Майкл Янтцен. Дом, Который Построил Майк

Николай Коршунов
НАРИСУЕМ, БУДЕМ ЖИТЬ

Мало что изменилось с того времени, когда древний человек впервые выгнал из пещеры мамонта и заселился туда самостоятельно. Добавились только маленькие приятности вроде парового отопления, стеклопакетов и холодильника с пивом. С концептуальной точки зрения наши дома все еще продолжают смахивать на пещеру, выполняющую функцию продвинутой заслонки от дождя. С таким положением вещей совершенно не согласен уроженец штата Иллинойс архитектор Майкл Янтцен. У придуманных им строений съезжает крыша в прямом смысле этого слова. А также постоянно меняется форма, цвет, дизайн и прочие параметры, которые у нынешних домов невозможно изменить без помощи отбойного молотка.

Х: Вы называете свои работы и проекты «Human Shelter» – «Убежище для человека». От каких проблем и неприятностей человек может найти укрытие в построенных Вами «убежищах»?

МЯ: The Human Shelter Innovation Institute, Институт по улучшению человеческого жилища – это мой проект, который рассматривает потребность человека в жилье как продвинутую и сложную проблему. Его работа сосредоточена на создании альтернативных, экологически дружелюбных решений для удовлетворения этой потребности. Это могут быть временные жилища для спасателей, постоянные дома для, мягко говоря, небогатых людей, проекты для университетов, сквоты для коммун или развивающихся стран. Еще мы разрабатываем решения для того, чтобы встроить здание в особенности ландшафта, чтобы они не ослабляли строение, а наоборот, его укрепляли.

Майкл Янтцен одержим современными технологиями. Из всех искусств важнейшими для него являются Интернет и виртуальная реальность, с развитием которой прямо связана реализация множества его проектов. Таких, например, как «Веб-порт» – строение, призванное символизировать собой сетевую Интернет-архитектуру и текущие по ней потоки информации в форме оранжевых сфер. В центре конструкции находится виртуальная сферическая кабина, в которой человек сможет серфить по Интернету наподобие газонокосильшика из одноименного кино.

Х: Хотели бы Вы сами жить в доме, построенном по Вашему проекту?

МЯ: Да, и уже живу! Я также использую свою разработку «M-House» в качестве художественной студии.

Х: В одном из фантастических рассказов Роберта Хайнлайна описан дом, построенный в виде четырехмерной фигуры. Насколько эта идея плодотворна для архитекторов будущего?

МЯ: Точно! Ты видел мой проект V.R.I. – Интерфейс виртуальной реальности? Это на сегодняшний день мой самый продвинутый проект. Идея состоит в том, чтобы изменять постоянно внешний вид дома с помощью технологий, которые позволят транслировать виртуальные образы и звуки непосредственно на органы чувств человека. Сейчас это уже возможно, правда, в специальных очках. Думаю, что это время уже не за горами. Специальные устройства, управляемые заранее запрограммированными компьютерами, будут рассылать сигнал во всех направлениях, чтобы каждый, у кого будет имплантировано устройство для чтения этого сигнала, видел внешний вид дома в трехмерной проекции так, как мы сейчас видим реальные объекты.

Одной из излюбленных архитектурных форм Майкла являются мосты – дальше он сам расскажет, почему. В его трактовке мост также превращается в многоцелевую конструкцию. Которая не только предоставляет возможность перейти на другую сторону канавы, но может еще и вырабатывать энергию, издавать звуки, изменять форму и тем самым оказывать незабываемый эстетический эффект на его пользователей. В общем, мы уже почти рассказали тебе, что такое «Ветро-туннельный пешеходный мост». Вокруг сферической конструкции моста смонтированы пять турбин, вращающихся в различном направлении относительно друг друга. Конструкция крутится, музыка играет, лампочки светятся, красота! А еще по нему можно просто ходить.

Х: Архитектурный авангард XIX столетия не стал мэйнстримом в XX веке. Сейчас Ваши работы смотрятся как радикальный авангард. Может ли авангард XXI века стать основной линией развития архитектуры в XXII-м?

МЯ: Надеюсь, что сможет, и чем быстрее, тем лучше. Мы должны вносить новые идеи во все, что нас окружает. Мне кажется, что мы, люди, живущие на планете Земля, уделяем не очень много внимания размышлениям о том, как бы нам жить всем в мире и согласии. Я думаю, что новые идеи касательно экологически дружелюбных мест, в которых мы собираемся жить, могут изменить мир к лучшему. И не только для богатых.

Насчет «изменить мир к лучшему». Не секрет, что пока что существует масса нехороших людей, которым доставляет удовольствие портить чужое жилье – вырезать ножиком свои инициалы или малевать картины абстрактного содержания. Специально для них предназначена разработка «Спрятавшийся дом». Ставится за несколько часов, собирается еще быстрее, сработана из высокопрочных антивандальных материалов. Плюс ко всему, конструкция может меняться и дополняться по принципу детского конструктора типа «Лего», а в качестве источника энергии для жилья могут применяться природные источники – солнце, ветер и вода. Такой вот антиглобализм в действии.

Х: Какую форму должен иметь идеальный дом для жизни? Для работы? Для развлечений и отдыха?

МЯ: Ни одна форма не является идеальной, но есть много хороших способов создать хороший дом для всех перечисленных целей. Я стараюсь делать чистые, гибкие и многофункциональные жилища, не потребляющие много энергии. Их дизайн предназначен для того, чтобы их жильцы чувствовали полную свободу делать с их собственным пространством все, что взбредет им в голову.

Совершенно провокационная и безнадежно безбашенная задумка Майкла Янтцена – «Павильон в форме ветра», дом, меняющий свою форму под воздействием атмосферных сил. Идея, в принципе, проста: представь себе несколько пропеллеров, насаженных на поставленную вертикально ось. Сочетания их лопастей под воздействием ветра образуют конфигурацию дома, меняющуюся после каждого более-менее сильного ветродутия. Заодно перемещения частей дома привязаны и к получению электроэнергии, чтобы даровое движение не пропадало зря.

Х: В чем причина Вашего интереса к мостам как архитектурной форме? Чем для Вас является мост – в культурном, философском или мистическом, – плане?

МЯ: Я понимаю мост как средство для того, чтобы перейти отсюда туда. Чтобы переместиться от одного опыта к другому за короткое время. Это идея, сокращающая разрывы, уничтожающая пустоты, помогающая их преодолению. В моих дизайнерских работах я стараюсь сделать процесс перехода более значимым и впечатляющим. Еще мне очень нравится рассматривать мост как общественное место, где могут собираться множество людей для того, чтобы вместе испытывать определенный опыт.

Х: Какая Ваша работа или проект будут востребованы больше всего через десять-двадцать лет?

МЯ: Ну, во-первых, множество зданий по моим проектам уже построены – такие, как «M-House», «M-Velope», и некоторые дома, которые я строил в прошлом. У меня есть надежда, что некоторые из моих ландшафтных и мостовых проектов будут построены в скором времени в моем родном городе. Очень хочется построить свой «Павильон для дегустирования вин» и «Павильон в форме ветра» в реале. Мне хотелось бы, чтобы все мои проекты обрели жизнь, и все, чего для этого не хватает – клиента с деньгами!

Продолжение темы концептуального дизайна применительно к мостам – проект под названием «Пешеходный мост, изменяющийся во времени / пространстве». Конструкция должна быть сработана из высокопрочного стекла, на подвижных внешних сегментах устанавливаются солнечные батареи, которые дают энергию для постоянного вращения сегментов вокруг пешеходной дорожки по сложной траектории. Единственное, что мы забыли уточнить у автора, это не съедет ли крыша у пешехода во время прогулки по мосту – уже в переносном смысле?

www.humanshelter.org

Журнал "Хулиган", ноябрь 2006.