Хищные Вещи Века

Николай Коршунов
НЕ ВСЕ ЙОГУРТЫ ОДИНАКОВО ПОЛЕЗНЫ

Наши предки, возможно, чуть меньше нас шурупили в кибернетике, космонавтике и ядерной физике. Это не означает, что у нас есть повод считать себя умнее их. Не имея дурной привычки прятаться за сомнительные достижения прогресса, олдовые люди гораздо лучше нас разбирались в главном. В природе, в жизни, в окружающих нас вещах.

Согласно поверью, берущему начало в лохматой древности, предметы, которые ты юзаешь почем зря в повседневном обиходе, обладают собственной волей – или чем-то, что очень на нее смахивает. Эта сила обязательно будет воздействовать на хозяина предмета в процессе пользования. Ее наличие крайне тяжело распознать заранее, как нельзя на глаз определить, что именно записано на неподписанный компакт-диск – музыка, видео или, к примеру, дистрибутив Windows. И при этом никому не гарантировано, что сила, заключенная в предмете, обязательно будет доброй. Дочитав до этого места, ты, конечно, имеешь полное право подумать вслух русскими народными словами о людях, трахающих тебе мозги суевериями и прочей галиматьей. Амиго мио, нам самим хотелось бы, чтобы все было именно так, как ты только что подумал.

Реальность «проклятых вещей» подтверждается интенсивностью, с которой сюжет о «семейном проклятии» эксплуатируется писателями, поэтами и прочими мастерами искусств. Классический пример – «Сага о Форсайтах» Джона Голсуорси. Специально для тех, кто совершенно случайно незнаком с этой чумовейшей книгой, пересказываем завязку сюжета. Состоятельный господин по имени Сомс Форсайт начинает строить ультрамодный особняк, чтобы завоевать любовь своей жены Ирэн. Жена, как водится, любит только деньги мужа и остро ненавидит его самого как личность. Зато симпатизирует архитектору, который и собирается строить искомый дом. Понятно, что жилплощадь, построенная в таких условиях, будет рассадником негатива. Так оно и получилось – многим людям дом принес несчастье.

ТАБЛЕТКИ ОТ ЖАДНОСТИ

Никто не знает точно, отчего одни вещи приносят своим владельцам счастье, а другие – совсем наоборот, и почему вторых на порядок больше, чем первых. По крайней мере, никто до сих пор не выступил с внятным научным объяснением, которое устроило бы всех. За неимением оного инициативу в поисках давно перехватили колдуны и парапсихологи. Относиться к магическим раскладам можно по-всякому, хотя в некоторых утверждениях продвинутых людей по поводу «нехороших» вещей несомненно присутствует здравый смысл.
Главное правило общения с вещами сомнительного происхождения, особенно древними – думать головой, прежде чем тащить что-то к себе домой. Как ни странно, об этом забыли восемьдесят процентов из тех, кто таким образом нажил на свой бэксайд мощных неприятностей. На обыденном уровне магия и наука сходятся, по крайней мере, в признании того факта, что мир представляет собой взаимодействие различных энергий. Как говорил сын турецко-подданного Остап Бендер, если по стране ходят денежные знаки, значит, есть люди, у которых их много. Если реальность образуется пересечением различных энергопотоков, обязательно существуют объекты, способные эти потоки аккумулировать. Скажем, подобно тому, как асфальт нагревается под солнцем. Конечно, сама по себе энергия, накопленная вещью, не может быть ни «доброй», ни «злой». Другой вопрос, как она будет взаимодействовать с твоим собственным энергопотенциалом. Продолжая аналогию с горячим летним асфальтом, вряд ли ты поймаешь кайф, гуляя по нему босиком.

Согласно магической традиции, сильнейший деструктивный эффект на человека оказывают вещи, так или иначе связанные со смертью, например, вытащенные из могилы. Косвенно это подтверждается двумя расхожими легендами – о вскрытии гробниц Тутанхамона и Тамерлана. В первом случае археологи по неизвестной причине поумирали вскоре после окончания работ. Во втором – вскоре после вскрытия началась самая страшная война в современной истории России: якобы сбылось предсказание, обещавшее именно такие бонусы тем, кто осмелится потревожить дух великого воина.

Неизвестно, как обстояло дело с Тамерланом, а вот историй попроще – масса. Например, случай, описанный историком Валерием Привалихиным, когда некий коллекционер икон купил красивую работу по сходной цене, предварительно не выяснив ее происхождения. После того, как икона была повешена на стену рядом с другими, от случайного короткого замыкания сгорела вся коллекция. Как оказалось впоследствии, экспонат некоторое время пробыл в могиле «нового русского», обустроившего ее себе так, что отдохнул бы и Тутанхамон: с музыкой, выпивкой, закуской и прочими удобствами. До тех пор, пока предприимчивые в кавычках люди не решили, что добро явно пропадает напрасно и живым пригодится больше, чем мертвецу. От несчастья не спасло даже то, что предмет был культовым и наверняка освященным – разность потенциалов моментально превысила критическую массу.

По народному мнению, ровно столько же бед способны натворить предметы, напрямую не соприкасавшиеся с мертвечиной, но изображающие реальную или вымышленную чернуху. Фото с кладбищ, даже высокохудожественные – особенно, если высокохудожественные. Картины, статуэтки и прочее искусство с изображениями нечистой силы, черно-магических сюжетов и символов, или просто вызывающее у зрителя чувство страха или тоски. Объективно такой предмет может иметь высокую художественную ценность и аукционную стоимость. Субъективно – разрушать жизнь и здоровье всех, кто на него смотрит. Даже если не использовать волшебство как объяснительную модель, понятно, что, скажем, черт в подавляющем большинстве мировых религий – персонаж сугубо отрицательный. И его изображение вряд ли способно спровоцировать у тебя позитивный настрой и желание жить и работать на благо общества.

С КЕМ ПОВЕДЕШЬСЯ, С ТЕМ И НАБЕРЕШЬСЯ

Еще одна причина, по которой безобидные в принципе вещи начинают творить беспредел – условия, сложившиеся в момент их создания или первого приобретения. Известна история о кольце, сделанном заключенными в «расстрельной» зоне из банальной нержавейки, приносившем несчастье всем его владельцам. Кто-то, поставив кольцо на кон, вдребезги проигрался, кто-то попал под машину, после того, как его надел, а последний хозяин просто не смог снять его с пальца – чуть было не началась гангрена. К счастью, на этом истории кольца пришел финал – его разрезал оказавшийся вовремя поблизости сантехник.

Чаще всего дело осложняется тем, что история изготовления предмета неизвестна, особенно если предмет серийный – вроде книги, о которых также ходит множество документальных легенд. Например, о «Лейденской красавице» Райдера Хаггарда издания 1915 года. После того, как книга была подарена молодым офицером Александром Крымским своей невесте, ее жестоко убили воры. Молодой человек помешался, глядя на обложку. После революции владельцев томика расстреливали по обвинению в шпионаже, они умирали в лагерях. Дом, в котором находилась книга, бомбили немцы – ее нашли невредимой под развалинами. Полистав томик в первый раз, нынешняя хозяйка книги сразу же попала под машину – к счастью, осталась жива. При этом «Красавица» сама по себе – книга как книга, таксебешный развлекательный романчик, не обладающий никакой магической силой. Проверено лично по новому изданию.

Впрочем, совершенно необязательно, что дурные свойства вещи должны быть врожденными. Ровно с той же вероятностью они могут быть и приобретенными. Когда с одним или несколькими владельцами предмета, пусть даже случайно, происходят фатальные трагедии, это может, как говорят оккультисты, «репрограммировать» его энергоинформационные характеристики. Так начался страшный пожар 1657 года в Японии, когда дотла выгорели три четверти Токио и погибли много тысяч человек – синтоистский священник решил сжечь детское кимоно, три хозяйки которого поочередно умерли без явных причин. Королю Франции Людовику XIV ученый Христиан Гюйгенс подарил роскошные часы, долгие годы работавшие без остановок и ремонта. Однако первого сентября 1715 года в семь сорок пять утра часы остановились. То, что Людовик в эту же минуту отправился на тот свет, так и осталось бы несчастливым совпадением, если бы не досадный факт: все последующие попытки починить часы так и не увенчались успехом. Believe it or not.

Специалисты по части магии говорят, что еще одной причиной, по которой вещь начинает приносить беду, являются магические действия, которые владельцы производят над предметом, сами того не подозревая. Например, есть такая процедура – визуализация, когда, наделяя вещь магической силой, ее представляют в виде живого существа или стихии. Скажем, мотоцикл у многих повернутых на мототехнике людей ассоциируется со стихией огня, драконом, демоном, которого удалось оседлать. Несмотря на то, что даже чисто умозрительно демон вряд ли позволит кому-то долго ездить на себе. И вот результат: страшные байкерские байки о мотоциклах в идеальном состоянии, продающихся за бесценок. Говорят, если присмотреться, некоторые из них помечены в укромном месте крестами. Число которых точно соответствует количеству байкеров, уехавших на нем в страну вечных покатушек.

БОГАТЫЕ ТОЖЕ ПЛАЧУТ

Стоит, однако, сказать, что способность «запоминать» и «накапливать» информацию у разных материалов разная. Опыт показывает, что идеальными аккумуляторами такого рода являются камни, кристаллы и драгоценные металлы. Почему так – это уже другой и не вполне понятный вопрос. Дорогие вещи являются исключительно удачным местом для возможного пребывания в них нечистой силы. Хотя бы потому, что из-за золота, алмазов, изумрудов и изделий из них люди во все времена убивали друг друга много и с удовольствием. Пропитанные отрицательными эмоциями предметы начинают выполнять разрушительную программу самостоятельно.

Самый известный тому пример – алмаз, называемый «Хоуп». Изначально камень находился в сокровищнице французских королей и, помимо красоты и огромного размера, ничем себя не проявлял. Зато после того, как последней законной хозяйке камня, королеве Марии-Антуанетте, отрубили голову, вокруг бриллианта началась мистическая свистопляска. После революции камень был похищен, переогранен и куплен коллекционером Генри Хоупом, который разорился и умер в нищете. Следующий владелица, светская леди Эвелин Маклин, купившая драгоценность по совету Пьера Картье, испытала на себе скверный характер алмаза в полный рост. Ее муж умер в психиатрической больнице, маленький сын попал под машину, дочь погибла от передозировки снотворного. Сама мадам ушла из жизни, едва дотянув до шестидесяти, молодой умерла и ее внучка, Эвелин Маклин. Черная история алмаза закончилась, только когда его владельцем стал «коллективный разум» – Смитсоновский институт.

Памятливость драгоценностей хорошо прочувствовали на собственной шкуре разного рода виртуозы ножа и топора. Бытовало поверье, что вещи, добытые группой лиц по предварительному сговору путем грабежа, можно очистить, закопав на какое-то время в землю. Истории о разбойничьих кладах имеют под собой именно это основание, поскольку закапывать ценности для пущей сохранности было экономически бессмысленно: романтики с большой дороги любили пожить на широкую ногу. Ясное дело, что большого эффекта трюк с закапываниями не приносил. Рано или поздно ценности попадали в руки законопослушного народа. И… начинали делать свое нехорошее дело.

Трагически закончилась жизнь всех, кто когда-либо имел дело с реликвией – шкатулкой, с нарисованным на ней глазом императрицы Елизаветы, жены Александра I. Изображенный глаз, правда, тут совсем не при чем – просто была тогда такая мода. Владевший гаджетом Великий князь Сергей Александрович погиб от руки террориста Ивана Каляева. Его вдова, Елизавета Федоровна, подарившая шкатулку другой сиятельной особе – князю Николаю Михайловичу, была расстреляна большевиками вместе с князем с разницей в один год. Вещицу, сплошь обсыпанную бриллиантами, присвоила себе следователь Варвара Яковлева, занимавшаяся делом князя. Пожалуй, в этом состояла редкая поэтическая справедливость – следующей своей жертве шкатулка отомстила заслуженно, Варвару Яковлеву расстреляли в ходе репрессий конца тридцатых. Куда после этого делся антиквариат, неизвестно. Может, оно и к лучшему.

СНИМАЕМ ПОРЧУ, ЛЕЧИМ СГЛАЗ

Понятно, что лучшая защита от всего, о чем говорилось – сочетание здравого смысла с нестяжательством. Которым, как, впрочем, и тем, и другим по отдельности, в реале мало кто обладает. На этот случай народный опыт имеет в запасе несколько советов для того, кто обзавелся небезопасной вещицей от жадности, по наследству или просто про запас.
Говорят, что относительно безвредной является вещь, на которой нет никаких «грехов». То есть из-за которой никого не убивали, которую ни у кого не воровали, владение которой никому не причиняло несчастья. Осторожно следует обзаводиться вещами, принадлежавшими тяжелобольным – они обладают «патологическим полем», вещь «запоминает» хозяина. Сильное, но далеко не всегда позитивное влияние имеют картины и скульптуры старых талантливых мастеров. Категорически не следует брать себе вещи заведомо для тебя умершего человека, поскольку избавить себя от постоянных мыслей о судьбе прошлого владельца могут только психически очень сильные люди. В противном случае все может кончиться печально. Но ни в коем случае нельзя расставаться с реликвией, если ты перенес ее на новое место и она кому-то там не нравится – скажем, если женился и поставил её в квартире жены. Дорогие для тебя вещи – в виду имеется, конечно, не денежное выражение их стоимости, – нельзя отдавать никому и ни под каким предлогом. Если же вещь успела доказать свою вредоносность каким-то образом на практике, ее следует выбросить на поганое место тире помойку – но не дарить и не продавать. Или же уничтожить любым подходящим образом: сжечь, закопать в землю или пустить по проточной воде, говоря про себя: «Откуда пришла, туда и уходи!»

Анекдот, официально зарегистрированный в хронике происшествий города Чебоксар. После очередной мелкой аварии владелец «Запорожца» посчитал, что над машиной тяготеет злой рок – постоянно ломается, бьет чужие машины и вообще приносит одни несчастья. Продавать машину, чтобы «несчастья» перешли ее новому хозяину, честный автолюбитель не стал. Поэтому натолкал в салон бумаги, плеснул бензина и бросил спичку. Ни в чем не повинный «горбатый» восстановлению не подлежит, а пожарные и страховая компания только недоуменно развели руками.

Не исключено, что слава «хищных вещей» сильно преувеличена трамвайными сплетнями досужих граждан и художественным вымыслом буйной народной фантазии. Верить или не верить в «проклятое наследство» и предметы, приносящие несчастье – личное дело каждого. Тем не менее, во всех этих страшных байках и россказнях сарафанного радио присутствует по меньшей мере одна неопровержимая истина. Чрезмерное увлечение вещами, их накоплением и потреблением еще никого и никогда не доводило до добра.

Журнал "Хулиган", январь 2007.