Попутчики

Борис Волостных
Алексей, сидя у окна, смотрел вдаль и о чём-то думал. Поезд походил к станции. Остановка оказалась короткой и вскоре прозвучал гудок паровоза. Вагон мягко дрогнул и  стал набирать скорость.

 В дверь купе постучали. Вошёл новый пассажир.
Они охотно и быстро познакомились и разговорились. Алексей, тяготившийся скукой и бессонницей, нашёл приятного собеседника. Новый пассажир оказался геологом, едущим в командировку.

На столике очутились припасы, извлечённые Алексеем. А у геолога нашлось неплохое приложение.

Разговор между ними становился всё оживлённей и, как часто бывает в пути, вынужденное бездействие настраивает человека на размышления, возникает необходимость поделится своими мыслями, самому послушать умного человека, вообще отвести душеньку.

Алексей и его собеседник, Николай, нашли тему, в силу своего возраста и профессии, для них весьма тонкую.

- Мы с вами, Николай, люди, мало приспособленные для семейной жизни. Мы привыкли к более удобному, с нашей точки зрения, существованию, находя его соответствующим нашему бытию. Хотя в душе не испытываем никакого удовлетворения.-

Алексей замолчал, размял пальцами потухшую папиросу, прикурил, несколько раз глубоко затянулся дымом и продолжил:

-Когда-то наглаза мне попался очерк. Он назывался "Скрипка капитана". Молодой человек, будучи в заграничном плавании, покупает для своей жены, одарённой музыкальными способностями, редчайшую скрипку, созданную известным мастером прошлого. Платит за неё большие деньги. Придя домой с подарком, застаёт свою любимую с другим. Он уходит от жены навсегда. С тех пор скрипка висит у него в каюте.
Со мной произошла подобная история. В ней нет скрипки и иных романтических событий.
Я стараюсь всё забыть, но не могу. Я одновремённо люблю и ненавижу. Тяжёл удар от измены, но ещё тяжелее скрытие её. Нельзя кощунствовать над прекрасным чувством, чувством любви. -

Алексей замолк. Колёса глухо громыхали на стыке рельс. Изредка за окном во тьме вспыхивал и снова пропадал огонёк. Их стало появляться больше. Паровоз торжествующе загудел, приближалась какая-то станция.

Помолчав, Николай тихо произнёс:

- Я вам расскажу, Алёша, одну небольшую историю. Произошла эта история давно, лет семнадцать тому назад. Моя производственная практика подходила к концу. Практика прошла быстро и интересно. Написав отчёт, получив от начальства характеристику, а самое главное деньги на поезд и небольшую сумму командировочных, для меня весьма существенных, я довольный собой и всем окружающим, направился покупать билеты. Вспомнил, что недалеко живёт мой давний приятель. А что, если зайти к нему?

Мы оба обрадовались встрече, весь вечер делились воспоминаниями и планами на будущее. Приятель уговорил меня погостить у него несколько дней. Я согласился.

Мы купались, загорали, ездили за город пробовать виноград у его родственников, ходили в кино, в театр, читали вечерами книги, ходили на танцы и раза два побывали в летнем ресторане на берегу моря.

Однажды идём мы по парку. Хотели взять билеты на танцплощадку, но решили пойти в кино. Присели на скамейку и закурили. Мимо проходят под ручку две девушки. У одной из них расстегнулась туфелька. Она быстро нагнулась и сумочка из рук упала на землю. Я поднял сумочку, подождал, пока она справится с туфелькой, и отдал ей сумочкой. Поблагодарив меня, она с подругой пошла дальше.

Мы поднялись и неторопливо пошли за ними. Догнав, заговорили и пригласили их в кино.

Назначив свидание на следующий вечер, я, признаться, даже забыл про него. Вспомнил в самый последний момент. Быстро переодевшись, пошёл к месту встречи. Меня охватило нетерпение. Наконец, вдали показалась её фигурка. Почему я определил, что это она, до сих пор понять не могу. При её появлении меня охватило непонятное для меня чувство. Мне стало хорошо и одновременно тревожно. Казалось, что я вижу сон, проснусь, и очарование встречи исчезнет. Она приблизилась. Мы поспешили друг другу навстречу. Молча глянули в глаза, я сжал её маленькую руку своей рукой. Шли по набережной и молчали.

 Стоял один из тех прекрасных южных летних вечеров, незаметно переходящих в ночь. Видна вся бухта залитая огнями. Огоньки окон, огоньки снующих катеров. Над всем этим мерцающим светом плывёт высоко в ночи ослепительно белый серп луны. Найдя укромное местечко, мы сидели, наслаждаясь южной ночью. Повеяло прохладой, и я отдал ей свой пиджак.

Я рассказывал ей о своей жизни, она о своей. Мы делились самым сокровенным, что было в наших душах. Мы с ней оба здоровы, молоды. Впереди нас будущее и, как нам казалось, оно радовало нас. Мы говорили о жизни, о любви, о поэзии, о литературе, о далёких путешествиях, о своих мечтах, о счастье вообще и о нашем счастье. Мы мечтали о нашей совместной жизни.

До своих последних минут я буду вспоминать незабываемые вечера.

Наступил третий вечер наших встреч, нежных, робких и страстно желаемых. Мы гуляли по набережной и говорили. Я глядел в зрачки её глаз. Её губы касались моих губ. Её нежное девичье дыхание овевало моё лицо. Я взял её голову руками и губы наши слились в первом поцелуе. Я ощутил небывалую теплоту её мягких, налитых упругостью, губ. Её руки обвивали мою шею. Мы ласкали друг друга страстно и нежно. Время для нас остановилось…

Наступил день моего отъезда. На перроне у вагона я смотрел на неё и какая-то неясная тревога сжала моё сердце. Мы ничего не замечали вокруг себя. Раздался удар колокола. Она, не стесняясь окружающих, целовала меня и вдруг заплакала.

 Я помню её слова о том, что она не забудет меня, она принадлежит только мне, верит в нашу встречу. Я поразился, как она юная и неопытная девочка, сильно и страстно произнесла эти слова.

 Паровоз дал отправной свисток. Я обнял её и вскочил на площадку вагона.

С тех пор прошло много лет. Многое мне пришлось увидеть и пережить. Побродить по разным странам, исходить таёжными и жизненными тропами.-

Николай зажёг спичку, прикурил угасшую папиросу и, жадно затянувшись, выдохнул струю дыма. Его лицо приобрело неуловимый оттенок нежной мечтательности. В этот момент он показался Алексею молодым и привлекательным.

- Вы женаты? - спросил Алексей.

Николай не ответив на вопрос, продолжил:

- Я переписывался с ней год. Защитив диплом, я уехал в экспедицию на Дальний восток. В каждом письме она спрашивала меня, когда же я приеду за ней.

 Но я горел исследовательским жаром, и он оказался сильнее огня любви.

 Бывая подолгу в экспедициях, я чаще и чаще задерживал ответные письма. А когда решил к ней ехать, получаю от неё письмо. Она пишет, что выходит замуж и просит не винить её. У неё осталось одно желание, если у неё будет сын, она назовёт его моим именем.  Я был сражён одним ударом и понял, как я её любил. Но свершившееся - необратимо…

Я ничего ей не написал. На её день рождения послал короткую поздравительную телеграмму.

Спустя год или полтора, получаю от неё письмо. В нём она пишет, что не может забыть меня. Мне не хватает тебя, пишет она, твоего голоса, твоих жестов, твоих увлекательных рассказов или "сказок", как ты сам называл их. Я поняла, что не могу быть счастлива ни с кем, кроме тебя. Я живу неплохо, всем обеспечена, муж хороший, мама его ко мне относится, как к своей дочери. Но этот тихий домашний мир не для меня. Я хочу быть с тобой в твоих трудных дорогах, я хочу знать твои радости и горести, поддерживать тебя в трудную минуту и гордиться твоими успехами. И всю жизнь пройти рядом с тобой, рука об руку, с самым для меня любимым и родным человеком.

Я не ответил и на это письмо. Наша переписка прекратилась.

Прошло несколько лет. Получив отпуск, я ехал на один из южных курортов.
 
В Москве у меня была пересадка. Я долго не задержался и через несколько часов катил в поезде. Длинная дорога несколько утомила меня. Я с трудом долеживал последние сутки.

 Голос из купейного динамика объявил название станции и время стоянки. Что-то меня толкнуло, я вспомнил, что в этом городе живёт она.

 Соседи по купе с удивлением наблюдали мою лихорадочную сборку чемодана. Я крикнул проводнику, что выхожу, и спрыгнул на платформу. Поезд ушёл. Зачем спрыгнул, подумал я. Точно я себе не представлял дальнейших действий. Но что-то меня тянуло взглянуть на неё, хотя бы издали. Остановился в привокзальной гостинице. Позавтракал и отправился на поиски.

 Довольно быстро нашёл нужную улицу. И вот я стою перед домом, где живёт она. Чистенький домик с большим садом. Ухоженные грядки, цветы, стеклянная веранда. Тихая, уютная гавань. Я остановился у калитки и вгляделся вглубь сада. Среди деревьев различил женскую фигуру.

 Она медленно приближалась ко мне. Меня охватило волнение. Женщина, увидев меня у калитки, подошла поближе. Я хотел спросить что-то по поводу сдачи комнаты и вдруг понял кто это.

 Она широко открытыми глазами посмотрела на меня.

- Николай, ты…зачем?

- За тобой! Я выполнил своё слово, которое дал тебе.

-Ты сумасшедший!

- Решай быстрее, мы ещё можем успеть на вечерний поезд.

Кто-то на веранде поинтересовался, с кем она разговаривает.
- Интересуются, сдаём ли мы комнату?
- Нет, мы не сдаём!

Я быстро сказал, что жду в пять вечера у входа в привокзальную гостиницу…-

…В дверь купе постучали. Проводник принёс Николаю билеты.
- Чем же закончилась ваша история?-
- В человеческой душе жизнь оставляет накипь и её необходимо время от времени счищать. Это болезненно, но это делать надо…-

…Оставшись один в купе, Алексей приник к окну. К Николаю подбежали двое мальчишек и с визгом повисли у него на шее. В стороне скромно стояла небольшого роста симпатичная женщина и с улыбкой смотрела на возню своих мужчин.

 Смеясь и разговаривая, они затерялись в потоке выходящих пассажиров.


1957 г.