Идентификация сказки

Виктория Лазарева
               
                посвящается всем прототипом и пост-прототипам*   
                моей будущей повести "US" и просто всем людям,
                которые...

     По-моему, мы ошибаемся, утверждая, что чудес не бывает. Бывают. Только они замаскированы, а потому нам  бывает не так уж и просто отличить настоящее чудо от грубой подделки.
     … Вот вы сидите в зале, и  видите, как на сцену выходит молоденькая девушка – стройная, с ангельской улыбкой, золотисто-медовыми локонами и нежным румянцем. Она похожа на ожившего ангела   из книжки с цветными картинками. И поет она чисто и нежно, как могут только ангелы. «Это чудо!» - с восторгом думаете вы… и даже не замечаете, что ее артикуляция не всегда совпадает со звуком. 
     А настоящее чудо в это время сидит в недорогом кафе со своей подругой и пьет холодный кофе без сахара. И чудо это – полная и, на первый взгляд, совсем некрасивая девушка в потертых джинсах и простой футболке, с волосами, небрежно собранными в пучок. Недавно она была на прослушивании, и даже записала в студии несколько песен. Продюсер – элегантный мужчина средних лет – обещал перезвонить ей, но так и не перезвонил. Песни были простенькие, но спела она их чисто и с душой…
     Узнав, что чистый и нежный голос принадлежит не юному ангелу с золотыми волосами, вы конечно, разочаруетесь, но не слишком. Просто пожмете плечами: «Что ж, чудес не бывает…»  Бывают. Только иногда они просто не выглядят как чудеса.


      Снег уже почти растаял, влажный, резковатый ветер в лицо… Просто иду. Вперед. Что дальше – не знаю. Снова искать работу, казаться очень серьезной на собеседованиях, делать вид, что ничто не волнует… Но сейчас можно не думать об этом. Дорога длинная, и можно просто идти.
     По моему виду не скажешь, но в плеере у меня «Лакримоза». Волосы у меня старательно уложены в «гламурные» локоны, фиолетовая куртка в клетку, узкие джинсы, шпильки… в общем для полноты картинки тут уместнее клубная музыка. Но именно депрессивно-лирический баритон Тило Вольфа как нельзя более соответствует моему настроению. Нет, не мрачняк. Слякоть и весна. Попытка анализировать себя и мир – и тоска по какой-то старой, забытой сказке.
     А ведь если подумать, некоторые атрибуты сказки присутствуют в нашей жизни ежедневно. Только мы старательно их не замечаем или придумывая им более понятные, «нормальные» названия из боязни снова разочароваться. Как когда-то в детстве, когда нам сказали, что деда Мороза не существует, а волшебник в голубом вертолете – не прилетит.
     В романе Грина «Блистающий мир» главный герой умел летать. По-настоящему летать, без всяких фокусов и приспособлений. Но он выдавал свое умение то за цирковой трюк, то за какое-то новое изобретение. Потому что иначе люди бы его не поняли. А то, чего не понимают, обычно бояться и ненавидят… Конечно, же, это сказка. Литературное произведение. Вымысел.
     Но было же такое… я точно помню… я сама видела! Человек летел над улицей, залетал на крышу дома. Сам, без посторонней помощи. Просто летел. И не куда было крепить прозрачные веревки – ведь это был даже не павильон. Прохожие восторженно-удивленно охали, пытаясь понять, «как это сделано». А человек потом с удовольствием рассказывал, что это просто трюк. Мне было тринадцать, и я ему не верила. Я знала: он умеет летать. Как Друд из «Блистающего мира». Но моя более прагматичная подружка была уверена, что в книгах такое бывает, а в жизни – никогда. В жизни есть только шарлатаны, фокусники, артисты и просто лгуны…
    
     И вот, один из таких потенциальных лгуно-шарлатанов  сидит напротив какого-то дяденьки и отвечает на вопросы. Ответы, по большому счету, брать ему неоткуда. Единственное, что он может сделать в такой ситуации, по мнению скептика, – угадать…
     Вопросы касаются людей и событий, о которых наш «испытуемый» (назовем его так)  ничего не знает. Но он отвечает. Коротко и точно. С подчеркнуто-серьезным видом. Абсолютно правильно. На вид он, кстати, совсем молоденький. Убери он свою напускную серьезную «взрослость» - никто и не воспримет его всерьез. То же я, пожалуй, сказала бы и о его амулетах и прочих антуражных магических атрибутах. Они – сами по себе – не чудо. Они лишь помогают дополнить картину, которая без них казалась бы незавершенной  и поверить в то, что верно отвечающий на вопросы молодой человек – темный волшебник… с простыми и добрыми глазами ребенка.  Ведь проще поверить даже в это, чем в то, что кто-то  может быть чудом сам по себе. Без атрибутов. Без громкого мистического названия. Просто…
     «Наверное, ему подсказали ответы заранее, - говорит еще одна моя подруга-рационалистка. – Или это какой-то фокус». С ней согласен и рыжий иллюзионист. Рыжий – и совершенно замечательный! Именно такими рисовали раньше добрых волшебников в детских книжках с картинками. Не хватает только плаща и фиолетового цилиндра со звездами. Иллюзионист мне нравится. И молодой человек с магическими атрибутами тоже нравится, так что ни на чью сторону по субъективным причинам я не становлюсь. Но иллюзионист считает молодого человека обманщиком. А правильные – в который раз – ответы?.. Да просто угадал. Тут, правда, Эйнштейн бы поспорил. Ведь для того, чтобы верно угадывать столько раз подряд, нужно сначала что-то сделать с теорией вероятности.
 - А ты, значит, ему веришь? – не унимается подруга-скептик.
- Почему нет? – неопределенно пожимаю плечами я.
- Ну, а почему же да?
     … Задумываюсь. Не очень-то хочу отвечать, но… есть люди, которые просто чем-то цепляют. И не поймешь, даже, чем. Вот этот парень… Да чисто внешне у нас в городе таких – через два. Ну, может, через три. А увешенных «волшебными» побрякушками людей я обычно вообще не воспринимаю. Так что это вообще из серии «интуитивно чувствую, что не какой-то… засланец». И потом, видела я уже такие… чудеса?

     Была у меня лучшая подруга в десятом классе. Мы много общались, а однажды даже выяснили, что в детстве нам снились одинаковые сны. И вообще, с ней часто были связаны такие вещи, которые меня удивляли. А однажды я рассказала ей о человеке, который мне приснился. В реальной жизни такого человека ни она, ни я не знали. А еще, моя подруга не так, что бы очень хорошо умела рисовать. Но это все не помешало ей нарисовать портрет человека из моего сна на тетрадном листочке в клеточке. Когда я его увидела, то чуть не воскликнула: «Ты что, за мной сны подсматриваешь?!»  Но  этим дело не кончилось, потому что меньше, чем через год мы, действительно встретили того человека – из моего сна и с рисунка подруги. И это было так необычно, что мы, конечно же, идентифицировали это как чудо.
      Но настоящим чудом тогда было даже не это. Чудеснее всего было то, что мы старались изменить мир к лучшему – и верили в то, что шаг за шагом, постепенно, сумеем превратить его в сказку.
     Что же случилось потом? Сказки нас предали?.. Нет. Мы сами с пугающей легкостью предали их, решив, что уже достаточно взрослые для того, чтобы верить…   
     И что же теперь?

     Я давно выключила плеер, но улыбаюсь музыке. Какой-то совсем другой музыке, звучащей внутри меня. Музыкант с депрессивно-лирическим баритоном и глазами олененка Бемби здесь не при чем, хотя и он тоже, сам по себе, - чудо.
     … Весна. Снег уже почти растаял, влажный ветер в лицо. И я просто иду, хотя с каждым шагом расстояние до привычной реальности сокращается. И если меня снова не возьмут на работу, я, конечно, сделаю над собой усилие, чтобы не пожать плечами и не пробормотать обычное: «Ну что ж, видимо, чудес не бывает»… Бывают. В весеннем запахе ветра. В прозрачной искорке росы, дрожащей на тонкой паутинке. В глазах людей, пусть не родных, но по-настоящему близких. В воспоминаниях о будущем и надеждах на прошлое. В забытом наутро волшебном сне. В чувстве полета при звуке любимого имени. В гениальной музыке, трогающей до слез и заставляющей улыбаться...
 
                20 марта 2009
   
* пост-прототипы - это когда ты сначала придумал персонаж, а уже потом увидел в жизни человека, который ну очень его напоминает! И ты начинаешь наделять свой персонаж некоторыми чертами этого человека. Лично у меня таких много)