Награды

Валери Таразо

Первая и самая милая моему сердцу премия получена мной в 1981 году, т.е. в год защиты докторской диссертации. Правда, это событие уже было омрачено болезнью сына Васи. Премия была выдана за заслуги в области исследований межфазных процессов при экстракции. Думал ли я, что так высоко будет оценена работа, что я буду когда-то зваться Лауреатом Премии им Д.И. Менделеева. Наиболее существенными достижениями в этой работе были следующие:      
• разработка (совместно с Кизимом Н.Ф.) метода кратковременного контактирования фаз, позволившего исследовать кинетику гетерогенных реакций, длящихся 0,01 секунды; это делало доступными очень быстрые реакции, что не было возможно раньше;
• обнаружение и исследование конденсированных межфазных пленок в экстракционных системах, сильно влияющих на кинетику массопереноса;
• исследование динамических явлений уширения межфазной границы при массопереносе за счет образования диспергированных приповерхностных зон типа “ вода в масле” и “масло в воде”;
• обнаружение кризисов диссипативных структур, зависящих от соотношения толщины слоев фаз;
• исследование нового вида межфазной конвекции (вынужденная конвекция Марангони-Гиббса); и предложение на этой основе способа введения механической энергии в межфазную область с целью интенсификации массообмена.

Интересно, что последняя тема, отмеченная здесь черным кружочком, интересует Николая Николаевича Кулова, которого я знаю со студенческих лет. Он поехал к Данквертсу,  т.к. я  не смог в то время поехать. Эта замена была более подходящей для Даквертса, поскольку Николай Николаевич Кулов был ближе к теме массопередачи, чем я. Более того, я был рад за него, т.к. со студенческих лет, симпатизировал ему. Еще с тех времен, когда мы “рассекали” в парке культуры и отдыха им. А.М. Горького.


За работы в практической области в 1986 году я был награжден премией Совета Министров СССР. Здесь, наряду с другими не мне принадлежащими, основными достижениями были следующие:
• разработана и внедрена в производство первая в СССР технология получения оксида гафния из отходов производства перекристаллизации комплексных фторидов циркония и гафния;
• разработаны и внедрены в производство редких металлов вибрационные смесители-отстойники с тонкослойным отстаиванием.

Кроме того, как председатель методической секции, которая была ответственна за содержание курсов обучения предметам технико-экологического характера,  я был награжден Премией президента РФ (2001 г.).

            

Интересно, что первая и последняя премии получены мной совместно с Ягодиным Геннадием Алексеевичем. Однако последняя премия не радовала меня, и возникли такие строки:


Заметил я:  уж много лет подряд,
Не расточая лишней силы,
Летит мой поезд-жизнь, выстраивая в ряд
Работу, дом и образ чей-то милый.

Не меньше дел, но больше суеты,
Хоть возраст мог бы стать преградой.
Не важно мне - то ль листья, то ль цветы,
Хула врагов, иль молния-награда.

Как странно, вот она - в руках,
Но нет в ней никакой победы.
Награда, ты – мой личный крах,
Остатки не моего обеда.

               Стихотворение “Награда” в сборнике “Полынь”