Одержимая Солнцем Юлия Алагир

Анастасия Павленко
Совсем недавно в Ташкенте во Дворце творчества молодежи при поддержке Фонда «Форум культуры и искусства Узбекистана» и Академии художеств  с невероятным успехом прошла выставка-презентация авторских проектов узбекской художницы Юлии Алагир, названная  ею «Мистерия Солнца». Реакция зрителей на работы, представленные автором, были неоднозначные. Специалисты восхищенно говорили о цвете и композиции картин, этнографы и историки подмечали скрупулезное знание Юлией культурных традиций народов мира, любители всего мистического с нескрываемым удовольствием погружались в мир символики и тайных знаков, которыми было пронизано все пространство выставочного зала. Но в одном и профессионалы, и любители оказались едины: вернисаж «Мистерия Солнца» - настоящий праздник света, мудрости и фантазии.

Юлия Алагир. Еще не видя эту молодую женщину, а только глядя на ее насыщенные солнцем и глубоким философским смыслом работы, среди которых живописные полотна, графика, керамика, ювелирные украшения, инсталляции, изделия из кожи, дерева, стекла, металла и камня, можно прочувствовать всю мощь мысли и духовную силу этой неординарной личности. «Источник», «Тара», «Атрибут Пархана», «Исполнитель желаний», «Код трансформации», «Процесс преображения», «Судьба на двоих» - эти картины приводят зрителя в немой трепет, пробуждают в душе что-то  давно забытое, но когда-то хорошо известное. Ему еще нет точного названия, это чувство нельзя определить, но смутно понимаешь, что ты на пути чего-то чрезвычайно светлого и прекрасного.

Академик Владимир Бурмакин заметил о выставке Юлии Алагир: «Все это рождает ощущение сопричастности и требует ответа на извечный вопрос: кто ты есть? Думаю, что поиски этой художницы дадут молодым толчок для развития целого направления в искусстве. И, может быть, откроют еще одну страничку в неразгаданной тайне мироздания».
В прозорливости слов заслуженного деятеля искусств Узбекистана лишний раз убеждаешься после личной встречи с этой талантливой художницей.

- Юлия, какова была главная цель прошедшей выставки?

- Я одержима идеологией Солнца, той философией жизни и света, которая дошла до нас из глубины веков. Поэтому главная цель  моей первой персональной выставки: донести до сознания современных людей богатство культурного наследия человечества, посвященное нашему главному светилу – Солнцу, которое всегда символизировало победу. Я попыталась через сопоставление и отождествление мудрости и знания древних  пробудить в каждом человеке то, что он давным-давно забыл, а именно, что был когда-то человеком исключительно света, добра и любви.

- Не побоялись, что ваши работы неподготовленный зритель просто не поймет?

- Знаете, я поразилась тому количеству посетителей, которые пришли на выставку. Причем многие приходили по несколько раз. Люди сначала «обожглись» увиденным, но, что удивительно, это был ожог прозрения, и они приходили еще и еще. Думаю, что современный человек, несмотря на свой пол и возраст, род деятельности, уровень знаний просто истосковался по своим первоистокам, по первобытному ощущению единения с миром природы.

- Но, согласитесь, без «переводчика» трудно до конца понять замысел некоторых ваших картин?

- С первого раза, наверное, да. Мозг человека  вообще трудно воспринимает новую информацию. Как обычно: пришел, что-то почувствовал, но не осознал увиденное. Однако, это не означает, что мыслительный процесс остановился на данной точке. Нет, он будет продолжаться, возможно, совсем незаметно, но будет. А придет время, и человек захочет узнать о значении того или иного символа, увиденного когда-то. Мне не важно, будет ли он помнить мое имя, я вообще не рассматриваю себя как художника, дизайнера, керамиста или ювелира, кем по образованию, кстати, являюсь. Главное, сначала выразить те внутренние знания, которыми  обладаю, а затем донести их до людей.

- На выставке были представлены семь проектов. Один из них назывался «Аксессуары людей Солнца». Расскажите немного о нем.

- Дело в том, что символизм древних украшений и аксессуаров ярко подчеркивал бессилие человека перед природой, чувство страха перед ее таинственными силами и непрестанные поиски средств воздействия на них. Человек верил, что почитая духов минералов, животных и растений, он получит мудрость, силу, защиту и помощь в решении социальных проблем. Сегодня же мы по-прежнему используем  аксессуары, но уже в качестве украшения, не задумываясь над их сакральным смыслом. Вообще, современные люди мало задумываются над чем-либо, отсюда дисгармония в душе. Конечно, забота о физическом теле, о внешности играет определенную роль, но гораздо большее значение имеет забота о своем духовном развитии. Об этом говорят все религиозные верования и учения. Знаете, один художник как-то назвал мое искусство неандертальским. А надо сказать, в его произведениях немало орнамента. И когда я стала ему подробно объяснять, что означает тот или иной узор, куда уходят его истоки, а все они, к слову, родом из каменного века, мужчина понял, что был неправ. Мы просто потеряли эту связь времен и поколений, я же пытаюсь ее найти.

- И вам это отлично удается. Откуда такие знания?

- О, это долгая история. С самого детства увлекалась чем-то необычным. Сначала это были игры в индейцев и пиратов, потом разнообразные кружки: театральный, цирковой, хореографический, - все и не вспомнишь. Когда мне было лет 13 по телевидению показали фильм о Михайло Ломоносове. Я с упоением смотрела его, восхищаясь страстью этого человека к знаниям и науке. Я захотела походить на него: все знать и уметь, как он. Стала запоем читать книги. А в 15 лет решила самостоятельно совершить путешествие. Бросила на физическую карту два кубика и загадала, куда выпадет большее число, туда и отправлюсь. Меньший выпал на Японию, больший – на местечко в Восточной Сибири под названием Тында. И я, подкопив немного денег, отправилась туда на поезде, совершенно не зная те края и не имея там родственников.

- Страшно не было?

- Нет, была какая-то уверенность, что мне это надо испытать. Однажды, гуляя  по лесу, чуть не утонула в болоте. Меня вытащил один старик, который, как потом выяснилось, оказался шаманом. Привел в свою избушку, где он жил с женой, напоил чаем из трав, накормил. А потом я впервые увидела, как человек может управлять огнем. Старик разжег костер и стал играть на дудочке. Был ветер. Я смотрела на пламя, которое вообще не трепетало от порывов ветра, лишь огненный столб то уменьшался, то взметал прямо к небу. А на утро шаман мне сказал: «Иди, у тебя впереди большая дорога. Ты должна принести людям то, о чем они давно забыли». Вернувшись домой, я точно знала, что хотела от жизни.

- А родители? Как они отнеслись к дочке-вольнодумице?

- Я из семьи технической интеллигенции, мама с отцом – люди старой закалки, где-то консервативны. Конечно, побег дочери был для них шоком. Когда я приехала назад, попросила у них прощения, но сказала, что свою судьбу буду решать исключительно сама. Начала изучать философию, теологию, астрономию, историю, стала заниматься йогой, увлеклась изобразительными видами искусства, причем все осваивала сама, без учителей. Сегодня родители приходят к пониманию моего мира.

-  Что для вас занятия творчеством?

- Тот объем знаний, который постоянно вливается в меня, не должен загружать сознание. Он должен преображаться в творчество. Я по своей внутренней структуре – трудоголик. Не люблю праздность и пустые разговоры, мои друзья часто ругают меня за мою одержимость работой. Но если я не буду выплескивать свои идеи в творчестве, то просто захлебнусь в этом потоке энергии.

- В ваших картинах восхваляется культ плодородия, культ матери. Но у вас самой пока нет семьи. Почему?

- Знаете, я не верю в случайности. Раз до сего времени у меня нет своей семьи – значит, так угодно окружающему пространству. Ведь семья – это великий соперник творчеству, особенно для женщин. Мужчинам легче, они не скованы бытом и детьми, а вот женщина-художник должна где-то уступать. Я отнюдь не белоручка,  хорошо умею готовить, знаю итальянскую, японскую, национальную, вегетарианскую кухни. А в плане материнства, всегда говорю, что оно придет и спрашивать у меня не будет, готова я или нет.

- Вот-вот в республике будут праздновать Навруз. Как встречать этот большой праздник Солнца?

- Очистить дом от ненужных вещей, открыв тем самым путь к обновлению. К этому дню нужно прорастить какое-либо растение. Это может быть горшечный цветок или обыкновенная пшеница. Дело в том, что человек, выращивая своими руками растение, тем самым приобщается к природе, зарождению новой жизни. Вообще, на Навруз нельзя грустить и быть чем-то недовольным. Ведь это же новый год, а ему надо только радоваться.

На фото: картина Ю. Алагир "Источник"
Работы художницы можно посмотреть на ее персональном сайте: www.alagir.net