Ответственность перед будущим

Вячеслав Гришанов
«Не в славу, не в почёт народные скрижали
Родную нашу Русь святой именовали,
Но в назиданье нам, в ответственность, в завет;
Чтоб сберегали мы первоначальных лет
Страх Божий, и любовь, и чистый пламень веры,
Чтоб добрые дела и добрые примеры,
В их древней простоте, завещанные нам,
Мы целью передать могли своим сынам».

Эти звучные слова Петра Вяземского, как никакие другие, напоминают нам о великом предназначении россиян перед будущими поколениями. Что мы оставим в наследие нашим потомкам? Какие ценности сумеем сохранить у русского народа в области духовной культуры и нравственных исканий?
За прошедшие 15 лет по вине младореформаторов в России произошла трагедия, отголоски которой будут слышны через десятилетия и даже века. Разрушена вера в добро, любовь, правду, гармонию, питавшие и наполнявшие сокровенные глубины души человеческой. Разрушены принципы социальной справедливости, ведшие к стойким следованиям совести. С принципами была разрушена святая святых – совесть, своего рода защита от хаоса, торжества зла, самоуничтожения.
«Совесть, – говорил Г. Ф. Гегель, – это моральный светильник, озаряющий хороший путь; но когда сворачивают на плохой, то его разбивают». Что в общем-то и произошло в России. Свернув в капитализм, мы не только разбили светильник, но и потеряли всё лучшее в нашем обществе – веру в завтрашний день. Обидно, что всё это мы сделали своими же руками.
Русский философ И. А. Ильин в своё время писал: «Отовсюду доступные, ниоткуда не защищённые, мы веками оставались приманкой для оседлого Запада и вожделенной добычей для кочевого Востока и Юга. Нам как будто на роду было написано всю жизнь ждать к себе лихих гостей, всю жизнь видеть разгром, горе и разочарование; созидать и лишаться; строить и разоряться; творить в неуверенности, жить в вечной опасности, расти в страданиях и зреть в беде.  История России есть история её самообороны: она провоевала две трети своей жизни…» Воевала Русь
и один на один, воевала и против двух врагов, и против пяти, и против девяти… И не было для русского народа жертвы«чрезмерной», а для русского солдата не было «невозможного».
Хуже, когда страну разоряют и губят изнутри свои же правители. Факт уничтожения и разворовывания национального богатства России, создававшегося всем народом на протяжении 70 лет, в 90;е годы прошлого столетия не знает аналогов в мировой истории, он беспрецедентен. В результате десятки тысяч наших граждан оказались в канализационных люках, а остальные миллионы (за исключением 20;25 %) за чертой бедности. Это значит, что у значительной части нашего общества нет достатка, позволяющего достойно питаться, одеваться, обзаводиться жильем,наконец,
растить достойных граждан России. Все эти беды от безысходности, особенно в деревнях, где заливаются суррогатным алкоголем, который в буквальном смысле наводнил рынки России. Из-за копеечной стоимости этот алкоголь одним несёт смерть, а другим – фантастические прибыли. О жертвах мы можем только догадываться. Если, по официальным данным, за год в России умирает до 700;800 тыс. человек, а рождается пока меньше. Дай Бог, чтобы принятые президентом меры в демографической политике всё же дали результаты.
К низкому уровню жизни добавляются периодическое повышение коммунальных платежей, низкий уровень дорог, проблемы с общественным транспортом и т. д. На фоне всего этого власть олигархов и бюрократии сделала всё возможное, чтобы отгородиться с наворованным от народа глубоким рвом и крепостным валом. Год за годом народ терпеливо ждал улучшения жизни, но все ожидания оказались напрасными. Внутренний конфликт между бедными и богатыми в России (кто бы только подумал?) лишь усугубляется. Растёт повсеместно социальное недовольство.
Выступая на ХI Всемирном русском народном соборе (03.05.2007), митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл сказал: «Ожидание лучшей жизни, можно сказать, накалено до предела. Кажется, что если не произойдёт заметных сдвигов в этом направлении, то в обозримом будущем случится какой-то надрыв в народной воле. И это понятно, в других странах мира в условиях подобного разрыва между уровнями жизни происходят социальные беспорядки и даже революции. Конечно, в последнее время российской властью предпринимаются меры по повышению уровня жизни, но они носят больше социально-экономическую направленность, не отражая ценности русской культуры, а без них никакие реформы не состоятся, особенно в России».
Очень жаль, что эту закономерность игнорируют наши правители, а ведь мы теряем драгоценное время.  Дело в том, что понятие культура, к сожалению, часто воспринимают в обществе как некий объём знаний. На самом деле культура происходит от слова«культ»,
а культурность зависит от того, насколько ты заповеди Бога исполняешь.
Апостол Павел говорил: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая, или кимвол звучащий. Если имею дар пророчества и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, то я ничто». (1Кор.13,1.2)

Культура – это, прежде всего, уважение к ближнему.
Всякая человеческая общность с любой идеологией, в силу уязвимости человеческой природы, характеризуется отклонениями от нравственных норм, и степень этих отклонений прямым образом зависит от состояния культуры общества. Без культуры человек забывает о своём духовном свойстве и целиком погружается в
материальный мир, в котором становится безудержным потребителем.
Человек становится ненасытным. Ломается стержень самой сути – человечности. Таким образом, один берёт всё то, что должно быть достоянием многих.
«Тысячелетняя история России, – пишет митрополит Кирилл,  – сформировала мощный духовно - культурный код нашего народа, который направляет образ жизни отдельного человека и всего общества. Закваской этого кода является религиозная традиция, для большинства народа России это – Православие, а для части граждан – это другие традиционные религии. Этот код невозможно разрушить, ибо он представляет из себя совокупность истин, которые сформировались под воздействием религиозной  традиции и прошли проверку на опыте народной жизни. В мирное время эти ценности помогали отстраивать общественную жизнь, а в моменты военных испытаний – преодолевать трудности и опасности. Поэтому когда игнорируются эти ценности и тем более когда пытаются заменить их другими, то происходит отчуждение народа, скрытое или открытое, от политики, которая проводит подобный курс. Следовательно, реформы в нашей стране не должны посягать на культурный код России. Что это значит? Это значит, что при проведении модернизации страны надо искать ценностные основания в собственной духовно - культурной традиции».
Великий русский писатель и религиозный философ Н. В. Гоголь также считал, что религия для россиян стала наукой жизни: «В ней заключено всё, что нужно для жизни истинно русской, во всех отношениях, начиная от государственного до простого семейного, всему настрой, всему направленье, всему законная и верная дорога».
Православными идеями пронизана и вся русская литература ХIХ в. (обратим внимание:  не богословская литература, а художественная!). Об этом пишет Н. А. Бердяев, подтверждая ещё раз, что религиозность в крови и плоти русского народа, независимо от сословий: «Русская литература ХIХ века есть величайшее творение русского национального духа. Русское творчество никогда не подымалось выше и вряд ли подымится… Но для нашей темы важно, что в русской литературе, у великих русских писателей религиозные темы и религиозные мотивы были сильнее, чем в какой-либо литературе мира… Вся наша литература ХIХ в. ранена христианской темой, вся она ищет спасения, вся она ищет избавления от зла, страдания, ужаса жизни для человеческой личности, народа».
Особое место в структуре духовно - нравственных  ценностей занимает в христианстве добродетель, делание добра. Русский человек проникся идеей христианской доброты, очевидно, в силу того, что по природе своей восприимчив  к доброму началу в повседневной жизни и творение добрых дел рассматривает в качестве первейшей добродетели. Однако за прошедшие 15 лет в обществе начали выстраиваться новые приоритеты: накопительства, богатства, ненависти, зла, неуважения закона, воровства, коррупции.
Воцарившийся строй, которые многие называют демократическим, на самом деле оказался безнравственным и циничным. Современная Европа развивала эту форму власти несколько веков, пока не получила то, что мы можем наблюдать в наши дни.
А у нас получилось следующее: «Кто смел, тот и съел» и далее:
«Из грязи в князи», с претензией на новую русскую буржуазию. Перефразируя французского политического деятеля Сийеса (1748;1836), можно сказать: «Пока она ничто, но уже хочет стать чем - нибудь». Думается, что такой строй не может найти практики для созидания национального богатства и использования его во благо людей. Во всяком случае, мы видим, что такой строй удовлетворяет лишь небольшую кучку людей.
В христианстве нет осуждения богатства, но есть осуждение привязанности к богатству. Богатства даются для созидания, а не для накопления ради накопления. Ещё более кощунственно, со стороны правителей, когда наше богатство работает против своего же народа. Я имею в виду капиталы российских олигархов, размещённые за рубежом и работающие на экономику других государств. Или, ещё хуже, когда в полуголодной России те же олигархи (новая буржуазия!) на виду всего мира тратят заработанные деньги на свои прихоти и пороки (говоря русским языком, занимаются  мотовством), вместо того чтобы помочь в трудный час благому делу, направленному на возрождение России.

Поэт А. Гребнёв пишет:
Тысячелетнее величье в глухое втоптано быльё –
Святой обряд, живой обычай, ёё уклад и лад её.
Эй, братья-русичи! Славяне!
Все, в ком душа ещё жива, -
Неужто с вами мы завянем,
Как прошлогодняя трава?

Я верю, верю – невозможно
Таких и нынче перечесть,
Кто любит Родину не ложно,
В ком честь и совестливость есть!
И возродить нам хватит силы,
Соединившись на краю,
Из разроссиенной России
Россию кровную свою.

Возможно ли возрождение России? Хватит ли у России духовных сил, чтобы выстоять и  воскреснуть? Если да, то каждый русский должен не на словах, а на деле вернуться к православной вере. При этом роль государства должна являться приоритетной.
Именно государство должно прикладывать огромные усилия на воспитание и поддержание духовных и нравственных стандартов, основанных на православной культуре и христианском стержне, которая предохраняет человека и человечество в целом от распада, деградации и даже, можно сказать, от нравственной гибели. При этом должна применяться конкретная идеология,не придуманная
чиновниками в кабинетах, а выработанная нашими предками на протяжении столетий и вошедшая в нас вместе с молоком матери. Девизом этой идеологии должен стать лозунг: «Власть и деньги несовместимы».Далее, важным аспектом в развитии духовности  должно явиться преподавание православной культуры и основ традиционных религий в школе.
Уже с детства необходимо говорить детям не о вере в Бога, а о христианских ценностях, об осознании того, что они являются частью великого целого.
Необходимо увеличить количество музеев, выставочных залов, художественных галерей, проповедующих историю и культуру нашего народа в прошлом, настоящем и будущем. Нужно не бояться вкладывать национальные средства в духовную сферу страны для повышения престижа культурной жизни. Необходимо реанимировать учреждения культуры, особенно на селе. Возродить обычаи и традиции. Нужно сохранять и развивать естественную среду обитания. Нужно понимать, что мы, люди, всего лишь гости на этой земле, на этой планете, а гости должны вести себя по правилам. Эти правила должны стать аксиомой в жизни, как для ребёнка, так и для олигарха. А главное, необходимо, чтобы «высшие» круги смогли сами не только воспринять, но и глубоко осознать, прежде всего, в себе, религиозную культуру. Чтобы слова Христа были для них важны и понятны. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». (Мф.5,8)
Хочется закончить статью словами известного патриота, безвременно ушедшего митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева):
«Пора признать, пока мы не восстановим традиционные нравственно-религиозные ценности, пока не остановим пропаганду насилия и разврата, пока не начнём воспитывать в россиянах чувство национального единства вместо нынешнего духа наживы – никто не сможет гарантировать, что трагедия не повторится вновь. Времени остаётся всё меньше и меньше. Дай Бог, чтобы на этот раз хватило мудрости и веры, чтобы избежать окончательной гибели России и русского народа».


15 сентября 2007 года.