Токийский Драфт

Николай Коршунов
Неделя дизайна в Токио – мероприятие крайне развесистое. Это и 100% Design – крупнейшая выставка модных интерьеров с семьюдесятью тысячами посетителей, впервые прошедшая в 1995 году в UK. Это Container Ground – экспозиция под открытым небом в пространстве пустых грузовых контейнеров. Pro Exhibition – выставка прототипов новых дизайнерских решений: макеты вещей, мебели, техники, выполненные в уменьшенном масштабе. Это, наконец, Student Exhibition, на которой были собраны более шестисот работ молодых и амбициозных промышленных художников из шестидесяти институтов и школ. Все это, вместе взятое, представляет собой адскую смесь из новых, радикальных, кричащих своей необычностью и/или нестандартностью идей, выплеснутых на японские камни, подобно краскам на картине Джейсона Поллока. Общее замечание по поводу всего увиденного: высокие технологии перестают быть дорогим развлечением и идут навстречу простому юзеру. Помогая ему экономить деньги, энергию, нервы, время. Или, в лучшем случае, тратить их с пользой и удовольствием. Таково motto современного дизайна.
Датчанин Джос Кранен, отмеченный «самым элегантным решением в области света», видит дом будущего свободным от электропроводов. Озарение снизошло на него в момент переезда на новую квартиру, внешний вид которой изрядно портили кабели электроаппаратуры. Поскольку передавать энергию по воздуху умели только марсиане у Алексея Толстого, Джос пошел другим путем и сконструировал освещение по принципу распайки электродов на печатной плате. Плоские и узкие ленты-тоководы тянутся по стене, утончаясь, разветвляясь и заканчиваясь лампочками, которые также вмонтированы в плоскость стены. При всей изящности внешнего вида, система собирается по принципу конструктора и использует низковольтные энергосберегающие лампы. Так что «Flexlight», как автор обозвал свое создание, определенно будет востребован и как полезный гаджет, и как обже д’aр.
В отличие от предыдущего сабжа, англичане из дизайнерской группы Viable не были столь сильно заморочены на полезности творений рук своих. Размышляя над темой мира и любви, авторы персонифицировали свои фантазии в образе розового фламинго. Которых настрогали в количестве девяноста восьми единиц хранения и уставили ими весь свой серебристый павильон сплошь. Гламурная клубная эстетика вдохновила посетителей выставки, и все фламинго были раскуплены частными лицами и организациями за тридцать пять минут в течение последнего дня выставки. Для всех желавших узнать побольше о том, с чего Viable решили посягнуть на птичьи права, у них была заготовлена маленькая сказка: «Вокруг столько птиц, но только две из них чего-то стоят. И когда гаснет свет, пара влюбленных фламинго начинает светиться».
Еще один хорошо запоминающийся экспонат Tokyo Design Week – часы Nooka дизайнера Мэтью Уальдмана. Они явно предназначены для любителей преодолевать сложности, косящих сено в скафандрах. Носить их на руке должно быть приятнее, чем пользоваться ими как собственно часами. В отличие от Nokia, Nooka не коннектит пипл, а рушит ему мозг, поскольку часы, минуты, секунды и дни недели на Nooka изображены не стрелками или цифрами, а шкалами, диаграммами и неким подобием графиков. Если ты не боишься застревать каждый раз, когда на улице спросят «Который час?», значит эта игрушка определенно доставила бы тебе массу удовольствия за разумный прайс. А идея в целом получила теплые отзывы и статус «самого неудобочитаемого прибора выставки».
Кстати, хай-тек и мода совершенно необязательно должны выглядеть как электронные гаджеты и титановые корпуса. Англичанин Макс Лэмб накопил изрядный experience, общаясь с народными умельцами по всему миру, после чего пришел к выводу, что изящные и красивые вещи вовсе не требуют наличия современных производств. Вся его мебель сотворена из полимерной быстрозастывающей пены и олова, залитого в песчаные формы. Причем мебель не обязательно должна быть твердой – с тем же успехом можно отлить и мягкий диван, полимерная пена тоже бывает разная. Для пущей экзотики на выставке были показаны подробности отливки журнального столика и стула прямо на морском берегу – конечно, не простого, а совсем даже оловянного, Pewter Stool. Кое-какие навыки Макс почерпнул из своего солнечного корнуоллского детства с обязательной постройкой замков, крепостей и подземных ходов из песка. По уже отработанной технологии расплавленное олово влили прямо в вырытую в одном из песчаных склонов Сирхэйса опоку. Дождавшись, пока стойкое оловянное изделие охладится, песок разгребли – и вуаля! Как считает автор, особый кайф и экологическую чистоту его вещам придает натуральная песчаная текстура, остающаяся на поверхностях после изготовления, в отличие от инкубаторского серийного литья. Несмотря на молодость, Макса уже пригласили работать в известную далеко за пределами Англии дизайн-студию Тома Диксона. Совершенно, в общем-то, заслуженно, поскольку идея с мебелью из пены – далеко не самая необычная его разработка.
Конечно, вниманием не обошли и традиционные японские темы, к которым современные японцы относятся с огромным пиететом. Например, Йотаро Саито создал необыкновенную обстановку для комнаты, все детали которой декорированы узорами со старинных кимоно – горы, цветы, листья дерева гинкго покрывают всю поверхность стен и мебели, создавая уникальное чувство психологического комфорта. Дизайнерская группа Шин Нихон Гюнте, известная за рубежом как Cactus Design, использовала национальные японские орнаменты в дизайне рабочих перчаток для садовников и строителей, превратив грубую вещь повседневного обихода в произведение искусства. Японские студенты достойно продолжили тему, сочинив из поношенных джинсов и пластиковых каркасов коллекцию «Lap Seat by Unit Sa-Shi-Su-Se-So». Получившиеся в итоге седалища, действительно, радуют глаз и вполне функционально состоятельны. Особенно в глазах женской части аудитории, которым небезразличны мужские колени.
Европейские дизайнеры также ищут вдохновение в винтажных вещах аналоговой эры. Поскольку Россия, скорее всего, осталась последней страной на Земле, в которой аудиокассеты имеют хождение наряду с цифровыми носителями, в Италии из них уже делают кошельки. Так что, разгребая завалы кассетного барахла, наверное, стоит задуматься, нужны ли тебе древние записи в таком количестве – у тебя их наверняка наберется на целый чемодан. За подробностями можешь обращаться к Марселле Фосчи, единственной итальянке, знающей секрет изготовления девайса.
Одним словом, Токийская неделя дизайна 2006 в очередной раз подтвердила: возможно все. Для креатива не существует пределов, а все старое – это тщательно замаскированное новое. Которое иногда прорывается наружу через вещи, созданные талантливыми и наблюдательными людьми.

Журнал "Sync", февраль 2007.