Зимняя шабашка

Юрий Короткевич
ЗИМНЯЯ  ШАБАШКА



       Бродим как-то мы с женой по  супермаркету в рассуждении  того,  как-бы купить "синеньких", чтобы из них сделать баклажаны по -  гречески. И что-же мы  увидели?  Баклажаны-то из Гондураса !... На меня, прямо не отходя от кассы,  нахлынули воспоминания. Был период в нашей прошлой жизни в СОВЕТАХ, когда все советские люди, а с ними и всё прогрессивное человечество , очень беспокоились, что Гондурас якобы в огне, а его рабочий класс  ну просто требует от всех  нас помощи. Только теперь, находясь в Америке, я понял, что положение в Гондурасе было и остается  действительно очень напряженным. Из-за своих внутренних проблем им некогда вырастить экспортный, экологически чистый овощ, и поэтому бедным американским потребителям предписано перед употреблением всё заграничное тщательно мыть.От вредных для нежного здоровья примесей...

   Время изобретения Аркановым песни про Гондурас как раз совпало с тем  моментом в моей жизни, когда до выхода на пенсию оставалось немного больше года. Производственные помещения  родного предприятия были ещё не полностью сданы в аренду  под банки и офисы, и для нас, уцелевших после погромов прикладной науки сотрудников, ещё имелись сидячие места.Правда  работы, за которую выдают зарплату, не стало.

   Аккурат в то же время по телевизору показали всему народу одного японца. Его жестоко наказали ихние проклятые работодатели. "За что?", -  спросите вы. Да этот японец совсем оборзел, и на своей очеь солидной фирме, где он трудился много лет,  вдруг выявил резкое нарушение правил техники безопасности, и возопил. Начальство сразу его поняло, и тут-же приняло меры. Специально для него перед проходной соорудили прозрачную будку с кондиционированием и попросили находиться в ней оговоренное трудовым соглашением время, но ничего  не делать!!!  Ни чем !!!  Ни руками, ни головой.Но за это получать деньги... Через месяц он тихо уволился.

   А мы??  Мы приходили на работу, сидели на своих местах, ничего за это не получали и ... терпели. И  начальство тоже. Оно обдумывало план сделать для нас платным вход на работу, чтобы от нас была хоть какая-то польза. А выход с работы  пока,  как эксперимент,  оставить свободным.Из гуманизма, всегда сопровождающего демократию. Что  же делали в офисах, которые образовались в изобилии на месте разорённых цехов и лабораторий, мы не знали, но догадывались.Скорее всего там по быстрому делали деньги. Поэтому  в  Москве сразу появились шикарные магазины и турагентства  для обслуживания этих фокусников.

   И в этакой ситуации сижу я вечером перед телевизором, смотрю про Гондурас и пью пиво. Вдруг раздалось ржание молодого жеребца. Это подал голос наш телефон. У-Р-А ! Слава посредникам всех жизненных перемен. Это они прилетают к нам в трудные минуты с оливковой веточкой в клювике. Наверно, спасение возможно.  Звонил Михалыч. Он сегодня  вечером ставил  на  ночь свою машину на охраняемую стоянку и познакомился с одним мужиком. А у мужика был друг - бизнесмен и от него ушёл водила. Ясно, да ? А место постоянного водилы тогда в Москве было на вес золота. Это не то, что  халтура в качестве бомбилы - извозчика на индивидуальной основе. Они,  московские бывшие интеллигентные люди, оставшиеся  без привычной работы и зарплаты, но имевшие собственные машины, заменили пропавшие вдруг такси. Им приходилось возить кого попало, откупаться от конкурентов  и милиции, к тому-же можно было нарваться на нож или пулю.

     Слава переходному периоду! Ну что за жизнь у меня была раньше? Скучная!... Скучно же годами каждый день делать одно и тоже, видеть одних и тех же людей. А тут открылась возможность активно сыграть новую для себя роль персонального водителя эпохи переходного периода. Да и не сыграть по нотам, а жить в ней без указаний  автора  и режиссера  и привыкать  к не знающим меня  и текста участникам этого спектакля.

   Боссом оказался индус средних лет, небольшого росточка, сухонький как иог и изящный на вид. Когда-то он учился в Москве в Энергетическом институте, но на свою беду происходил из касты брахманов. Почему на беду? Да потому, что в 1950 г. в Индии приняли закон о равноправии всех каст, в результате чего выходцы из более образованных высших каст стали с очень большим трудом получать работу в соответствии со своим образованием. Большинство же мест стали занимать бывшие выходцы из низших каст. Может быть  поэтому через 50 лет Индия добилась больших успехов?

   Так вот, мой мистер Амит, потолкавшись на родине несколько лет, с трудом устроился торговым представителем индийской фирмы по продаже персональных компютеров индийского - же производства в Москве.Русский язык  он знал в совершенстве, и говорил без акцента.К тому - же к моменту нашего знакомства он был женат на русской, имел ребёнка четырёх лет и жил в квартире своего тестя - полковника московской милиции.

   Спрошу себя. А что я знаю про индусов  и Индию? Да очень много. Во - певых, что хинди - руси это бхай - бхай. Почти родственники, так как говорим на русском, входящем в славянскую группу семейства  индоевропейских языков.Во вторых знаю,  что Камасутра это плохо, а Рама - Кришна - хорошо. А во времена, когда нас за отгулы гоняли приветствовать иноземных гостей, приезжавших к нашим вождям за деньгами,  я два раза издали видел Индиру Ганди!!!  Так что можно договариваться о работе.

   Мы все в те времена привыкли работать только в условиях социализма, жесткого штатного расписания и ставок. Мы не знали себе рыночной цены. Мне надо было решить проблему, как выгоднее продать свой труд капиталисту.

   Для начала  просто устно договорились, что я буду утром приезжать к нему домой, везти на работу, отвозить его домой опять на работу  и после работы только домой. Просто идилия.Жил он рядом с метро Бауманская, а работал в офисе, расположенном в здании МОСЭНЕРГО.напротив Кремля и рядом с Балчуком. Где же ещё ему снимать помещение под офис, как не в госучереждении?  А за эти пустяки я буду получать в семь или даже десять раз больше, чем на основной работе. Правда, не в рублях и не в рупиях . В долларах.  Правда, сказал босс, возможны поездки по Москве в рабочее время. Возможны поездки  и после работы, но редко, ну, очень редко. Стоимость бензина, запчастей и ремонтов МОЕЙ машины мистер оплатит. Соотношение один к десяти меня очаровало и я согласился.

   К тому времени у меня уже не было психологических комплексов. Дескать, как это я, ведущий конструктор с дипломом Бауманского буду у кого-то работать авторикшей. Я себе дал внутреннюю установку работать у хищника до тех пор, пока мне это будет интересно. А проблему отношений типа  ОН ХОЗЯИН, Я -  ЗАВИСИМЫЙ  постараюсь решать  так же, как на основной работе, где я стремился быть выше ситуации.

   Было начало  осени и проблем с вождением пока не  было. На первом этапе сразу выявилось много  незнакомой мне специфики. Надо было очень точно приезжать из Медведково к дому хозяина с учетом возможных пробок. В то время появились первые метастазы раковой опухоли автомобильгого движения по Москве. Именно в том году, в начале зимы, после хорошего снегопада, когда, как всегда, не успели убрать снег, а только сдвинули его в сторону тротуара, а потом потеплело после полудня и подморозило к вечеру, езда на машине стала походить на аттракцион.

   Все автомобилисты отметили это событие выездом на тротуары. Там было чисто, был песочек и можно было ехать. Правда, мешали пешеходы.  Надо было привыкнуть  очень быстро куда-то  нестись, а потом неопределенно долго ждать, пока босс решит свои проблемы.А их у него  оказалось очень много. Наряду с основной  заботой по продаже компютеров в различные российские госучереждения, что шло довольно успешно, мистер в своё рабочее время уже для души и своего кармана занимался мелкооптовой продажей индийского барахла из очень хорошей кожи.
 
    Оказывается, что ждать надо тоже уметь. Мобильного телефона тогда не было даже у хозяина и приходилось ждать в машине при постоянно работающем моторе , греться и дремать. Читать быстро надоело. Отходить  надолго  не рекомендовалось, и было неплохо знать места, где есть общественные туалеты или подходящие заборы. Ох, хорошо быть кошкою, хорошо собакою,  где хочу пописаю, где хочу покакаю. Зато было интересно осваивать способ быстрого разворота на 180 градусов в гололёд,  торможение двигателем при переключении скоростей с высшей на низшую и торможение об валы снега правыми колёсами.

 Почти сразу я понял, что первобытный философ  раннего капитализма по имени Карл Маркс дал маху в своей формуле ТОВАР - ДЕНЬГИ - ТОВАР  и сбоку прибавочная стоимость.Тут видно отсутствие опыта практической жизни и постоянное иждивенчество. Главное, я думаю, это производственные отношения. Тогда без товара и даже без своих  денег можно очень сильно себе прибавить, ежели ты в хороших отношениях с нужными людьми. К примеру, едем мы в Замоскворечье в какую - то   контору,забираем три штуки настоящих полковников и ездим в машине по городу.Босс воркует с ними о самом для него главном. На сегодняшний день  - перегон списанных кораблей в Индию по цене металлолома. Через неделю на повестке дня оказались карьерные самосвалы.Они мирно стояли во дворе какой-то очень средней московской школы и явно хотели перебраться в более теплые места, застоявшись под толстым слоем снега на морозе.

   Я коренной москвич, более тридцати пяти  лет отъездил по Москве на машине, а в детстве  - на велосипеде, и думал, что хорошо знаю город. Но этот бизнесмен проникал в такие уголки Москвы и Подмосковья, что пришлось приобрести настоящую карту столицы, а не ту, которая продаётся в бывших киосках Союзпечати. Эта карта была на немецком языке.

    После основной работы в офисе, шеф грузил в машину образцы индийских кожанных пальто и мы возили их по очень крупным предприятиям Подмосковья.  Погода стала настоящей зимней московской с частыми сменами  снегопадов, оттепелей и заморозками.Стеклоочистители месили мокрую грязь и мгновенно превращались в грязные ледышки.Пришлось возить две пары, по очереди отогревая их под капотом...

     Оказалось, что бизнесмены тоже люди.Они имеют семью, родителей и все связанные с бытом проблемы.Если ты целый день сидишь рядом с незнакомым человеком, начинаются разговоры за жизнь, тем более что хозяин понимает, что его жизнь во многом зависит от моего настроения и умения водить.  Ну что мне было раньше до Пенджаба?  Оказалось, что родители Амита хоть и были из высшей касты, но жили на границе с Пакистаном. Амит со своей русской женой два месяца назад возил показывать родителям их российскую внучку, а теперь там происходило очередное вооруженное обострение.
 
   За короткое время я уже знал почти о всех семейных проблемах шефа. Он, как и большинство азиатских мужей, продолжают придерживаться домостроевской склонности к патриархату.Жен своих  они материально хорошо обеспечивают, но сопротивляются их  выходу  на работу.

     И вот молодая, образованная, абсолютно ничем не занятая женщина сидит в своем трехкомнатном гареме практически весь день одна и обалдевает от тоски.Накапливает свои отрицательные эмоции.Поздно вечером приходит МАХАРАДЖА и вместо ласки и веселья получает большой стрес. После таких обломов, рано утром  я везу их  по ювелирным магазинам за успокоительными цацками. Это не всегда  помогало. Наконец решили искать подходящую, по мнению хозяина, работу.Фантазии хватило на место рецепшионистки в крутом отеле.К сожалению я так и не узнал, чем кончилась эта апупея...

     С тёщей тоже было не просто.Упитанная тётка любила готовить простую, обильную и  жирную пищу. А тощий зять объявил себя вегетарианцем, не хотел есть кислой капусты и борщей на мясном бульоне. Поэтому нам вместе с ней приходилось в разгар зимы искать по рынкам свежую цветную капусту, баклажаны и артишоки.А тогда со всем этом были временные трудности...

   Иногда, не смотря на приличную разницу в возрасте, он начинал учить меня жить.И это правильно! " Ну что - говорит он мне - у вас, у русских, за дурацкое  отношения к самому важному в жизни, к деньгам. Заработаете копейку и надо вам поскорее от неё отделаться. Причём фантазии никакой, только пропить и проесть. Нет, чтобы пустить в оборот, чтобы стало ещё больше".  Я даже не пытался ему объяснить, что у нас такое специфическое воспитание. Если сам вовремя не потратишь, то родные власти, а не вор какой-то, сразу изобретут  инфляцию, дефолт  или озаботят обменом купюр за одну ночь.Не понимает, басурманин, нет у них такого страха.Ведь из развивающейся страны он. Всё ещё, видимо, у них впереди, и пока рупии сильно отличаются от рублей.

   От этого братания с богатыми я потерял бдительность и только по нарастающей усталости и времени возвращения домой начинал понимать, что меня охмурили.В русском языке, в той её части, которую называют смесью французского с нижегородским, есть слово АМИКОШОНСТВО. Это, когда свинство делают по причине как-бы дружбы. Мы и так в России как-бы живём, как-бы работаем, как-бы развлекаемся, но пора знать меру. Выпрашивать повышения оплаты я не хотел. На мое место за меньшие деньги полно претендентов. Я и так хорошо поразвлекался. Познакомился с совершенно необычными людьми и ситуациями, и не потерял лицо. Как для Остапа Бендера, так и для меня, это жизненно важно .
   Индус тоже был чуткий мальчик и явно готовил замену. В последний день месяца, когда я привез его к дому поздно вечером, Амит расплатился со мной. Я сказал ему, что мы больше с ним не увидимся. Ни завтра, ни вообще. " У тебя ко мне есть претензии" - спросил он спокойно. "Нет. Просто мне ЭТО уже не интересно ..."