Поэтическая вспышка

Валери Таразо
Один из незатейливых, но очень красивых цветков. Это растение - четополох - выглядит таким, пока завязываются новые бутоны. Затем наступает период старения - бутоы распускаются - и выделяют миллоны семын, которые улетают на "парашютиках". Я никогда не использую иллюстраций, если они не имеют глубокого смысла.
В данном случае я хотел сказать, что отцвел в болезнях и тяготах, и уже не способен рождать стихотворения. Я только 6 лет цвел.





Я никогда не писал стихов. Вирши и эпиграммы писал, но кто этим не занимался. В Феодосии в июле-августе 1998 года у меня проснулся поэтический зуд. К стихам не просто потянуло, нет, к ним  бросило. Сила творчества была настолько навязчивой, что я придумал причину отъезда из Феодосии в Москву, и осуществил его. Отъезд был назначен на 2 августа. Все дорогу в Москву я провел в поэтических мучениях. За 30 часов пути было написано 27 стихотворений, ни одно из которых не было опубликовано в известных сборниках “Полынь” и  “Зарницы”. Такая же судьба постигла более трех десятков стихотворений, написанных в Волгограде и по дороге туда и обратно. Решусь на публикацию только одной строфы:


Синь безоблачного неба,
твоего восторга край,
нежный взгляд, краюха хлеба –
вот он – этой жизни рай.

                Стихотворение “Рай” из сборника “Полынь”
Август 1998 г.

Написав такое, я возгордился и стал подумывать об отборе стихов.  Из полутора сотен стихов  я  включил в сборники “Полынь” и  “Зарницы” только четыре коротких стихотворения, включая процитированное.
Внезапное открытие в себе явных способностей я связываю с глубоким психическим надломом, который я пережил в мае – августе 1998 года. Я стал писать каждый день. Сотни стихов остались неопубликованными.
Стихи рождались везде, но наиболее плодотворными были поездки в метро и электричке. Обычно к концу поездки “рыба” стихотворения была готова: оставалась отшлифовка. Иногда одновременно велась работа сразу над двумя стихами.
Какие более отдаленные последствия имело это напряжение – можно только догадываться. Видимо, два крупных сотрясения мозга подготовили почву для инсульта, а чрезмерное напряжение работало в том же направлении. Поэзия не просто отнимала силы, она отнимала эмоциональную составляющую человеческих сил. Теперь ясно, что пострадала левая часть мозга ответственная за эмоции. Сам же акт инсульта не затронул мои творческие способности.
Однако сейчас на первое место вышла увлеченность наукой. Число опубликованных в 2006 году статей достигло 12. И все они сделаны в разных областях. Две статьи написаны в журнале “Теоретические основы химической технологии”. Они касаются вопроса течения Марангони с участием молекул наиболее распространенных в практике экстрагентов.  Две статьи выпущены в Журнале прикладной химии. Одна – в Журнале физической химии. В ней обсуждаются причины существенной дисперсии данных кинетики массопередачи в системах жидкость-жидкость, которая сопровождается образованием осадков. Пять статей – в журнале Химической технологии. У меня выполняет дипломные работы четыре студента по любимой мной теме – кинетике гидродинамической адагуляции.
Сейчас я веду себя так, будто я должен успеть куда-то и зачем-то.



Дано открыть себя на жизненном закате
и утром трепетать от предвкушенья дня.
Надежду потерять, как управленье катер,
и всплыть наверх опять, уже коснувшись дна.

Работою гореть, коль есть в ней место тайне,
иль дни вести без сполохов, без молний.
И господа просить, ну дай мне, боже, дай мне
гордыню усмирить, стать в нужный час безмолвным.

От боли оглупев, прощаться с этим миром,
ах, жизнь моя, ты - мой земной арест!
Воскреснуть в ней опять счастливцем и задирой,
как только боль ушла. Вновь мил мне жизни крест!

Дано легко простить и стать вдвойне прощенным,
иль гневом напитать отчаянный порыв.
Увидеть суть вещей предельно упрощенной,
от ясности застыв, как будто вскрыл нарыв.

 Часть стихотворения “Дано” из цикла “Полынь”