Мийя Масаока. Таракан Плюс

Николай Коршунов
Владимир Высоцкий совершенно правильно, в общем-то, предсказывал, что его обычную гитару скоро «заменят электрогитара, электророяль и электропила». Хотя до электропилы дело покамест вроде бы не дошло, некоторые оторванные музыканты шагнули уже довольно далеко вперед по дороге усовершенствования традиционных инструментов с помощью электронных примочек. Например, японоамериканка Мийя Масаока, преподавательница университета и общественного музыкального центра в Сан-Франциско, которая извлекает звуки из воздуха при помощи разнообразных хитрых приспособлений, доведенных до кондиции народных японских гусель, насекомых и голых мужчин.
В начале девяностых Мийя работала в амстердамской студии электронной музыки STEIM, попутно общаясь с одним из изобретателей «электронной перчатки» Томом Циммерманом – создателем девайса, при помощи которого можно переводить движение руки в цифровой формат. В результате плодотворного общения была выношена концепция рушащего своим видом мозг агрегата на базе японского традиционного инструмента кото, в массовом сознании являющегося примерным аналогом русской balalaika. В прототип были внесены следующие изменения: кото подзвучили звукоснимателями, надстроили блоком лазерных фотоэлементов и подключили к миди-секвенсору, роль которого выполнял мийясовский Mac. В результате Мийя получила в распоряжение дополнительную группу лазерных струн, «дергая» за которые можно было воспроизвести любой звук или созвучие, находящееся в памяти секвенсора. Примерно тем же самым в то же время занимался другой теоретик электронной музыки – Жан-Мишель Жарр. Хотя, скорее всего, идея с фотоэлементами как управляющим органом музыкального инструмента, первому пришла в голову барабанщику KRAFTWERK Вольфгангу Флюру, исполнявшему барабанные партии с помощью драм-машинки, управляемой из «светового куба», внутри которого он, собственно, и находился.
После экспериментов с улучшенными аналоговыми инструментами наступил период увлечения полностью электронным звуком, но модулируемым живыми объектами. Такими, как пчелы, гигантские тараканы или живые люди. С первыми и вторыми Мийя устраивала нечто вроде живых концертов-перформансов. Тараканы и пчелы ползали по ее обнаженному телу, звуки, издаваемые ими, снимались чувствительными микрофонами. Попутно насекомые пересекали инфракрасные лучи, которые заставляли срабатывать уже известные нам сэмплеры. Слушатели глядели на происходящее и тихо торчали от эстетического шока. Не меньшее впечатление произвел проект Мийи «Как звучат десять голых азиатских мужчин?» В полном соответствии с названием, голые азиатские мужчины были увешаны датчиками, снимавшими их кардиограммы, энцефалограммы и прочие шумы, могущие быть интерпретированы как источники звука. Музыки как таковой в происходящем было мало, но оно определенно производило впечатление. Азиатские мужчины, действительно, звучали неплохо.
Еще одной тайной любовью электронщицы остаются эксперименты с терменвоксом – штукой, придуманной русским инженером Львом Терменом, первым в мире электромузыкальным инструментом. Для тех, кто до сих пор не в курсе, что Россия – не только родина слонов, но и электронной музыки, поясним, что терменвокс – это прибор, улавливающий изменения наведенного электромагнитного поля. Человек манипулирует руками перед гаджетом, оснащенным антенной. В зависимости от положения рук в пространстве изменяется высота и динамика звука нечеловеческой мощи и красоты. Единственная причина, по которой современные электронщики рубят на синтезаторах и вертушках – на терменвоксе нереально сложно играть, говорят, что в совершенстве им владел, пожалуй, только сам изобретатель Лев Термен. Но поскольку Мийя никогда не искала легких путей в искусстве, русский прибор пришелся ей по душе до такой степени, что постоянно фигурирует в ее живых концертах – сольных или в составе Masaoka Orchestra или джазового трио.
А послушать все это безобразие можно на нескольких пластинках, вышедших на японском отделении Sony BMG. Если, конечно, ты не имеешь ничего против тараканов у себя в голове.

www.miyamasaoka.com

Журнал "Sync", февраль 2007.