих ссылок наткнулся на роман «Копьё легионера» потрясающе наивного автора Прозы Германа Пролла. Эта книга – да и все остальное творчество Германа, - до сих пор приводит меня в состояние полного пароксизма растроганности и умиления не хуже, чем Форест Гамп, но тут ведь все по-настоящему: никакой игры! Великий мыслитель герр Пролл искренне верит, что осчастливил землян своими философскими прозрениями, а читающую публику – увлекательнейшим чтивом. И это именно так, по крайней мере, в отношении меня: я, признаюсь, бывает, перечитываю особо полюбившиеся произведения Германа, промотав наугад ближе к середине, – это прекрасно поднимает настроение, поверьте мне. Чтобы не быть эгоистом и не смаковать это чудо в одиночестве, я, не рекламы для, приведу авторские аннотации к дилогии о Нибе – Земле Богов:

- Книга Германа Пролла «НИБА – ЗЕМЛЯ  БОГОВ» – научно - фантастический приключенческий роман – версия,  повествует  о  происхождении  разумной  жизни  на  Земле.  Эта  книга  об  извечной  борьбе  сил  Добра с силами  Зла, которая  ещё  далеко не завершена. Именно об  этом предупреждают нас «нибажители» –  Боги,  создавшие  разумную  жизнь  на  Земле.  Они  очистили  ближний  к  нам  Космос  от  дьяволов  и  пытаются  вступить  в  контакт  с  землянами,  желая  помочь  им  в  борьбе  с  Дьяволом,  выбравшим  Землю  своей  столицей.  Книга  насыщена необыкновенными   приключениями   российского космонавта и его друзей, волей обстоятельств вовлечённых  в  гущу  событий  этой  борьбы.  В  книге  есть  всё: необыкновенные  события,  приключения, преданная любовь,  настоящая   мужская  дружба  и  «звёздные войны». Книга читается  легко, с  интересом.

–  Книга  Германа  Пролла  «КОЗНИ   ДЬЯВОЛА» – это  научно - фантастический    детектив,  повествующий  о  журналистском  расследовании   п р е с т у п л е н и я,  совершённого  «дьявольскими»  силами  на  Земле против  издательства неугодного им журнала. В поисках террористов детективам помогали  «божественные  силы»,  с  которыми  был  дружен  один  из учредителей этого журнала.  В  результате –  преступники  найдены и  уничтожены,  а  пострадавшие  исцелены. В  книге использованы  элементы  приключенческого  жанра  и  звёздных  войн  в  ближнем  Космосе  так  как,  на  спутниках  Юпитера,  построены  базы  божественных  и  дьявольских народов – осколочных  высокоразвитых  цивилизаций,  постоянно  враждующих  между  собой, оставшихся  после  гибели  планеты  Нибы  тринадцать  тысяч  лет  назад,  находившейся  на  месте  «Пояса  астероидов»  в  Солнечной  системе.   

Сами книги и все остальное – гораздо веселее. Но наиболее притягательное в творчестве Германа не то, как он пишет, а то, что через корпус его произведений совершенно объемно проглядывает наивная, но самоувлеченно мыслящая личность. И давайте не будем бормотать про неистребимую инфантильность: ведь лучше писать так - глупо, но искренне, - чем глупо и искусственно, как многие другие.

Грань 2-я. Праздник ожидания первого секса.

Сейчас я временно живу в стране с чуждым мне языком. Поэтому новости узнаю либо по телефону, либо из Интернета. Либо – можете смеяться, но это намного информативнее в моем случае, - из игр КВН, которые скачиваю по мере поступления. В общем, многое доходит до моих ушей с заметным опозданием. Так, например, только из КВН я узнал, что где-то год назад молодежь захлестнула мода на эмо. Пытаясь выяснить, что это за новшество, я наткнулся на очередного представителя наивной прозы: знакомьтесь, Серг Готт.

В отличие от предыдущего автора, склонного видеть себя погруженным в глубины философско-научной мысли,  Серг пишет о романтичном и чувственном. Соответственно, его вклад в современную культуру представляется ему в модернизации литературной речи и в создании по-новому чистой, невинной и возвышенной эротической прозы.
Во исполнение первого, он сознательно пренебрегает грамматикой, пунктуацией и пишет Нью-Йорк как НюЁрк. Его кредо выражено сентенцией:
«Я попытаюсь медленно и плавно приобщить инет к моему стилю русского языка, где небудет ненужных пробелов, дефисов, запятых и букв. Такчто внекорневые ошибки заранее за ошибки просьба не считать – насладитесь смыслом, почувствуйте теплоту строк и напишите все, что вы об этом думаете!!!»

(В скобках замечу, что приглашение к обсуждению, критике, участию в творческом процессе – характерная черта наивных авторов. Высший пилотаж – это приглашение издательств к сотрудничеству).

Выполняя свой долг перед эротической литературой, Серг приступил к монументальному роману «Романтика. Её глаза...», который, правда, застрял после тщательно выписанной эротической сцены – семь немаленьких абзацев посекундной хроники первого подросткового соития, как оно представляется еще неокрепшей постпубертатной фантазии:

...«Далее их руки сплелись в тихом медленном танце ласковых прикосновений, пытаясь охватить торсы обоих с разных сторон, а их губы соединились в прекрасное единое, причём несмотря на всю возбуждённость, они оба понимали, что спешка и нарочитость не очень помогли бы делу и испортили бы всё представление. А выглядеть отличными, именно любящими, так хотелось, ведь это правда!.. Это продолжалось очень долго, наконец Женя, позволив себе оторваться от её губ, но не от глаз, которые у обоих всё это время уже были открыты и даже несколько неожиданно вращались, как вращают их при пробе деликатеса или приятных воспоминаниях, и попытаться двинуться к плащу и скамейке, расстёгивая по пути её джинсы, после того, как она лёгким движением руки сделала так, что ливчик упал сначала между их животами, а потом и вовсе потерялся в траве. Они прижались ещё плотнее. С начала действия прошло уже где-то минут 5-10, но небо было чище не бывает, а луна светила как в полярный день, хотя была глубокая летняя ночь»...

Не знаю как вы, а я плакал от умиления.

Грань 3-я. Между ангелом и бесом.

Последний герой появился на моей страничке уже сам. Я спросил у него разрешения, таковое получил, и теперь с чистой совестью могу вовсю улыбаться по поводу его юношеского максимализма. Итак, Денис Барг.

Если вы в свои шестнадцать-двадцать не произносили с многозначительным видом: «Возраст определяется не количеством прожитых лет, а приобретенным  опытом», если вы не чувствуете в текстах группы Ария сакрального смысла, если вы не ощущаете чуждость этого мира и не стремитесь в мир мрачный, но предельно искренний, - вам никогда не понять Денис Барга. Он видит себя совершенно не таким, каким видим его мы. Он точно знает, что мы не способны заглянуть ему в душу и увидеть ЧЕРЕЗ ЧТО он прошел, ЧТО он знает и какие ИСТИНЫ – недоступные прочим – открылись ему. На самом деле, он уже весь седой изнутри, и взирает он на нас как на копошащихся в песочнице детей, потому что наш мир слишком одномерный для него, он уже практически люден, Человек Играющий.

Судя по всему, это соответствует действительности: читая короткие миниатюры и стихотворения Дениса Барга , я все более склонялся к мысли, что Барг играет, причем играет во все – от компьютерных и ролевых игр до турниров «Что? Где? Когда?». Он абсолютно типичный представитель особого типа современной молодежи, который склонен к подростковому самолюбованию собственным интеллектуализмом и даже какой-то смутной мистической избранностью. Они не такие, как остальной мир. Он – реинкарнация великой языческой культуры. Они знают, что Бога нет:

«Зима пришла в его жизнь незванной гостью. Без стука отворила дверь и скользнула под опустевшие своды его дома. Молча уселась рядом, и коснувшись губ, застыла в глазах. Серым пеплом осыпались мечты и счастье почило вечным сном на страницах фотоальбома.
   Лишь однажды добрый самаритянен коснулся его плеча и улыбнувшись одними глазами повел за собой. Он провел его райскими кущами, свернул за библиотекой и остановился на площади, заполненной народом. Исполненные радостью, онивосхваляли имя своего творца. И взирая на творения Бога, в самом центре толпы, стояли старцы. С именем его на устах, направляли они на путь истинный, заблудших детей.
   И все бы ничего, но с лукавством в хитрых  глазах, от одного к другому перемещался карлик. Он не просил мистыни, он брал по монетке, отбирая вместе с ней свободу и капельку от души. И когда он подошел, и взглянул в еще пустые глаза, пришло озарение.
   И стоя на крыше высотного дома, он молча смотрел вниз. Теперь он был готов сделать шаг за любимой. Уйти, какушла она. Из мира где мертв Бог».

Dixi. 

PS. Есть еще один автор, которого я бы отнес к наивной литературе, но я уже писал о ней, – я имею в виду Олю Терехову. Недавно она анонсировала свой очередной рассказ – я заглянул и только тяжело вздохнул. Все-таки главное – это чтобы наивность не зашкаливала за пределы разумного. А ведь Оля – уже не девочка. Она пишет на взрослые темы. Но если вы хотите образец прозарустической инфантильности от крайне популярного автора – прочтите ее «Белый Мерседес». Да и все прочее. Это - великолепно!