Нужен ли мужской хор санкт-петербурга городу?

Алевтина Скабелина
         ЧТО ЗНАЕМ МЫ О ХОРОВОМ ПЕНИИ?

  Мои познания в этом вопросе, как и большинства людей, были весьма скудными. Я знала, что наши предки хоровым пением сопровождали ритуальные обряды, которые дошли до нас в виде застольных песен, школьных и церковных хоров; слушала детский хор по радио, видела Хор Советской Армии по телевидению. И отношение мое к хоровой музыке было соответственно.

  Но однажды я побывала на концерте «Мужского Хора Санкт-Петербурга».
Скажу откровенно: на концерт  шла с большой неохотой. Однако впечатление осталось в буквальном смысле потрясающим. Я не просто поняла, я почувствовала каждой клеточкой своего существа, что хоровое пение может быть величайшим видом искусства, а певчие хора – мастерами высочайшего класса. И не только я. Приведу один пример.


  Как-то перед концертом сидевшие рядом со мной две женщины, читая буклеты, обменивались мнениями:
- Смотри-ка, руководитель хора Вадим Афанасьев - настоящий маэстро! В таких уважаемых местах работал. И зачем ему надо было уходить в хор?
- А может, его «ушли»? И он вынужден был чем-то заняться, вот и создал хор.
- Наверное, так и есть. Видишь, как мало людей на концерте? Петербуржцы на « что попало» ходить не будут. Может, и мы зря пришли?


  Аплодисменты возвестили, что певчие занимают свои места. И началось волшебство: «Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое…» Известная христианская молитва, положенная на музыку П.Чайковским, заполняет пространство зала торжественно слившимися  голосами и устремляется ввысь. Зябкий холодок по спине. Напряжение сковало зрителей – ни шороха, ни звука. Я поглядела на соседок. Обе сидели неподвижно. Одна нагнулась, спрятав лицо в ладонях. Другая, прижав кулаки к горлу, подняла вверх лицо. Из-под закрытых век скатывались слезы. Я оглядела зал. Все застыли в напряженных позах. У многих женщин в руках у лица носовые платки.


  Когда артисты, покидая зал, проходили по центру между рядами под неистовые аплодисменты почтительно вставших зрителей, одна из моих соседок тронула за рукав замыкавшего шествие Афанасьева.
- Маэстро, вы - гений! Я побывала в раю! Спасибо вам большое!  Ничего похожего еще не испытывала!

  Воздействие хоровой музыки в исполнении этого коллектива действительно так велико, что падают языковые барьеры. Надо видеть, с каким восторгом принимают иностранцы каждое их исполнение. Свои эмоции они выражают бурными овациями с выкриками «браво!». А по окончании программы, «бисируя», долго не отпускают певчих.
  Но вынуждена признать, что во время туристического межсезонья зрителей, к сожалению, бывает мало, поскольку наши горожане, по сути, и не знают о существовании этого удивительного и в своем роде уникального коллектива. Поэтому мне захотелось рассказать о нем.

       НЕМНОГО ИСТОРИИ.

  С принятием христианства хоровое пение на Руси приобретает особое место в культурной и духовной жизни народа. По православным канонам только человеческий голос – дар Господа – может быть использован во время церковного богослужения. В каждом храме свои певчие. Чем больше становились размеры и масштабы храмов, тем мощнее должно было быть хоровое звучание. И в 1479 году для собора Московского Кремля по указу царя Иоанна III  был учрежден «Хор Государевых певчих дьяков», ставших в дальнейшем одним из центров музыкального профессионального образования.

  Певчими становились самые одаренные и специально отобранные мальчики и юноши (женские голоса не допускались). В XVIII веке певчие вслед за царем переместились в будущую столицу Государства Российского – город Санктпитербурх, и в день основания воздавали хвалы Господу и молодому Петру I.

  В начале XX века в хор были допущены женские голоса. Потом церковь была отделена от государства, а исконно русскую хоровую музыку заменили бравурные марши.
Возродить старые традиции взял на себя смелость музыкант, более 30 лет проработавший с разными хоровыми и симфоническими коллективами страны Вадим Петрович Афанасьев.

            МАЭСТРО.
 
   Только послужной список этого человека вызывает почтительное уважение: музыкальная школа по классу рояля с дирижированием; Ленинградская Консерватория с полным набором дирижерского образования – дирижер хора, оперного и симфонического оркестров; преподаватель, а затем заведующий кафедрой хорового дирижирования  в Ростовской Госконсерватории; МАЛЕГОТ (ныне Малый Театр Оперы и Балета им.М.П.Мусоргского), где за десять лет работы 19 постановок; главный дирижер Государственного Хора СССР.
 
   После возвращения в Санкт-Петербург В.П.Афанасьев становится художественным руководителем, главным дирижером концертного оркестра и в то же время  в государственном музыкальном театре «Санкт-Петербург опера» дирижирует на сцене знаменитого «Эрмитажа» такими спектаклями, как «Борис Годунов» М.Мусоргского, «Пиковая Дама» и «Евгений Онегин» П.Чайковского и др.

   Но была у маэстро мечта о хоре. Зародилась она еще в музыкальной школе для особо одаренных детей вместе с любовью к русскому православному хоровому пению. Потом он будет тайно учить своих студентов хоровой музыке, чтобы не утратить окончательно традиции русских православных певчих, добившихся самых высот песенного искусства – многоголосия без сопровождения. А много лет спустя, когда падут запреты, его заветная мечта смогла осуществиться – и хор, о котором он так долго и страстно мечтал, стал явью, он напишет с трепетной любовью и состраданием:
  «… Поруганная, преданная анафеме, запрещенная и забытая вернулась к нам РУССКАЯ ХОРОВАЯ МУЗЫКА. Ее путь сквозь семь десятилетий был жертвенен и трагичен…  Она вобрала в себя всю мудрость, все страдания и весь талант русской души. Ее вычеркивали из культурного наследия России…  А тех, кто пытался сберечь ее как святыню, подвергали гонению, лишали почестей и наград. Они раньше времени уходили из жизни, истово веря в ее возвращение: А.Архангельский, А.Гричанинов, А.Свешников, Д.Шведов и др.
 
   Щедро наполненная многостраданием и долготерпением русской души, она сохранилась, выжила и вновь зазвучала открыто на концертных площадках… С миллионами таких, как я, в почтении и восторге склоняю перед тобой голову, Русская Духовная Музыка. Прости нас, Ведавших и не ведавших, что творивших!…»
 

   В 1993 году «Мужской Хор Санкт-Петербурга» был официально зарегистрирован. Этому предшествовала долгая и трудная организационная работа. Помощником Афанасьева во всех его начинаниях и директором хора был и остается Александр Павлович Радев. Только благодаря энергии и энтузиазму этих людей, вынесших и преодолевших все трудности и преграды, неизбежно возникающие при создание нового, неординарного, хор Афанасьева за 15 лет существования стал одним из ведущих коллективов города.
   В его составе лучшие голоса, прошедшие конкурсный отбор. Все певчие имеют профессиональное образование, многие являются солистами оперных театров города. Голос каждого из 25-ти певчих великолепен и неповторим.

                УНИКАЛЬНОСТЬ ХОРА.

   «Уникальность хора в том и состоит, что голосовой диапазон певчих необычайно широк: от самых высоких теноров-атьтино до самых низких басов – профундо».  Рассказывая о своих коллегах, директор Александр Павлович Радев, для полноты восприятия невольно переходит на поэтический язык: «Наши тенора имеют необычайно красивую голосовую окраску – смесь высокого женского и нежного детского. Слушаешь пение Анатолия Воропаева или Дмитрия Попова, и возникает ощущение, что всходит солнце, и весь мир озаряется светом. А голос Александра Горбатенко можно назвать божественным. Уверен, именно такими голосами поют ангелы на небесах.

   А вот Владимир Пасюков, Валерий Стародубцев, поющие в хоре с самого его основания, Геннадий Мартемьянов и часто поющий у нас заслуженный артист России Владимир Миллер – это иерихонские трубы – очень низкие басы, похожие на рев слонов или медведей, и очень талантливые исполнители.
   Хочу заметить, что сами по себе знаменитые русские басы – явление редкое, феноменальное. Только в России и в северных районах Сибири и Урала рождаются такие дарования.
   Ну а костяк хора – баритоны. Все знают, как красивы эти голоса – истинно мужские – достаточно низкие и бархатно-мягкие. Они никого не оставляют равнодушным. Как и наши певчие  Владимир Роменчук, Александр Акулов и многие  другие. А вообще-то, я их всех люблю и о каждом готов говорить много и с удовольствием…»


   К сказанному следует добавить, что к 300-летию Санкт-Петербурга семь человек этого коллектива, в их числе и Вадим Петрович Афанасьев и Александр Павлович Радев, награждены юбилейными медалями за большой вклад в развитие культуры. Уже это, само по себе говорит о многом. Как и тот факт, что иностранные туристы с большой охотой посещают концерты хора. И многие из них, по словам переводчиков, чуть ли ни ежегодно из-за хора специально приезжают в Питер. Причем, некоторые в один приезд бывают на концертах по два-три раза.

   Особенно это распространено среди туристов тех стран, где хор побывал на гастролях. А побывал он уже и в Иерусалиме (где в 1993 году получил благословение главы местной православной церкви архимандрита ФЕОДОСИЯ), и в Испании, и в Германии, и в Норвегии, и в Южной Корее и многих других странах. Великолепные отклики в СМИ этих стран сделали ему хорошую рекламу.

   Знаковым событием пересечения времен, подтверждающим преемственность хора, было участи в захоронении останков последнего российского императора Николая II, его семьи и приближенных, которое проводилось 16 и 17 июля 1998 года в Императорской Усыпальнице Петропавловской крепости. Будто снова, как несколько веков назад, хор был  рядом с государем и провожал его в последний путь.

   При таком положении дел, казалось бы, этот коллектив должен быть хорошо известен петербуржцам, а гости северной столицы могут легко узнать о нем и без труда найти место его выступления.  Отнють…


                ВСЕ НЕ ТАК ПРОСТО. ПОЧЕМУ?

   «Потому, что у нас вообще нет постоянного офиса, - сетует директор хора, - Официально мы зарегистрированы в Центральном районе, но обитаем там, где аренда нам «по-карману». Сейчас рыночные отношения – за все надо платить. Молодому коллективу в таких условиях трудно «раскрутиться». К тому же специфика нашего хора  не позволяет использовать музыкальное сопровождение. А это значит – большие концертные залы и стадионы нам не осилить. Мы – камерные. Поэтому денег зарабатываем мало. Следовательно, нет средств на хорошую рекламу. А нет рекламы – нет зрителей, нет зрителей – нет денег. Замкнутый круг, из которого самостоятельно нам очень трудно выбраться.

   К тому же аренда концертных площадок требует огромных затрат. Бывает, собрали полный зал, заплатили за аренду – остались ни с чем. Правда филармония один раз в 2000 году предоставила нам зал бесплатно, но то – «капля в море». Нужна помощь. Я обращался неоднократно в городскую администрацию, пытался найти спонсоров. Увы!

   Городу мы бываем нужны для какого-либо мероприятия и чаще всего бесплатно.
За время моей работы в этом коллективе нам только однажды выделили денежную помощь целенаправленно на проведение вечера памяти Е.А.Мравинского. До этого мы пять лет проводили это мероприятие на «голом энтузиазме» и собственных затратах. Потом вынуждены были прекратить это нужное, на мой взгляд, дело.

   О спонсорах и говорить не хочется – столько унижений наслушался! «Вот если бы вы были рок-звездой или поп-группой, тогда бы с удовольствием помогли. А хор – кому он нужен?» Часто советуют не ходить с протянутой рукой, а дать солистам по лопате, или отправить их вагоны разгружать…

   Сейчас я уже не ищу спонсоров. Очень благодарен тем, кто оказал и оказывает нам любую, даже самую незначительную, помощь.

   Все наши проблемы решились, если бы нам дали статус государственного коллектива, чтобы иметь хоть какую-то дотацию и социальные гарантии певчим. Конечно, вопрос о государственном статусе очень серьезный, но, надеюсь, решаемый.
А пока живем на то, что зарабатываем. Особенно туго бывает зимой. Летом нас выручают интуристы. Многие бывают так часто, что мы их знаем в лицо – чего нельзя сказать о наших зрителях. И что самое обидное: мы уверены, что нужны нашим людям, ведь ради них и создавался хор, а встретиться и дать то, что имеем, в полной мере не можем…»


   Действительно, репертуар хора насчитывает 90 произведений. Это бессмертные музыкальные шедевры, созданные на основе христианских молитв известными композиторами П.Чайковским, М.Глинкой, Д.Христовым, П.Чесноковым и многими другими, о существовании которых большинство из нас даже представления не имеют. 
   Это задушевные романсы не только русских, но и зарубежных композиторов. Это бодрые, с чувством юмора, жизнеутверждающие народные песни, исполняемые с удивительным мастерством, изяществом и виртуозностью. И, конечно же, обидно, что такая духовная красота должным образом не востребована.


                МУЗЫКА И ПОДРОСТАЮЩЕЕ ПОКОЛЕНИЕ.

   Эта тема в наше неспокойное врем весьма актуальна. Давно известно, что цельность, духовность и глубина натуры человека не достигается ни образованием, ни особой сферой материальных благ и жизненных обстоятельств.
   Еще древние  предупреждали: «Зачастую, благополучный, много преуспевающий человек, но не знавший прекрасных и благородных порывов в юности, платит в зрелости «дорогой ценой» внутреннего одиночества». А откуда возьмутся благородные и прекрасные порывы, если молодое поколение в большей степени воспитывается компьютором, телевизором и улицей, где хорошая русская музыка - большая редкость.

   И, безусловно, прав маэстро Афанасьев, утверждая: «…Никто не будет потчевать грудного младенца «сникерсами» и другой модной, но грубой пищей, ибо известно, что она равносильна яду в столь нежном возрасте. То же и в отношении не только тела, но и духа юного создания. Не позволительно начинать духовное воспитание человека с поп-музыки, не открыв ему исконных основ музыкальной культуры, коим является Русская хоровая музыка…» Общество забыло об этом и имеет то, что имеет: бездуховность, бродяжничество, наркотики, криминал, в том числе  среди молодого поколения.
 
   Понятно, молодость во все времена жаждет быстрого преобразования окружающего мира. Отсюда страстное ниспровержение старых форм и торопливое устремление к новым. Могучая энергия, жажда познания творчества требует выхода. В этой связи музыка, песни являются для молодых формой реализации действий, предметом всеобщего внимания. При этом почти каждый считает себя творцом.

   Но, пренебрегая тем, что накоплено поколениями, невозможно создать что-то стоящее. И порой жутью веет от бессмысленной наглости и цинизма такого «творчества». Говорят, таким образом, проявляется свободное изъявление личности. Но ведь это значит, что мы отдаем наших детей – наше будущее на заклание самому низкопробному, а порой и опасному влиянию.
   А мы, общество, только констатируем факт упадка нравственности. Не лучше ли использовать для воспитания все средства, «сеющие разумное, доброе, вечное». Одним из таких средств является русская хоровая музыка и непосредственно «Мужской Хор Санкт-Петербурга».

   Как много он мог бы сделать в этом отношении, будь он свободен от зарабатывания на «кусок хлеба»! Это: выступления в школах и высших учебных заведениях, благотворительные вечера, концерты на открытых летних площадках и т. п.  Он мог бы стать гордостью, визитной карточкой города и сопровождать губернатора в официальных мероприятиях и зарубежных поездках, придавая оригинальную торжественность моменту и подчеркивая русскую державность Санкт-Петербурга и еще многое другое.

   Но пока, оставленный без моральной и материальной поддержки, мало известный людям, не признанный меценатами, любимое «детище» маэстро Афанасьева - «Мужской хор Санкт–Петербурга» продолжает работать упорно и неустанно, возрождая по возможности, исконные традиции русского хорового искусства и утверждая музыкальные нравственности русского народа.
   И как любит повторять сам Афанасьев: «Наш хор – это живой организм – он дышит, болеет, растет и совершенствуется. Своей задачей вижу в первую очередь сохранение любых проявлений этой «жизненности». Мы не тепличный коллектив с выхолощенным чистым звучанием, мы грешники, вечно кающиеся, но всегда живые…».

   Неужели такой хор не нужен  Санкт-Петербургу?


Алевтина Скабелина.