Авторская программа ншсо

Людмила Ларичева 2
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА
КУРСА НШСО (НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ СИСТЕМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)
« МЫ И МИР »
 В рамках разработки проекта научно-исследовательского
учебно-методического центра ШКОЛА СИСТЕМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Разработчик: Ларичева Людмила Александровна
Нижний Новгород
15.03.1994г.©

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время существует ряд программ развивающего обучения, разработанных для отдельных предметов курса начальной школы, большинство которых исходит из идей Л.С. Выготского о взаимодействии с ребенком в зоне ближайшего развития.
Наиболее широкое распространение в начальной школе получили программы Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.
По мнению автора, система Эльконина-Давыдова является наиболее глубоко продуманной и совершенной в ряде существующих систем развивающего обучения. В качестве системообразующей задачи в ней принята задача «обеспечения условий для становления ребенка как субъекта учебной деятельности, заинтересованного в самоизменении и способного к нему». (1). Причем, утверждается, что «по данным теоретических и экспериментальных исследований эта задача может быть, в основном, решена на протяжении первых 4-5 лет школьной жизни ребенка, чем и определяются границы первой ступени развивающего обучения: 1-5 классы». (1). При этом «участвовать в учебном процессе в качестве его субъекта ребенок может лишь в том случае, если способен самостоятельно находить способы решения возникающих перед ним задач». (1).
Однако, при таком подходе, несмотря на направленность на самые общие задачи, упускаются три предварительных этапа в процессе решения задач, а именно:
- анализ ситуации, в которой возникают задачи;
- выявление и формулирование задачи;
- заинтересованность в результате.
Поиск способов решения задач в данных обстоятельствах может идти только путем перебора вариантов, что очень быстро гасит интерес ребенка к самостоятельному поиску.
Кроме того, несмотря на многочисленные достоинства системы Эльконина-Давыдова, ей присущ общий с другими программами развивающего обучения недостаток: системная организация материала ограничивается рамками предметного курса, а программы разных предметов не согласованы между собой и с предметами, которые ведут другие педагоги- специалисты (рисованием, музыкальными занятиями, физкультурой и т п.).
При развитии современных тенденций к интеграции предметных курсов, создания поисковых обучающих систем, базирующихся на совместном поиске ученика и учителя, внедрения в учебный процесс новой технологии поиска решений проблем, модульного принципа построения учебных пособий, - следующим шагом в методологии начального образования должен, вероятно, стать системный курс начальной школы, использующий в качестве единого дидактического пособия модульный учебник, содержащий комплекс понятий, практических и логических заданий, связанных общим сюжетом.
В настоящей работе сделана попытка построения программы и учебного пособия для системного курса начальной школы, рассчитанного на два года обучения.
В качестве теоретической базы для построения курса использованы основные закономерности теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) Г. С. Альтшуллера (2) и концепция развивающего обучения Эльконина-Давыдова. Курс построен с использованием рекомендаций по созданию поисковых методических систем В. А. Бухвалова (3).
Целями данного курса являются формирование системного представления о мире и себе как части системного мира, выработка навыков исследовательской деятельности в процессе решения задач, связанных с анализом реальных и смоделированных ситуаций, возникающих в системах живой и неживой природы.
Постоянная активная включенность ребенка в поисковый учебный процесс обеспечивается тем, что все анализируемые ситуации связаны единой сюжетной схемой, позволяющей развивать ее вширь и вглубь по желанию ребенка.
Для достижения вышеназванных целей курса в данной работе решаются  следующие задачи:
- формирование мотивации к учебной деятельности и потребности в саморазвитии на начальной стадии учебного процесса;
- задание дальних целевых ориентиров учебной деятельности;
- психологическая подготовка к новому виду деятельности;
- развитие   творческого воображения и   выработка  навыков диалектического мышления с использованием элементов ТРИЗ;
- воспитание духовной культуры и этики характера, основанной на общечеловеческих ценностях.
Курс построен по модульному принципу (4,5), так как он наиболее полно отвечает требованиям сочетания единства и индивидуализации содержания, гибкости и жесткости структуры, обеспечивает возможность диагностики, контроля и самоконтроля на любом этапе.
Каждый модуль (раздел) системного курса представляет собой относительно самостоятельную структурную единицу и носит содержательно завершенный характер.
Программа учебного курса первой стадии (начальной школы) включает четыре модуля, построенные по единой структурной схеме. Каждый модуль разбит на блоки, рассматривающие какую-либо одну проблемную ситуацию на трех уровнях: ознакомительном, инструментальном и проблемном.
В модульном учебном пособии по курсу материал каждого раздела (модуля) также разбит на блоки и размещен на карточках по трем вышеназванным уровням. Карточка- минимальная структурная единица учебника. Она посвящена рассмотрению одного конкретного вопроса. (Например: карточка 1-2-5о. Астрономические приборы).
Первая цифра в номере карточки означает ее принадлежность к соответствующему модулю учебника (модуль 1. «Знакомство с Фанта- Геей»), вторая цифра - соответствует порядковому номеру блока ( блок 2. «Солнечная система. Взгляд изнутри».), третья цифра - порядковый номер карточки данного уровня. Буква «о» говорит о том, что карточка относится к ознакомительному уровню. Карточки инструментального и проблемного уровней обозначаются соответственно буквами «и» и «п».
Карточка занимает один стандартный лист учебника.
Количество карточек инструментального и проблемного уровней в каждом блоке может быть для каждого ученика различным в зависимости от его желания и возможностей, а также успешности его обучения и устанавливается совместным решением ученика и учителя.
Количество карточек ознакомительного уровня определяется учителем в процессе его творческой работы по данной программе в условиях конкретного класса и корректируется с учетом обратной связи (опираясь на реакцию учащихся).
Каждый учащийся в процессе учебной деятельности создает индивидуальное учебно-методическое пособие, построенное на базе модульного учебника по принципу «снизу-вверх». Это пособие используется им в качестве справочного на более поздних стадиях учебно-поисковой деятельности.
Нормативные знания, умения и навыки в течение первой стадии обучения осваиваются учеником на ознакомительном и инструментальном уровнях и диагностируются по принятым педагогическим стандартам.
Кроме того, ученик на инструментальном уровне осваивает приемы и формы мыслительной деятельности, принципы работы с моделями реальных систем, навыки психологического тренинга, выполняет практические задания по созданию индивидуальных и общих учебных пособий (карт, таблиц, конструкций, каталогов, архивных баз данных и т п.),- весь комплекс знаний и умений этой категории диагностируется по качеству выполнения учеником заданий проблемного уровня (тестовые задания на овладение знаниями, умениями, навыками в исследовательской деятельности), а также с помощью психологического и медицинского тестирования.
Выполнение заданий проблемного уровня предусматривает самостоятельный поиск самого ученика, отработку и самоконтроль освоения им исследовательских навыков.
Программа прошла этап экспериментальной проверки в 1994-1995 учебном году на базе общеобразовательной школы №1 г. Бор Нижегородской области, в классе шестилеток.
Анализ результатов эксперимента позволил сделать следующие выводы:
- значительно улучшилось ассоциативное мышление детей, их сравнения, решения стали более интересными, неординарными;
- дети хорошо в основной своей массе улавливают и пользуются заданными алгоритмами для направления своей фантазии;
-дети быстрее и качественнее осваивают стандартный учебный курс начальной школы;
- у детей сформировалась мотивация к учебной деятельности и потребности в саморазвитии;
- в процессе учебы определились дальние целевые ориентиры;
- разносторонняя аналитическая работа со сказочным материалом – лучшая основа в воспитании духовной культуры и общечеловеческих ценностей.

Программа получила положительные отзывы со стороны: директора школы, Алексеевой Л.А. , руководителя департамента образования и науки г.Бор, зав. кафедрой новых педагогических технологий Нижегородского Института Развития Образования (НИРО), Рыжовой С.В., Воронежского Института развития образования, Новгородского филиала Академии Педагогических наук

                БИБЛИОГРАФИЯ

1.Программы развивающего обучения  (Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова): 1 этап (1-5 классы). Русский язык. Математика. – М.: “Просвещение”, 1992г.
2.Г. Альтов. И тут появился изобретатель… - М.: «Детская литература», 1989г.
3.В.А. Бухвалов. Поисковые методические системы.( В сб. «Познание», вып. 2, 3). – Рига: пед.центр «Эксперимент», 1992г.
4.П. Усявичене. Теория и практика модульного обучения. – Каунас: «Швиеса», 1989г.
5.А. А. Гин. Модульный учебник. Пояснительная записка. – Минск: НИЛИМ, 1993г.