Об отношении к физическому труду

Валерий Космиади
Повторюсь, что я – не литератор. В докомпьютерное время писал письма, статьи. У письма единственный читатель, статьи до недавнего времени писались в стол. Любое общение – это обмен опытом. Если опыта много, а передать некому, происходит процесс старения и потери информации. Можно винить в этом несовершенство общества, а можно удариться в другую крайность – повесить на себя всех собак, объясняя невосприимчивость окружающих к собственным доказательствам личными недостатками, отсутствием таланта педагога.

Появление компьютеров произвело революцию в печатном деле. Пишущая машинка не идет ни в какое сравнение в производительности с  компом  и принтером. С приходом же Интернета совершилась революция в общении, в легкости и простоте донесения информации до любой компьютеризированной точки Земли. Мой знакомый кристаллограф общается по Интернету с Байкитом – поселком на Подкаменной Тунгуске. Я считаю, что лучшим вложением средств в «национальные проекты» было бы обустройство компьютерами всех удаленных населенных пунктов от Калининграда до Аляски с изданием каталогов всех электронных адресов.

  Интернет для меня – способ поиска аудитории для изложения наработанных жизненным опытом наблюдений и помощи в систематизации их, в выведении закономерностей. Поэтому моя аудитория совпадает с читателями газеты «Дуэль», которые любят думать.

Я доволен, что в редких рецензиях на мои миниатюры нет фраз типа «мне понравилось». Понравиться может рисунок на обоях, вкус приготовленного блюда. Высказанные кем-либо мысли должны вызывать согласие или неприятие, в зависимости от внутренней системы ценностей воспринимающего. Поэтому упреки в категоричности я отношу к своего рода комплиментам.

Так вот мои наблюдения о зависимости между отношением к физическому труду и формированием жизненной позиции, даже судьбы ( такой замах возможен благодаря длительности постоянных контактов с наблюдаемыми – с 53-го года).

Об одном моем близком знакомом, которого в детстве считал другом, в зрелом возрасте чаще спонсором (или кредитором и работодателем), оппонентом в спорах, критиком, довольно метким. Кстати, еще в 81-м году он в эпиграмме на меня – «умеешь лихо ты рубить, но не умеешь мерить…» точно отразил мою импульсивность, чрезмерную поспешность, недостаток расчета. Об этой эпиграмме я вспоминаю часто, при ошибках в размерах столярных заготовок, но характер изменить трудно, практически невозможно.

Когда он еще учился в школе, и нужно было в старших классах проходить производственную практику на заводе фрезеровщиком, помню его резкое неприятие всего, связанного с заводом.  Упорство было главной чертой его характера, и он, поставив целью получить высшее образование и заниматься умственным трудом, шел прямой дорогой к этой цели. Преподавал в школе какое-то время, потом вычислительный центр. Как он гордо говорил тогда – «мы – пролетарии умственного труда!».

Уже в то время я начал замечать в нем этакую самовлюбленность, приобщенность к элите, касте жрецов, пусть пролетарий, но – умственного труда! Отсюда пренебрежение к любой рукотворной деятельности, как чему-то неполноценному, ущербному. Как следствие – выстроена шкала ценностей, где главное – общественный статус, близость к искусству, театральной среде. Учеба детей – в спецшколе с иностранным языком.

Я в своих миниатюрах уже вспоминал о теории конвергенции, о которой слышал на лекциях по философии. Схождение признаков у разных субстанций при одинаковых условиях существования. У меня есть еще один близкий знакомый, который в детстве был другом, в молодости собутыльником, в зрелые годы работодателем. Первый и второй малознакомы, далеки друг от друга и территориально, и характером, и профессией. Первый в молодые годы тяготел к трезвости, второй к выпивке. Первый сторонился женщин, второй – плэйбой. Сейчас же оба если не пьяницы, то, по выражению одного из них, «винолюбы». Дочь второго друга тоже училась в спецшколе с иностранным языком. Дети обоих сделали успешную карьеру на базе фирм с иностранным капиталом.

И замечу, что к физическому труду отвращение у обоих. Несмотря на то, что в школьные годы второй товарищ отличался большими способностями к спорту, особенно в легкой атлетике и баскетболе, к пенсии физическую форму потерял. И сейчас передо мной два неспортивных пенсионера, один толстый, другой тощий, почти дистрофик, с зеркально похожей судьбой. И корневой причиной, приведшей к схождению признаков в образе жизни и судьбы я полагаю именно отвращение к физическому труду, вызвавшее выстраивание жизненного вектора в сторону подъема по лестнице престижа, материального достатка, удаления от простого народа, занятого тяжелым трудом, на земле или в заводском цеху.

Один мой знакомый геолог, увидев меня вместе с первым из описываемых, сказал – «какие вы разные!». Действительно, мы и внешне очень разные, и по характеру. Помню, в школьные годы, идя зимой по улице пригорода, мы встретили старушку, попросившую помочь сколоть наледь у калитки на тротуаре. Я с готовностью схватил лом и начал колоть лед. Мне было в удовольствие физически напрягаться, до пота, и остановился тогда, когда посчитал, что очищено достаточно тротуара. Друг смотрел на меня с удивлением и непониманием. Этот взгляд я встречаю у него постоянно. Уже пробыв в аспирантуре, объяснив ему мое тектоническое доказательство правоты Эмпедокла, я услышал от него фразу – «а что ты умеешь, кроме топора?», когда я сказал о намерении сменить работу. Настолько он свыкся с мыслью, что его друг, бывший долгое время грузчиком, рабочим в геологии, плотником, то есть человеком физического труда, не имеет права внедряться в сферу интеллектуалов.

Расхожее сравнение «жизнь – театр». Мне ближе сходство жизни человека с соревнованием. В этой модели много критериев. Например, подготовка «спортсменов». Взяв бурный старт, бегун быстро выдыхается, и к финишу приходит с плохими результатами. Это совсем не значит, что он не тренировался. Он не рассчитал силы на дистанцию. И на  точность расчета влияет множество факторов. Одними из главных я считаю  способность независимого мыслительного анализа, незамутненность сознания навязанными властью и   СМИ  стереотипами  и пропагандой употребления наркотиков. Я довольно долго избавлялся от этих стереотипов, и в следующей миниатюре постараюсь показать, что если я на сегодняшний день и не выигрываю это жизненное соревнование, то мой финиш еще впереди, и достаточно сил для финального спурта.