Ватерлоо
...я знал и чувствовал, что-то должно случиться: Валерка умудрится, Вовка - что-нибудь спроказничает, или я своим языком ляпну.
В данном матче, а именно, в эндшпиле - все умудрились...
Ни к кому претензий не имеем. Это частный случай и никого не должно обидеть.
Иногда мы выходили за рамки дружеских отношений, а отношения были - дружеские.
Тем более, учителя истории мы уважали.
Ватерлоо.
Был у нас учитель истории. Учитель и воспитатель. Воспитывал нас историческим словом и кулаками.
Лет ему было - за полтинник тогда ему было. Носил волос изрядной длины, без кучерявости.
Красавец - и все тут.
Заметный, высокого роста, мощного телосложения, голосовитый . В общем, как у того протоиерея в храме божьем.
Ему достаточно было ответить на один вопрос, как, например, когда было это, или в каком году произошло это, и то-то, назови цифру и получить оценку пять.
В противном случае - кол получи.
Я с таким преподаванием согласен.
Главное, не знаешь, что спросит наперёд, поэтому надо было быть начеку, читать его предмет и запоминать даты.
И надо было учить, и обязательно учить, ибо, был грозен в гневе.
И что интересно, не по фамилиям вызывал, а по именам - Серёжа, Володя, Ира, Маша, а скажи-ка мне Танечка, нет ты, Люба, в каком году феодальный строй случился и в каком году приказал долго жить, этот самый строй.
Если к кому он имел претензии, то просил КРАСИВО переписать все Даты в учебнике.
Чудаковат был порой. Не знаешь, что он натворит и выкинет, какой он будет через пять минут.
Серьёзно говорит или шутит...
Пётр Яковлевич в нашем интернате имел ещё должность воспитателя. Воспитывал он нашего брата, доброго хулигана, если с кем не согласна и не может справиться воспитатель - женщина.
Чуть что, бежали к нему, или просто ему жаловались на кого , а он уже потом подключался.
Ещё он был любитель в шахматы поиграть.
Видно исторической литературы начитался, представлял иногда себя воином.
И вот, однажды, он и спрашивает, а кто из вас вечерком, мальчишки, со мной в шахматы сразится?
На сей раз выбор пал на меня, и я изготовился ему нос натереть.
Шахматистов у нас хватало, как клеток в шахматы число - через одного.
Представьте круглый, древесный стол. Напротив меня восседает Пётр, справа стоит Валерка (Мосол) и Вовка (Барбила) - стоит слева, друзья мои и секунданты.
/секунданты, ё-мое/
А учитель, имел свойство, во время игры приговаривать, вроде этого - сейчас к тебе Авраам Линкольн придет. Сдавайся! – это значит, взять нас на испуг.
Не тут-то было. Ему наступал конец и изрядный, но он не сдавался.
- Сдавайтесь, Пётр Яковлевич! - предлагают ему мои секунданты.
- Да что уж там, сдавайтесь! - соглашаюсь я со своими секундантами.
- Ещё не время, ещё не время и, делает бесполезный ход.
Когда нам Пётр Яковлевич говорил "сейчас к вам Авраам Линкольн придёт", ему отвечал: масло мы любим, но "в розетку палец не суйте - может ударить".
Он пешкой, и я пешечкой, он слоном, а я – слоником. Он шах, да и я гарде, с пардон-с.
А близко, и позади него бегают малыши, в пятнашки играют - орут, визжат.
Он периодически отвернётся и грозно на них голосом.
- А ну! Тихо вы там! Прекращайте!
На секунду малыши затихнут и, опять в разнос.
Он повернётся - отвернётся, рявкнет на них и на доску глядит.
И в очередной в свой отворот, Валерка, черт бы его забрал, снимает у него с доски ладью и кладёт себе в карман. Даже нас не спросил.
Ладья стояла у края, и Пётр ею ни разу не двинул. А Валера, посчитал и решил, то ли забыл он про неё, то ли не нужна она ему.
А карманы у нас были серьёзные По полкило черешни в них совали.
Я очень похолодел, сказать-то ему не могу, поставь на место, чудо, я его и без этого фортеля к ногтю уже.
На Вовку искоса гляжу, в каком он состоянии, видя это безобразие.
Глазёнки круглые - вижу похоронные.
Замечаю смелую готовность у него прыгнуть под стол, и он падает и ужом заползает под скатерть.
А Пётр, необычайно спокойно, и спрашивает:
- А где моя ладья? Поставьте ладью на место.
Забыли мои секунданты, что пред нами учитель истории...
Если даты за два века помнит, а одну фигуру не запомнить где стояла - это же, срамота.
Тычет огромным, как сосиска пальцем в то место, даже показывает клеточку, где стояла фигура.
Чуть доску не проткнул и стол - сюда ставьте, ставьте в это место.
А Валерка, надо было ему молча поставить фигуру, может и обошлось бы и мы бы победили, так нет, начал оправдываться:
- Не было у вас этой фигуры. Серёга давно её съел, и не подавился.
- Ах, вы ещё надо мной издеваться...
Резкий, и невежливый толчок Валерке в грудь - Валерка летит бабочкой. А Валерка был не маленький, хоть и в восьмом классе, а тут, снежинкой улетел. Такую геометрию описал... Ой...
Вовка уже под стол спрятался. Там поместился. Оттуда одна жопа выглядывает.
Кто остаётся на очереди?
Я глобус в плечи втянул, глаза зажмурил, жду оплеухи. Я бы тоже убежал, да под столом занято навечно. Пётр озирается, чем бы таким приласкать… стул под собой не заметил. Заметил (см. устр. костыля) костыли – про это я подумал ещё до e2 – e4, и держу их крепко.
Он пожелал этим предметом разрубить меня пополам. Дёргал, дёргал – отнять не получается, и он хватается за то, что пожиже – за подмышку, и просто её выдернул, и запускает в меня как гранату. Попал в кетмень-лопатку. На этом, он ещё не сдулся. Смахивает с доски фигуры. Разом смахнул – боулинг отдыхает, и пошёл остывать на улицу.
Потёр я плечо, приладил на место оторванный фрагмент от моего имущества, заглянул под стол, и решительно говорю Володькиной заднице: - Битва окончена. Всё!
- Вовк, да вылезай ты уже. Наши не сдаются ни при каком перевесе сил. Мы победили. Пётр сбежал.
Валерка, с пола поднимает поверженную армию, ищетраненых , без вести пропавших, закатившихся под диван.
На следующий день, на уроке истории, как ни в чём не бывало, учитель реабилитировал себя вопросом ко мне.
Не помню уже точно – назвать какую-то дату В каком году… что-то про сражение при Ватерлоо.
Хотел ему сказать, что это произошло вчера, в марте месяце, после вашего урока по фигурам. Вы Наполеоне был, а я - чёрт его знает кто я был... Даты ему подавай. Лучше бы рассказал, почему среди французских королей так много Людовиков.
Не знаю, кого и что любил Петя, но плюсы он ставить любил, да прямо в журнал. А другой учитель, предлагал оценки на выбор. – Выбирай, тебе двойку какую, капроновую или деревянную?
Учителя у нас были классные.
Сергей Кинжалов.
© Copyright:
Сергей Кинжалов, 2009
Свидетельство о публикации №209032100751