Не Смейтесь, Роджер

Николай Коршунов
ПИРАТСТВО – ДВИГАТЕЛЬ ПРОГРЕССА?

История гласит, что на кривую дорожку люди попадают разными путями. Один в детстве бегал играть в орлянку на кладбище – и доигрался. Другой не сошелся характерами с женой и удрал из дома. Третий с рожденья пай-мальчиком был, деньги любил, любил и копил. В итоге все они стали пиратами.

Неудивительно, в общем, что из-за таких вот лузеров слово «пират» стало синонимом бандита, развратника и любителя нетрудовых доходов. Не будем отрицать: указанные негативные явления пиратской жизни действительно имели место. Тем не менее, в угаре вандализма и присвоения чужой собственности джентльмены удачи первыми придумали и применили на практике массу вещей, без которых не может обойтись современная цивилизация. Так что не будем выяснять, что и в каком количестве пираты украли у людей. Посмотрим лучше, что люди реально стырили у пиратов.

Слово «пират» произошло от греческого «perian» – пробовать, испытывать. Смысл слова – «испытатель своего счастья». Поскольку в древности плавающие по морям считались стоящими между жизнью и смертью, грань между профессиями моряка и пирата вначале была очень прозрачной. Как, впрочем, и впоследствии.
 
К ДОБРУ НЕ ПРИВЕЛИ ПРОКАЗЫ НА ВОДЕ

Наиболее заметный вклад морские разбойники внесли в семиотику и геральдику. Все, кто хотя бы раз в жизни видел знак «Не влезай, убьет!», «Осторожно, яд!» или, на худой конец, «Не стой под стрелой!», должен сказать спасибо флибустьерам за выразительный череп и две косточки. Примерно за то же самое благодарность пиратам могут выразить панки и прочие анархисты, избравшие своим символом черный флаг. Правда, реальные пиратские флаги поначалу были не черными, а красными – как знак пиратской любви к кровопролитию и ультиматум команде атакуемого корабля с требованием немедленной капитуляции. По-французски «красный флаг» будет «joli rouge». После того, как Эдвард Энглунд и Джон Айвери первыми использовали черный флаг с черепом и скрещенными под ним костями, «жоли роже» плавно превратилось в «jolly Roger». Прототипами «веселого Роджера» могли быть и тамильские пираты, называвшие себя «али раджа», «короли моря».
Впрочем, сущности вопроса это не меняет – придуманное пиратами граффити было распиарено до степени международного символа, одинаково понятного и индусу, и эскимосу: не лезь, куда не следует. Персональное спасибо историческим пиратам должны сказать Джонни Депп и создатели гламурной сказки про пиратов Карибского моря – пиратский флаг из фильма является точной копией флага капитана Джека Рэкхема, в команде у которого ходили знаменитые женщины-пираты – Мэри Рид и Энн Бонне. Пожалуй, это самая достоверная деталь во всей постановке.

Флибустьер – пират XVII века с Тортуги, грабивший испанские корабли и американские колонии. Слово произошло от голландского наименования пирата «vriipuiter». Англичане услышали его как «free-booter», французы как «flibustier». Так и понеслось.

КОГДА ВОРОТИМСЯ МЫ В ПОРТЛЕНД

Побочным продуктом пиратских рейдов стали крупные географические открытия. Первым до берегов того, что в настоящее время называется Америкой, доплыл не Колумб и не Америго Веспуччи, а простой норвежский викинг Эйрик Рыжий примерно в 1172 году. Средства к существованию викинги добывали с помощью набегов и грабежей, так что первым европейцем на американском континенте стал пират.
Чуть позже крестоносцы стали нанимать у норманнских пиратов суда для крестовых походов. Объединения любителей чужого имущества к тому времени стали мощной геополитической силой, влияющей на ход истории – например, часть французского побережья называется Нормандией после захвата ее норманнами в 911 году. В XVI веке у берегов Вест-Индии французские каперы образовали «Береговое братство», а в Карибском море начали хозяйничать флибустьеры и буканьеры с базой на острове Эспаньола. После карательной экспедиции испанцев пираты переместили резиденцию на Тортуга-бэй, а оттуда, с разрешения английского короля – на Ямайку, в город Порт-Ройал, ставший первой и последней в истории республикой флибустьеров. Под командованием Генри Моргана пираты прошли весь Панамский перешеек, захватили Панаму и разграбили Тихоокеанское побережье – от Калифорнии до Чили. Разбой под управлением Моргана открыл Европе глаза на недееспособность испанского колониального правительства и изрядно поспособствовал развитию международной торговли в Америке.
Кое-кто из пиратов положил начало профессиональной охранной деятельности. Известно, что Иван Грозный нанял для охраны торговых судов Московского государства датского корсара Карстена Роде. На одномачтовом сорокатонном судне Роде сколотил конвойную флотилию из семнадцати захваченных им кораблей и охранял российских торговцев, идущих в Нарву. Правда, после того, как в 1570 году Россия подписала трехлетнее перемирие, необходимость в его услугах отпала, и Роде вернулся к своему призванию, за что и был повешен осенью этого же года.

Капер – капитан, получивший от государства лицензию на захват судов вражеских государств в обмен на обещание делиться добычей с нанимателем. Французских каперов называли корсарами («la corsar»), английских – приватирами («privateer»).

ЛЮДИ ГИБНУТ ЗА МЕТАЛЛ

Поскольку основной целью пиратской деятельности был отъем денег у населения, романтики с большой морской дороги относились к финансам трепетно и придумали массу прогрессивных для того времени финансовых трюков. На некоторых кораблях при дележе добычи применялась система акций – то, что сегодня называется прогрессивной тарифной сеткой и премиальными. Пятьдесят процентов призовых отдавалась каперами в пользу государства. Оставшееся делилось между членами команды, причем капитану полагались две акции, квартирмейстеру – одну и три четверти, боцману, плотнику и канониру – по одной с четвертью, матросам – по одной, новичкам – по четверти. Абордажная команда получала дополнительно по четверти акции в качестве надбавки за вредность. На пиратских судах было распространено медицинское страхование: согласно корабельному уставу пирата Джона Филипса, потерявший в бою сустав получал единовременно четыреста пиастров, потерявший конечность – восемьсот.
А вот относительно пиратских кладов – это на девяносто процентов фантазии художественных авторов. Закопать прайс на необитаемом острове – значит, на долгое время вывести его из обращения, и ни один здоровый на голову пират делать этого бы не стал. Рядовые матросы редко занимались накоплениями, пропивая и просаживая награбленное где-нибудь в Порт-Ройале. Вожаки каперов, делившиеся с государством ценностями с кораблей враждебных держав, становились чуть ли не национальными героями, и шифровать свои доходы им тоже было как-то не с руки. Прятали свое состояние в основном те, кто вынужден был скрываться от властей на суше, а таких, по понятным причинам, было не шибко много. Есть предание, что закладкой кладов отличились Уильям Кидд – на острове Кардинерс перед сдачей властям, – и Эдвард «Черная Борода» Тич, но обнаружить их бабосы пока еще никому не удалось. Зато куча фанатов просадила последние деньги, занимаясь перекопкой местности.

Витальеры – самая крупная пиратская организация на Балтике в Средние Века. Избрали своим девизом фразу «Друзья бога, враги мира». Грабили корабли Ганзейского торгового союза.

ЙО-ХО-ХО, И БУТЫЛКА РОМА

В историю пищеварения пираты сначала вошли, как изобретатели продвинутых коктейлей. С легкой руки Роберта Стивенсона считается, что на пиратских кораблях команда глушила ром в немереных количествах и вместо воды. На самом деле это была вынужденная мера. Ром, получаемый из ферментированной патоки, был единственным напитком, не разлагавшимся от жары и его добавляли в гниющую питьевую воду, которая начинала портиться уже через несколько дней плавания. Смесь воды с ромом назвали грогом. Позже в грог стали добавлять цедру лимона как витаминное средство против цинги и сахарный сироп, отбивающий привкус несвежей воды.
Еще одним уважаемым напитком был портвейн – он тоже долго не портился: не успевал. Его добывали с французских и португальских судов. В этом случае захват добычи плавно перетекал в беспробудную попойку, во время которой корсаров можно было брать голыми руками. Видя такое дело, отдельные капитаны впервые в истории додумались ввести сухой закон, пока что на борту отдельно взятого корабля. Барт Робертс, сам бывший трезвенником, жестко урезал нормы потребления рома и ввел в корабельный устав статью, согласно которой матрос, желающий пить спиртное после восьми вечера, должен делать это строго на верхней палубе. То есть на глазах у непьющего капитана.
Сходная ситуация была и с пищей, которая в длительном рейде тухла, черствела и плесневела. Так был изобретен хлеб с добавками: если в корабельной выпечке оказывались термиты или прочая случайно заглянувшая туда живность, считалось, что это только повышает калорийность продукта. Мало кто в курсе, что слова «барбекю» и «буканьер» имеют общий корень «букан» – «коптильня» в переводе с индейского. Буканьерами называли жителей Эспаньолы, охотившихся на диких свиней и поставлявших копчености пиратским экипажам. После испанских набегов население Эспаньолы частично переместилось в Тортугу, пополнив собой пиратские ряды.
В дошедший до нас рецепт праздничного блюда «Салмангунди», как в старом детском анекдоте, входило все самое вкусное, что моряк мог найти на борту корабля, после чего суповой набор варился до готовности мяса и подавался к столу горячим. Последствия употребления были предсказуемыми, судовой гальюн предусмотрительно делали многоместным, как правило, рассчитанным на двоих. Именно поэтому традицией стало обозначать отхожие места на кораблях двумя нулями…

Самые древние пираты называли себя «долопийцы» и водились в бассейне Эгейского моря во времена Древней Греции. Покончить с их вылазками и захватами рабов удалось, только применив афинский флот.

ЗА НАМИ ГОНИТСЯ ЭСКАДРА ПО ПЯТАМ

Солидное количество пиратских нововведений касалось вооружения и обмундирования. Множество образцов холодного и огнестрельного оружия было доведено ими до ума. Основным оружием пирата был катласс, короткий и тяжелый меч-сабля, заостренный с одной стороны, приспособленный для драки в узких помещениях и в условиях качки. Еще одним прототипом катласса был букан, оружие буканьеров с более коротким лезвием и меньшего веса. Популярным оружием, использовавшимся вместе с катлассом, был обоюдоострый кортик-шпаголом – на лезвие кинжала наносились зубцы, ломавшие шпагу противника. Из огнестрельных гаджетов самыми необычными были установки для ведения залпового огня, собиравшиеся из нескольких мушкетов на одном лафете. Их использовали в первые минуты боя, поскольку перезаряжать устройство было еще дольше, чем пушку – до пятнадцати минут.
В перерывах между грабежами личный состав пиратского корабля выполнял вахтенные работы и развлекался – в основном, пьянством. Азартные игры были строго запрещены. Мающиеся бездельем матросы придумали себе забаву, распространенную сегодня, в основном, среди дошкольников – бег в мешках. Развлекались выведением корабельных крыс экологически чистым методом – ловили нескольких и сажали в кувшин, пока внутри не оставалась одна, самая злая и прожорливая. Оставшуюся в живых выпускали, после чего крыса начинала пожирать и корабельных сородичей. Скрашивали досуг пением песен, тексты которых, за очень редким исключением, до нас не дошли: пираты были поголовно неграмотными. Судя по описаниям, сдобренные нехитрыми аллегориями тексты были про околокорабельный быт, реальные происшествия и легендарных персонажей из пиратской же среды. «Нырнуть за сундучком Дэйви Джонса» означало утонуть в океане, «попробовать вкус капитанской дочки» – быть наказанным девятихвостой плеткой, «открыть счет» – начать пиратское плавание, а «станцевать танец дьявола» – быть повешенным за разбой.
Так и родилась песенка про «пятнадцать человек на сундук мертвеца, йо-хо-хо, и бутылку рома». Эдвард Тич высадил часть взбунтовавшейся команды на гористом острова Сундук Мертвеца, оставив каждому по сабле и бутылке рома – чтобы оставленные перепились и перерезали друг друга. Вернувшись через месяц, Тич увидел, что все пятнадцать живы и ни одна бутылка не тронута. Наверное, все-таки легенда – Тич-гуманист, пираты-трезвенники…

Русское название скандинавов «варяги» означает «дружины, составленные из людей, волею или неволею покинувших свое отечество и принужденных искать счастья на морях или в странах чуждых». То есть, короче говоря, пираты.

Я МОРЯК, КРАСИВЫЙ САМ СОБОЮ

Самая востребованная в наше время часть быта флибустьеров – это, конечно, пиратский фэшн. Каждый второй неформал носит на голове бандану, на пузе – кожаную жилетку и заплетает длинный хаер в косу, не говоря уже о серьгах, пирсинге и шрамах.
В пиратских прикидах присутствовал тщательно продуманный смысл. Бандану или шляпу надо было носить, чтобы не заработать солнечный удар, поскольку нехорошими делами пираты занимались в основном в тропическом поясе. Волосы заплетались в одну или две косы, чтобы защитить шею от скользящего сабельного удара. Иногда в косицу вплетали тлеющую паклю, чтобы поджигать ручные гранаты. Кожаный жилет хотя и не был обязательной частью пиратской экипировки, но носился некоторыми также с целью защиты от скользящих ударов холодным оружием. Поскольку перезарядка кремневых пистолетов была долгим занятием, удачливый обладатель нескольких пистолетов мог носить перевязь, из которой было удобно выхватывать один пистолет за другим. Обязательной частью гардероба были просмоленные парусиновые штаны, предвосхитившие современную водоотталкивающую синтетику.
Реальные пираты не делали себе татуировок, поскольку мода на тату началась только после контактов с Японией в девятнадцатом веке. Татуировка и клеймо «P» Ост-Индской компании на руке героя Джонни Деппа – бред, поскольку Ост-Индская компания не разорялась на мелочи вроде клеймения пленных пиратов – их быстро и дешево вешали. А вот по части боди-модификейшен корсарам никогда не было равных. Пирсинг и кольцо в ухо – традиционная пиратская тема, запечатленная даже на флаге капитана Джона Айвери. Говорят, что проколотое в определенной активной точке ухо улучшает остроту зрения, что было немаловажно в боевой обстановке. Также золотая серьга была минимальным капиталом, обеспечивавшим погребение владельца по христианскому обряду – в земле, если пирату доводилось умереть своей смертью. Серьги традиционно носили моряки, перешедшие экватор или обогнувшие мыс Горн.
Что касается прочих bm-примочек, то чаще всего у пиратов они появлялись против их воли. В виду имеются всяческие шрамы, ранения, увечья и их последствия – деревянная нога, повязка на отсутствующий глаз, абордажный крюк вместо кисти. Так что и современная медицина должна сказать спасибо пиратам за вклад в развитие как минимум протезирования и обезболивания. Либо с помощью коктейля «Удар дьявола» из рома со специями, либо специальным молотком по голове!

Журнал "Хулиган", ноябрь 2006.