Японский Трендец

Николай Коршунов
Соревнование стран мира по части технологий со стороны больше всего похоже на гонки без правил. Каждый едет кто на чем горазд. Русские рассекают на печке и «Жигулях», немцы – на продукции компании «Мерседес-Бенц», американцы – скажем, на «шевроле». И только японцы, втихую отгрохавшие себе фотонный звездолет, уже понимающе улыбаются где-то в районе Альфы Центавра.

Страна, сопоставимая по размерам с Московской областью, стала не только мировым лидером по части крутонавороченной электроники, но и начала диктовать моду по части остальных проявлений человеческой креативности. Суши, анимэ или джей-рок уже ни для кого не выглядят сумасшедшей экзотикой, как это было, скажем, лет двадцать тому назад. А освободившееся место занимают новые, убийственные по смелости и необычности идеи, порожденные самурайским воображением простых японских работяг.

МОДА БЕЗ ПРЕДРАССУДКОВ

При словах «японская мода» несознательные граждане представляют себе, в лучшем случае, всяческие кимоно, веера и деревянные сандалии. Примерно так же поступают отдельные персонажи за рубежом, когда думают, что в России все ходят строем в красных лаптях, косоворотках и играют при этом на балалайках. Мало того, что японские модельеры создают современную и – чего там говорить, – красивую одежду. Японская мода мощно внедряет своих агентов в гардеробы европейских потребителей, которые уже не считают, что окраина цивилизации находится чуть южнее Сахалина.
Первым кутюрье, осуществившим прорыв в Европу, стала Ханае Мори – культовый японский дизайнер, создававшая одежду персонажам скандальных кинолент Нагисы Осимы и исторических эпиков Акиро Куросавы, поставщик Высочайшего двора императрицы Мичико. За заслуги перед мировой модой Ханае стала первым японским участником парижского Синдиката высокой моды. Любимая тема Ханае Мори – бабочка, которая на символическом языке выражает как раздвоенность Востока и Запада, так и их тягу к объединению и целостности. Кстати, бабочка – не только как символ, но и как галстук, – предмет особой любви многих японских кутюрье, например группы авангардистов «Designers Invitation Project», а японские молодые люди носят предмет туалета без опасений, что в нем их примут за официантов или конферансье в отставке.
Следующий культовый персонаж восточной моды – Йоджи Ямамото. Если Ханае Мори воплощала в своих моделях современную традицию, то показы Йоджи Ямамото неизменно вызывали скандал и культурный дебош. Самые мягкие отзывы недоброжелателей модельера – «модели Ямамото похожи на жертв атомной бомбардировки и способны напомнить лишь о конце света». Безразмерная одежда, сочетание черных цветов различных оттенков, шоу, на которых модели устраивают стриптиз вплоть до отклеивания искусственных ресниц и накладных слез – все это составило Ямамото славу модельера-экспериментатора номер один далеко за пределами его родины. Сам кутюрье признается, что смертельно ненавидит обтягивающие одежды, сексапильный макияж, тонкие талии и прочий интим-гламур. Говорят, что первых поклонников одежды от Y называли «стаей ворон» за тотально черные тона. Правда, критики несколько умерили свой угар, когда у Ямамото стали одеваться Брайан Ферри, «Дюран Дюран» и Джек Николсон.
Созданный Йоджи Ямамото стиль «антимоды» захватил японское воображение до такой степени, что у Y стали появляться подражатели и продолжатели. Поскольку азиатское мышление всегда страдало склонностью к преувеличениям и доведению до крайностей чего бы то ни было, одежда таких модельеров, как, скажем, Рей Кавакубо, не нашла особой популярности за рубежом. Зато японские панки и радикальная молодежь с восторгом приняла ее вещи с огромными накладными плечами, двойными воротниками и прочим махровым деконструктивизмом. Продукцию Кавакубо особо уважают японские фрики – с ярко-малиновыми волосами, в ошейниках с шипами и традиционных сандалиях гэта. Совсем в другом ключе работает «французский японец» Иссей Мияке – он уже много лет пытается скрестить кимоно с европейским пиджаком и мини-юбкой. Результаты иногда впечатляют. Людям, далеким от моды, Мияке известен еще и как создатель косметики и парфюмерии имени самого себя.
Впрочем, среднестатистический японец вряд ли уделяет высокой моде больше внимания, чем аналогичный европеоид. Японская мода мидл-класса – это плетеные соломенные сумки, темные чулки выше колен, которые прикольно смотрятся в сочетании с мини-юбкой, современный вариант кимоно – юката. Химическая завивка XXI века по технологии собаджу с помощью бигудей, излучающих отрицательно заряженные ионы. И непреходящий «морской» стиль, напоминающий молодым японским раздолбаям о военно-морских традициях времен Империи.

ИСКУССТВО БЕЗ ПАФОСА

Совсем по-другому дело обстоит с японским искусством как таковым. Если у азиатских кутюрье нет ничего святого по модной части, то даже самые современные японские художники, графики, скульпторы и прочие деятели искусств строго следуют традиционным формам, освященным веками. Исключения есть, но они, как водится, подтверждают правило. Например, американизированный поп-арт Наото Хаттори, художника, сбежавшего в Страну Равных Возможностей, чтобы реализовать там мечту своей юности – научиться рисовать как Уолт Дисней. Понятно, что далеко не каждый японец способен на такие крайности – нынешний японский файн-арт продолжает черпать идеи в гравюре, малых скульптурных формах, таких, как нэцке, эстетике традиционной японской религии синто и военно-этическому кодексу буси-до. Пусть даже наполняя их совершенно европейским содержанием. По этой части ослепительно блещет молодая японская художница Ая Като, ранние работы которой были пронизаны чувственными декадентскими темами в манере классика английской графики Обри Бердслея. Персонажи Гомера, европейской мифологии и сказок братьев Гримм в работах Аи приобретают отчетливый восточный колорит, отточенность форм и притягательную бисексуальность.
В то же время среди японских мастеров кисти хватает и таких, которые не признают других изобразительных средств, кроме рисовой бумаги и кисточки для туши. Например, Ивао Акияма, рисующий на темы наподобие: «Маленький монах гуляет в одиночестве по зимней дороге и сочиняет стихи». Стихи, сочиненные монахом, также присутствуют на картине в виде вертикального столбца иероглифов, дополняющих художественный текст. Хидео Хагивара, подобно своим древним предшественникам, вдохновляется пейзажами горы Фуджи, которая, иногда чисто символически, присутствует на множестве его картин, отличающихся ярким и сочным цветом. Такахико Хайяши можно назвать авангардистом – в его работах присутствует масса абстрактных и геометрических образов, далеких от конкретного искусства. Еще один талантливый японский мастер, Каору Саито, работает в манере цветного меццо-тинто – одной из самых сложных технологий гравирования, позволяющей получать глубокие бархатистые тона и богатые оттенки. Среди персонажей Саито много женщин, в том числе, например, легендарный автор романа «История Гэнджи» Шикибу Мурасаки.
Вряд ли кто будет отрицать, что мощным и продвинутым видом японского искусства являются легендарные комиксы манга, мультипликационная версия которых известна под названием анимэ. Про анимэ и его сумасшедшую популярность сегодня не писал разве что ленивый, поэтому не будем грузить тебя данными о том, что ежегодно в одной Японии рисуются десятки тысяч серий и печатаются больше миллиарда комиксов, многие из которых обладают весом среднего телефонного справочника. Интересно другое. В своем развитии идея анимэ породила несколько интересных тенденций. Например, использование манга в образовательных целях. Поскольку любой нормальный человек больше всего любит расслабленно рассматривать красивые картинки, а не читать нудные буквы и цифры, в картинках начали издавать учебники – например, по экономике. Сложные понятия встраиваются художниками в приключенческий сюжет. Любую книгу из этой серии можно перелистать за час-два, при этом в голову читателя незаметно внедряются формулировки экономических законов и принципы взаимодействия рыночных механизмов. Оказывается, манга вырабатывает способность быстро схватывать суть проблемы, не полагаясь на принципы линейной логики.
С развитием интернет-технологий анимэ шагнуло в Сеть – Япония недавно пережила бум короткой интернет-мультипликации, создаваемой одиночками-энтузиастами. Популярность самопального анимэ оказалась настолько высокой, что производители игрушек и сувениров ударились в выпуск мерчандайза с изображением его персонажей. Самая популярная серия, придуманная мангаку по имени Раречо – «Яварака сенша», «Мягкий танк». Главный герой сериала – маленькое и мягкое средство передвижения, гордящееся тонкостью и деликатностью собственной натуры. Понятно, что принимать участия в боевых действиях оно не может и обращается в бегство от одного укуса москита. Тамагочи на гусеничном ходу.

ТЕХНОЛОГИИ БЕЗ БАШНИ

Само собой, мы никак не могли обойти стороной новые веяния в японской науке и технике. Еще лет двадцать тому назад по России ходил анекдот про то, сколько телевизоров умещаются у японца в кулаке. Азиаты недавно отреагировали со свойственным им чувством юмора, начав цифровое вещание телепрограмм на мобильные телефоны. Мы рождены, чтоб сделать былью сказку и русские анекдоты – это точно про них. Но настоящим прорывом в будущее обещает стать новая концепция, в которой все самые передовые технологии будут как бы собраны в пучок и направлены на комплексное решение проблем простого японского гражданина.
К примеру, строительные компании сейчас готовят к продаже «умные дома», которые сами будут заботиться о своих хозяевах. Единственное, что требуется от человека – вежливо обращаться с hardware. Утром надо обязательно сказать «доброе утро», и дом сам начнет действовать. Нагреет воду для кофе в термосе, подогреет дорожку от спальни до ванной, чтобы можно было проследовать в душ босиком. Уходя на работу, надо непременно выдать «до свидания». После этого центральный компьютер сам выключит свет во всем доме и проверит, не остался ли включенным газ. К 2010 году разработчики из Misava Homes намерены довести лексикон дома до нескольких десятков тысяч слов и устойчивых словосочетаний. Чтобы жилище было способно вести интеллектуальные беседы с хозяевами. Холодильник в таком доме сам, по электронной почте, будет заказывать недостающие продукты в супермаркете. Посоветовавшись предварительно с руководством: «Санака-сан, у нас кончилось молоко, не пора ли затариться?» Если Санака-сан трижды проигнорирует инфу, то холодильник обойдется и без его разрешения. При этом вообще не придется платить за электроэнергию благодаря «синей крыше», собранной из солнечных батарей, вырабатывающих энергию при любой погоде. Домашний компьютер будет коннектиться с энергетической компанией и продавать ей избыток энергии в солнечные дни. А в пасмурную погоду будет прикупать ее у компании, расходуя накопленные средства.
Заботятся японские производители и о домашних развлечениях. Совсем недавно компания NEC подготовила к выходу в тираж новое поколение HDD-DVD-рекордеров. От аппаратов старого образца они отличаются не только емкостью накопителей, способных записывать неимоверное количество телепрограмм. После накопления энного количества передач у владельца устройства обязательно возникнет проблема с поиском нужного эпизода, не будешь же смотреть все четыреста часов записи подряд? В этот момент ему сильно пригодится магическая технология «topic division». Новые машины способны распознавать закадровую лексику любой степени ненормативности – пока что только на японском языке. После чего можно ввести нужные слова в форму поиска и получить все сюжеты, так или иначе связанные с ними – почти как в любом WWW-поисковике. Не исключено, что через пару лет все новые агрегаты домашней видеозаписи будут оснащаться прибамбасом в обязательном порядке.
Солидная часть новых технологий made in Japan пытается не только облегчить участь домохозяек, но и нагрузку на природу, вызванную технологическим прорывом. Первые места по части экономности и экологичности в мире занимает продукция компании «Тойота» – модель «Prius» стала первым гибридным каром, претендующим на звание «Самый экологически правильный автомобиль 2007». Гибридный минивэн от «Тойоты» способен вырабатывать энергию мощностью до полутора киловатт, что позволяет вплотную подойти к созданию техники, работающей на водородном топливе. А двадцать девятого сентября прошлого года состоялся первый полет моторизованного планера на батарейках – в качестве топлива были использованы сто шестьдесят обычных пальчиковых батареек из ближайшего супермаркета. Это, пожалуй, единственная деталь, дающая знать о том, что проект делали студенты. В остальном машина заслуживает самых положительных отзывов: аэроплан с размахом крыльев в тридцать один метр весит вместе с батарейками всего пятьдесят с небольшим кило и пролетел порядка четырехсот метров. Если учесть, что недавно спецы из уже упоминавшейся NEC создали аккумулятор толщиной в три десятых миллиметра на основе органического полимера, то будущее авиастроения рождается на наших глазах в Японии. Как, в принципе, и положено тому быть в стране Восходящего Солнца и Победившего Завтра.

Журнал "Sync", январь 2007.