Вкус к бедности

Гурам Сванидзе
Лёня производил впечатление человека нуждающегося.  Одевался небрежно, постоянно жаловался на нехватку денег. Нежелание демонстрировать неухоженные зубы обезобразило его улыбку. И это несмотря на то, что Леонид зарабатывал весьма неплохо, уж точно не хуже других сотрудников офиса, который содержал американский фонд.
-  У него вкус к бедности, - заметил как-то наш общий знакомый.

Как ни странно именно у бедных людей карманы  почему-то бывают худыми. У Лёни тоже. Однажды он позаимствовал у отца-ветерана войны гуманитарную помощь итальянских карабинеров - брюки. Они были прочными и выглядели вполне стильно. И вот на совещании в кабинете начальника, в момент затянувшейся паузы, вдруг по полу со звоном в разные стороны покатилась мелочь. «Дал течь» один из карманов штанов итальянских карабинеров. Лёня покраснел. Американский шеф счел, что таким образом один из сотрудников проявил неуважение к его персоне.
В другой раз в гастрономическом магазине в моём присутствии Леонид Исаакович (Лёня) попал впросак. Он проявлял разборчивость, долго мучил продавца. Когда, наконец, пришло время расплачиваться за покупку, мой коллега полез в карман пальто и нащупал ... только дырку. Чтоб не дать возможность  продавцу покуражиться над моим сотрудником, я быстро расплатился вместо него. Когда мы вышли из магазина, Лёня, разъяренный, с усилием разорвал подшивку пальто, засунул за неё руку и где-то с уровня полы выудил деньги.

- Один мой родственник, чтоб унять свои ручки шаловливые, клал их в карман, поэтому у него карманы всегда были с прорехами, - съехидничал сотрудник по поводу «проблемы» Лёни. Сам этот тип излучал благополучие, несмотря на то, что зарабатывал меньше Леонида Исааковича. Имел автомобиль, одевался с иголочки. А Леонид даже обходился без мобильного телефона. Никому не приходило в голову занимать у него деньги. Обращались, как правило, к тому едкому на замечания субъекту.
Вообще Лёня не особенно комплексовал. У него была «своя гордость». Его удивляло, что, не имея крупных капиталов, люди готовы носить с собой весь свой домашний бюджет.
- Если у них нет денег, они носят кошельки порожними. Как будто шикарно вышитый кошель, а не деньги важны для них, - поделился он со мной.

Однажды я сделал «открытие», обнаружил ещё одну особенность в поведении, которую прямо или косвенно связал с его «влечением» к бедности. Тихий Лёня неожиданно проявлял тиранические наклонности, когда ему иногда на службу звонили родители. Каждый раз возникало ощущение, будто они ставили его перед какой-то непреложной проблемой. "Предки" робко, но настойчиво призывали его смириться и не терять чувство реальности. Разговоры велись странные:
- «Двадцатки» израсходовали, теперь за полсотенные взялись! Разменяйте! «Зеленые» не трогать!!   
Речь могла идти о купюрах. Чем больше было их достоинство и необходимость их разменять или потратить, тем больше агрессии выказывал Лёня. Иногда он впадал в панику – деньги кончились! Имелась в виду мелочь. Получалось, что купюры большого достоинства за деньги он не держал.
Я полюбопытствовал, даже пошёл на хитрость. Начал издалека, заговорил о магии цифр. Дескать, какой-нибудь шарлатан произвольно приписывает каждому числу или их комбинациям разные сакральные значения. Причём, с математикой эти действия не имеют ничего общего. Кончается тем, что зараженные «цифрами» люди начинают остерегаться номеров некоторых городских транспортных маршрутов, дат, дней календаря. Словом, фобии вырабатываются.
- Вот ты, говоря со своими домашними, иногда разные цифры называешь. Между прочим, очень нервничаешь, - заметил я ему вкрадчиво.
Чтоб не оказаться причисленным к фобикам, Лёня поспешил сказать, что такая галиматья ни его, ни его домашних не волнует. Потом признался, что не любит разменивать купюры.
- Суета! Как правило, в магазинах, особенно по утрам, крупные купюры не разменять. Мечешься, бегаешь от магазина к магазину... Только комментарии при этом слышишь. Разжился, мол.
- Чтоб избегать таких неудобств, имеет смысл разменивать деньги под вечер, тогда проблем не возникает, - посоветовал я ему, а потом добавил, - было бы желание.
Я заподозрил, что именно его и не было у моего собеседника. Иначе, как объяснить нелепый поступок, который он себе позволил. А именно...

Кой веки раз, к нему проявила интерес девица Мери Г. (так её звали). Она работала у нас переводчицей. Лёня был не женат.
- Наверное, его необычные вкусовые пристрастия мешают ему обзавестись супругой, - сплетничали  коллеги.
Но роман так и «не завязался». Девушка рассказывала в курилке:
- После работы мы решили спуститься в метро. Что я вижу? Лёня купил себе жетон, хладнокровно прошёл через турникет и остановился, ожидая меня. Я оторопела, сама собиралась помешать ему приобрести мне жетон. Для проформы, чтобы потом он всё-таки оказал мне маленькую любезность. Между прочим, в тот день у нас была зарплата.
- Точно, - подхватила разговор секретарша офиса, - помню, как этот хмырь нудно ворчал, что зарплату ему выдали в крупных купюрах.
Пошли разговоры о патологической жадности Лёни. Но я выразил сомнение. Да, он не отличался щедростью. Но и такие оплошности, как человек вполне социализированный,  Лёня мог совершить только по другой причине.
- Я знаю, почему такое происходит! - вдруг заявил Гено, который делил с Лёней кабинет. Он продолжил:
- В тот самый день утомленный компьютерными играми, я соснул. Положил голову на стол. Лёня не заметил моего присутствия, когда зашёл в кабинет. Я уже хотел голову поднять, но вижу этот тип какой-то тайный «обряд» совершает. Дверь закрыл, физиономия загадочная. Достал из своего ящика иголку и нитку...
Я решил, что сосед по комнате собирается зашить свои вечно худые карманы брюк и уже собирался дать ему совет снять штаны. Мол, не принято на себе зашивать что-либо. Если уж собрался это сделать, то должен положить в рот нитку. Но Лёня снял с себя пиджак, пересчитал банкноты, вложил их в нагрудный карман и зашил его. Тут я подал признаки жизни. Лёня смутился и сбивчиво сообщил  мне, что пришивал пуговицу...
- Значит, в метро он не стал рвать свой нагрудный карман, - подытожил Гено...
Я подумал про себя: «Трепетно-бережное отношение к большим купюрам он не распространил на девушку. Вот бедняга!»

Как правило, Лёня всегда имел мелочь под конец дня, на транспортные расходы. Иногда ему приходилось добираться пешком, что означало - Лёня «поиздержался». Как однажды,  когда в буфете во время  перерыва он польстился на добавку в виде рогалика. В результате это стоило ему ... дырки и на этот раз на его кожаной куртке.
Как выяснилось, её прожгли сигаретой.
- Хулиганы? – спросил я его, когда вместе с ним поднимался на лифте.
- Нет, совсем наоборот! В автобусе встретил старых приятелей. Один из них попытался выбросить сигарету через окно и уронил её на мою куртку, - ответил Лёня и замолчал.
... Действительно, тот день у него сложился неудачно. По дороге домой на проспекте Руставели он встретил старого знакомого – эксцентричного философа Гелу В. Философ показал ему свежий том своих работ, посвященных американскому прагматику Дьюи. В приложении почему-то фигурировали древнекитайские гравюры эротического содержания. Лёня не стал выяснять, какая связь между прагматизмом Дьюи и китайскими рисунками. Ему было лень идти пешком, и он робко попросил одолжить 20 копеек. Ровно столько не хватало за проезд на транспорте. Неожиданно философ отказался одолжить ему мелочь, что обосновал «научно» и в довольно категоричной форме. Лёня обиделся, отвернулся и ушёл, не попрощавшись. Не пройдя и одного квартала, он столкнулся с другим знакомым – с писателем Сашей М.  Им было по дороге. Писатель предложил Лёне проехаться на автобусе. «Раз предлагает, видимо, за меня заплатит», - решил Лёня. Всю дорогу Саша рассказывал разные сплетни об общих знакомых. Их слушал шофёр, так как пассажир-сплетник сидел рядом с его кабиной. Литератору надо было выходить. Он повёл себя странно - сделал вид, что не знаком с Лёней и расплатился только за себя. Шофёр даже переспросил его: «Деньги брать за одного или двух человека?»  «За одного», - последовал ответ. Некоторое время водитель отсчитывал сдачу. Леонид Исаакович встревожился – представил ситуацию, когда надо будет объясняться с шофёром. И вот в салон вошла разбитная компания молодых людей, один из которых случайно прожёг куртку Леониду. К счастью, виновник заплатил за проезд пострадавшего...

Произошло это под конец осенне-зимнего сезона два года назад. Лёня по-прежнему ходит в старой дырявой куртке.
- Сейчас ты вполне походишь на бомжа, - «пошутил» я.

Недавно по городу гульнул миф. В ювелирный магазин Кардье зашёл тип с авоськой в руках. Он купил кольцо стоимостью в 50 тыс. дол. Покупку запаковали и предложили клиенту  охрану. Тот уточнил цену на охранника. Она показалась ему высокой. Немного поворчав, он положил кольцо в авоську, где уже лежали овощи, и вышел.

Говорили ещё, что тот покупатель был в дырявой куртке.