О душе, желаниях и свободе выбора

Беньямин Коган
Что такое душа? Говорят, что это весь я, кроме моего тела. Еще это понятие обычно связывают с какими-то возвышенными переживаниями, творчеством, интуицией, верой в Бога и так далее.

Все это неверно. На самом деле душа - это мир желаний.

Душа не находится в теле, но управляет им. Почему? Очень просто - удалите любую часть тела или сделайте пересадку любого органа, вплоть до пересадки сердца или мозга. Ваши желания поменяются? Нет. Поэтому душа от тела не зависит.

Тем не менее, связь между душой и телом существует, но эта связь односторонняя - душа властвует над телом. Иначе говоря, мои желания и устремления полностью определяют мое поведение и поступки, которые я совершаю каждый день.

Многие считают, что они властны над своими желаниями. Считают себя людьми рассудительными, рациональными. На самом деле, они просто не понимают, что зависимы. А что такое "зависимость от желания"? Это значит "захотел - и сделал". То есть пошел по указке своего желания. А не против него. Это и есть зависимость.

Как я принимаю решения в своей жизни, каждый день? Никогда не задумывались над этим? А ведь это же так интересно - понять, почему я решаю именно так, а не иначе. И вообще, я ли принимаю решение?

Начнем с более простого вопроса: почему мне иногда трудно принять решение? Вы скажете - понятно, почему: надо всегда учесть все доводы "за", все доводы "против", посмотреть, какие есть альтернативные решения...

Дело в том, что человек состоит не из одного желания, а сразу из многих, которые очень часто противоречат друг другу. Это и есть "за" и "против" - одно желание голосует "за", а другое - "против". И здесь уже какое желание перевесит, какое желание сильнее - оно и определит, какое решение я приму в каждом конкретном случае.

Возьмем для примера двух курильщиков. Оба получают удовольствие от процесса курения и оба знают о том, что курить вредно. Но у одного желание курить превалирует над желанием быть здоровым, а у другого, по каким-то причинам, все наоборот (например, ему поставили диагноз - высокий риск заболевания раком легких). И тогда первый будет продолжать "попыхивать" в свое удовольствие, а другой будет мучиться, но к табаку не прикоснется. Не потому что он "рациональный". А потому что желание быть здоровым больше сиюминутного наполнения от выкуренной сигареты.

Теперь вернемся к предыдущему вопросу. Допустим, я просыпаюсь утром с чистого листа - ничто меня не тревожит. Да, не хватает денег - надо бы на работу устроиться, но в принципе, можно подождать и до завтра. Причем, не просто работу, а престижную - это значит, нужно пойти учиться на какие-то курсы, а то и вовсе посвятить учебе несколько лет. Нужно, конечно - но лень, вот со следующего года и начну. Сходить с друзьями на стадион, попить пива - уже вчера ходили, еще живые впечатления остались, для новых пока нету места. Останусь-ка я дома, буду смотреть телевизор. А наскучит - пойду к Машке, она меня развлечет...

Знакомая картина? Ничего не хочется, но что-то делать надо - вот я и выбираю то, что наименее скучно или, иначе говоря, то, что доставляет наибольшее удовлетворение в настоящий момент. То есть решение принимается мной на основании взвешивания альтернативных вариантов, которые мне предлагают различные мои желания наполниться.

Тем самым мы закрыли тему о "рассудительных" людях и показали, что любые решения, которые мы принимаем, определяются суммой наших желаний.

В итоге мы подходим к решению наиболее сложного вопроса - я ли принимаю решения? Ответ: нет, не я. А мои желания. Именно они диктуют мне свои условия, и я, словно марионетка, поворачиваюсь именно в том направлении, в котором они мне указывают.

А если я не хочу быть зависимым? Мое право - я Человек, а не какой-то зверек, который не отвечает за свои поступки. Я имею право быть свободным или нет?

Имеешь, дорогой Человек. Ты это можешь, и у тебя это обязательно получится. Ищи.