Формула счастья - глава 3

Беньямин Коган
Глава 3. Программа желаний и наслаждений

У программистов есть такой профессиональный термин – «отладка программы». Суть его заключается в том, что после того, как программа написана, ее необходимо тщательно проверить. В буквальном смысле – проверить все звенья программы одно за другим, чтобы увидеть воочию, как она работает, и если где-то есть прокол – ошибка или какой-то неучтенный фактор – исправить его.

Давайте же и мы подойдем критически к той программе желаний и наслаждений, которые проходят через нас в этой гонке за желаемым объектом, и произведем как следует ее «отладку».

Во первых, набросаем саму программу – в том виде, в котором ее придумала наша мать-природа. Она выглядит следующим образом:

1. Я рождаюсь на свет, расту и становлюсь взрослым человеком, способным воспринимать себя как некую самостоятельную личность.

2. Вместе с тем у меня появляется желание реализовать себя как личность. Это общее желание, как правило, выражается в желании достижения конкретной цели (будь то «стать великим пианистом», «сделать успешную карьеру» или «собрать миллион видов монет»). Какую конкретную цель ставит перед собой человек – в данном случае неважно.

3. Процесс достижения цели, который может растянуться на годы, а может и не закончиться в течение жизни.

4. Допустим, что мне удалось достичь желанной цели. Она в моих руках, и я четко ощущаю, что цель – достигнута.

5. Поскольку я ощущаю, что цель достигнута, то уходит ощущение недостатка в том, к чему ты стремился.

6. Уходит желание обладания, ведь это желание есть следствие ощущения недостатка.

7. Уходит ощущения удовлетворения от обладания, потому что если нет желания, то нечего и удовлетворять (как в примере с ужином: когда я уже наелся и не хочу больше есть – я не возьму в рот ни куска, потому что эта еда будет мне уже не в удовольствие, а в тягость).

8. Человек чувствует себя неудовлетворенным и бросается искать новые наполнения (переход к пункту 2).

На этом месте программа зацикливается. Это значит, что после долгих лет попыток реализовать себя, прийти к цели, мы не смогли этого сделать и вернулись обратно к постановке исходной задачи: что я хочу от своей жизни? Какую цель я ставлю перед собой? Для того, чтобы понять, что нужно в программе изменить, чтобы она начала работать в нужном направлении и не «зацикливалась», необходимо «отладить» ее  и постараться найти «ошибку».