Глава 6. Назвался груздем...

Тамара Злобина
     Предыдущая глава:http://proza.ru/2009/03/20/482

-И это, подающая большие надежды в студенческие годы, Рябинина Татьяна свет Владимировна? - интересовалась  Татьяна у своего зеркального отображения, стоя в прихожей. - Потрёпанные джинсы, любимый, но далеко не новый свитерок, курточка, не первой молодости... Топилин явно польстил тебе.
-Но какой гордый вид! - не то восхитилась, не то осудила она себя. - осанка, глаза, поворот головы. Хороша, ничего не скажешь!

Её «любование» собой прервал резкий звонок в дверь, возвращая из заоблачных высот на грешную землю.
-"Кто это может быть? - подумала девушка, - Я никого не жду".
-Кто там? - спросила она, медленно приближаясь двери.
-Это я: Настя Волошина. Вы меня помните... Ира?

Имя, произнесённое не совсем уверенно, даёт понять, что девушка за дверью, действительно из компании друзей Андрея, ведь именно там Татьяна представилась Ириной Славиной.
-Ничего не поделаешь, - произнесла она шёпотом, - придётся открывать. Рано или поздно пришлось бы объясняться... Но лучше раньше, чем позже. Без помощи друзей Андрея мне вряд ли обойтись.
-Сейчас, - отвечает она девушке за дверью, неспешно открывая замок.

На пороге действительно Настенька Волошина — сокурсница Таро. Татьяна мысленно удивилась, как она нашла её квартиру: никто из команды Андрея не знал ни её настоящей фамилии, ни адреса, за исключением Андрея, которому она открылась только сегодня утром.
-Настя?! Какими судьбами? Как ты меня нашла?
-Выследила! - почти зло, с какой-то высокой нотой ненависти, кинула та, глядя в лицо Татьяны, пытаясь заразить своей злостью и её.
-Ну, если выследила, - спокойно ответила Рябинина, не поддаваясь на провокацию, - то проходи, не стой в дверях. Видимо, ты пришла сказать что-то важное?

-Я могу это и в дверях сказать! - не опуская планку ненависти, почти кричала Настя.
-Э, нет! - ответила ей Таня, - Так не пойдёт. Ты не думала, что это не честно: наговоришь  с три короба -хлопнешь дверью и уйдёшь, а у меня даже  возможности не будет ответить тебе?
-А ты честно поступила с нами, с Андреем?!. Влезла в душу, прикинулась другом, а сама всё вынюхивала, высматривала, фотографировала! И потом донесла  Лине!
-Откуда  знаешь?
-Не важно! Знаю — и всё! И откуда только берутся такие, как ты?! Для чего тебе это нужно?
-Видишь ли, дорогая, я частный детектив, - призналась хозяйка квартиры, - и зовут меня Татьяной Рябининой.
-Даже имя у неё не настоящее!
-Да, я не Славина, - продолжила Таня свою мысль дальше, - а Рябинина, и я детектив, которого наняла Лина Евгеньевна, чтобы проверить честность  своего,скажем так, друга.

-Она ещё и продажна! .
-Но-но, не забывайся! - начала сердиться Татьяна. - Ты всё-таки у меня дома.
-А то что? - задиралась Настя — Сдашь в милицию?
-Нет, - усмехнулась Татьяна в ответ, - по попе отшлёпаю.
-Не справишься! - продолжала злиться Настя.
-Ещё как справлюсь! - уверила её хозяйка. - Ты зачем явилась сюда, защитница несправедливо обиженных, оскорбить меня? Так права не имеешь.
-Имею. Ещё как имею! В тот вечер мы были с Андреем вместе, и он никак не мог быть с Линой.

Татьяна внимательно посмотрела на Настю, прекрасно зная, что та лжёт, но дала ей   возможность высказаться  до конца, и когда девушка, наконец, остановилась, сказала:
Ты знаешь, девочка, что за ложные показания можешь получить срок?... Андрей был у Лины около восьми часов — это уже доказано.
-Да, он был у неё... Но потом ушёл, и мы с ним встретились.
-Когда? Где?  - настаивала Татьяна.    
-На обычном месте, возле кафе, где мы обычно собираемся  - ты знаешь.

Волошина говорила торопясь,  с таким видом, словно катится с горы, ни о чём другом уже  не думая.
-Вас кто-нибудь видел?
-Не думаю, - ответила Настя, даже не задумываясь. - По крайней мере я никого не видела.
-Таким образом ты ему не поможешь, - как можно мягче, отреагировала Рябинина, сочувственно глядя на волнующуюся  девушку.
-Ты мне не веришь?! Ты не веришь потому, что сама врушка!
-А ты не врушка? - улыбнулась Татьяна. - Можно подумать, что ты не знала, что у Андрея связь с Линой?
-Не знала, но догадывалась
-И не знала, что он с Мариной Ерофеевой шуры-муры крутит?
-Какие ещё шуры-муры?! - снова возмутилась Настя. - Она — обычная модель, и Андрей работал с ней!
-Ну, если это работа, - засмеялась Таня, - то, что такое любовь — я и представить боюсь.

И вдруг из глаз Волошиной начинают капать слёзы, превращаясь в поток.
-Да ты никак влюблена, девочка?1 — высказала догадку Татьяна.
-А это уже не твоё дело! - огрызнулась Настя.
-Дело, конечно, не моё, - на сей раз согласилась хозяйка, - но тогда твои «показания» не стоят и ломаного гроша: ты лицо заинтересованное, и в порыве сострадания можешь показать всё, что угодно.
-Это ты виновата во всём! Только ты! Если бы ты не совала нос, куда не нужно, ничего этого  бы не было: Лина Евгеньевна не погибла бы, и Андрей был бы на свободе!

Жёсткие рыдания сотрясают худенькие плечи, покусанные губы Насти кривятся некрасиво и зло.
-Настя, Бог с тобой!  - попыталась успокоить её Татьяна. - О чём ты говоришь? Ты хоть себя  слышишь? При чём тут я? Разве я толкнула Андрея в объятия Лины? Разве я знакомила его с Мариной? Разве я арестовывала его? Ты что-то путаешь, подруга.
-Какая я тебе подруга?!  - злится Настя, размазывая слёзы по лицу. - Таких друзей — даже злому врагу не пожелаешь!
-Ну ка, сядь! - приказным тоном произнесла  Таня. - И сейчас же прекрати истерику.  В друзья к тебе я  не набиваюсь: истеричек мне только не хватало.
-Что же делать?! Что делать? - в отчаянии произнесла Настя, глядя на Таню почти кричащими о своей боли глазами.
-Что делать? Что делать? - повторила та за ней следом исконный вопрос инфантильной русской интеллигенции. - Думать. И думать основательно. А не сочинять небылицы.

Настя тут же вскинулась с явным желанием протеста, но Татьяна остановила её жестом:
-Для начала ты должна мне рассказать всё.
-Всё-всё?
-Да, всё. И даже чуточку больше. И без всяких выдумок, ничего не приукрашивая, ничего  не досочиняя. Всё по честному.
-По честному?… Хорошо. С чего начать?
-Возможно с того, как вы познакомились с Вороновой?
-Лину Евгеньевну я знаю давно... Дольше Андрея.... Моя мама проработала у Лины больше пяти лет. Я часто бывала у мамы на работе, когда ещё училась в школе.
-И как Лина относилась к этому?
-Нормально относилась: ни разу не высказала своего неудовольствия. Мама шутила, что готовит свою смену, и  хозяйка поддерживала её.

Настя умолкла, о чём-то задумываясь, и Татьяна предложила:
-Не хочешь что-нибудь выпить?
-Чая, - однозначно ответила девчушка.
-Подожди, я сейчас.
Когда Рябинина вернулась в комнату с подносом, то застала  Настю в той же позе, в какой оставила. Она разлила чай по чашкам, положила пару ложек сахара и подвинула  одну их них девушке.
-Угощайся, - предложила хозяйка, придвигая поближе вазочку с печеньями и сухариками.

Чай девушки пили молча, думая каждая о своём, а в результате об одном и том же: об Андрее, о несчастье произошедшем с Линой Евгеньевной, о своём невольном причастии ко всему этому.
Спустя несколько минут Настя уже рассказывала о том, что сама познакомила Андрея с Линой, стараясь помочь ему в решении финансовых проблем, о том, с какой радостью они включились в создание новой коллекции женской одежды.
-Андрей талантливый художник! - восхитилась Настя. - Я даже не предполагала у него таких способностей. Ещё в школе  он подрабатывал в ателье, где его мама работала закройщицей, и очень гордился этим... Мы показали Лине некоторые разработки — ей  очень понравилось, и она зачислила нас в штат сотрудников. Начали работать в ателье параллельно с учёбой: сидели по вечерам, работали в выходные...

Когда в университете возник вопрос с оплатой, я сама посоветовала ему обратиться к Лине и попросить у неё деньги взаймы, или в счёт зарплаты... сама подтолкнула его в эту петлю. Получив деньги, Андрей, видимо, посчитал себя обязанным ей, и вот...      
Воспользовавшись паузой, Татьяна поинтересовалась:
-Никак не пойму: как ты относишься к Лине? Осуждаешь, ненавидишь, или способна понять её отношение к Андрею?
-Я?! - переспросила Настя, видимо, не готовая ответить на  вопрос немедленно. - Да, я осуждаю  Лину Евгеньевну, хотя ненависти к ней не чувствую. Понять её? Что я должна понять?
-Ну, хотя бы то, что она в то время только что потеряла мужа, что ей было тяжело, одиноко?
-Боюсь, что именно это и подтолкнула Андрея к этой старухе! - неожиданно вырвалось у Насти. - Жалость — страшная сила, которая может искалечить жизнь.
-Как ты можешь так говорить, Настя? - удивилась Татьяна, глядя в глаза этой девчушки, несущей в своей душе такую жестокую правду.
-Могу! Могу! - почти кричит Настя.- Из-за этой жалости Андрей сейчас сидит в камере, а Лина — в гробу!
-Истерику прекратить! - приказала Рябинина. - Такая молодая, а уже истеричка. Тебе самое время учиться держать себя в руках, а если не можешь — лечиться. Что дальше то будет?
-А дальше ничего не будет, - сникла девушка. - Если Андрея посадят, то я... я...

И слёзы вновь текут из её глаз.
-Боже, - жалуется Татьяна, - как же трудно с тобой общаться-то, Настя. Ты скоро мне всю квартиру затопишь слезами. Соседи услышат, подумают, что тут кого-то терзают и  позвонят в милицию, чтобы та приняла меры... Иди ка ты, красавица,  в ванную — умойся. Потом продолжим наш разговор.

Пока Настя умывалась, Татьяна  убрала со стола, надеясь, что всё-таки сможет выудить из девушки нужные ей сведения.  Девушка вернулась из ванной, хоть и с покрасневшими глазами, но спокойная, тихая.
-Сядем рядком — поговорим ладком? - предложила хозяйка, показывая на диван.
-Да мы уж вроде говорили, - напомнила Настя.
-Говорили, - согласилась Татьяна, - но несколько  тем ещё остались открытыми.
-Хорошо, спрашивай — я готова отвечать.
-Расскажи о друзьях Андрея.
-Да что о них рассказывать? -  не поняла Настя. - Ты их всех видела, знаешь.
-И всё же?
-В нашей компании семь человек: четыре парня и три девушки. Андрей, Владимир Суровцев, Игорь Фокин, Павел Дёмин, ещё: Танюшка Инина, Алька Кучер и я... Танюшка и я познакомились с Андреем во время вступительных экзаменов. Мне и Андрею, как медалистам, нужно было сдавать один экзамен на  «отлично», чтобы быть зачисленными, а Танька сдавала все экзамены...

С Павликом Дёминым Андрей жил в университетском общежитии с самого начала учёбы, а потом к ним присоединился и Сура, т.е. Суровцев Володька. Вместе с Сурой в нашу компанию влился  Игорь Фокин — его закадычный дружок чуть ли не с садиковских времён.
Алька Кучер ходила за нами весь первый курс, пока её официально не приняли в компанию...
-Охарактеризуй, пожалуйста, парней, - попросила Татьяна.

Настя молчит, собираясь с мыслями, и Таня понимает, что задала девушке не такое и лёгкое задание, поэтому спешит помочь:
-Начнём с Суры, т.е. С Суровцева.
-О, Сура — личность непростая, - призналась  Настя, улыбаясь совсем не так, как она делала тогда, когда говорила о остальных членах своей компании.- Он очень самолюбивый, как говорят в таких случаях: болезненно самолюбивый... Любит верховодить, старается всегда быть на виду. Своего друга Игоря — называет «тюхой».

-Почему именно тюхой?
-Потому что Игорь тихий, не наглый, доверчивый, добрый, а Сура пользуется этим: командует им, подсмеивается, использует в своих целях.
-А какие отношения между Сурой и Андреем?
-Напряжённые. - ответила  Настя.
-Что ты имеешь в виду?
-В последнее время они стараются не сталкиваться.
-А раньше сталкивались? - поинтересовалась Таня.
-Когда жили в общежитии — это происходило довольно часто.
-Почему?

-Сура пытался подчинить и Андрея, но не на того напал! - пояснила Настя. - Нашла коса на камень.
-Два лидера —  понимающе констатировала Рябинина. - Обычная борьба за лидерство.
-Ничего себе обычная! - возмутилась Настя. - Однажды они даже подрались!
-И кто кому наподдал?!
-Обоим досталось!.
-А после этого? - продолжила свои вопросы Таня.
-После этого Сура немного притих, -  ответила девушка. - Но я не верю ему: он хитрый и подлый.
-Почему так думаешь? - заинтересовалась Татьяна.
-Я не думаю — я в этом уверена. Он столько раз делал Андрею пакости! И всё исподтишка.

-Какие у них отношения сейчас?
-Ну сейчас более ровные, хотя они относятся друг к другу с опаской. После того, как Андрей ушёл на квартиру, Володька остался в общежитии единственным хозяином.
-Он что, не местный? - спросила Таня.
-Местный — последовал ответ.
-Почему тогда живёт в общежитии?
-Повздорил с отцом, и ушёл из дома.
-Неблагополучная семья? - предположила Татьяна.
-Да нет,  - опровергла Настя, - семья у него вполне благополучная, даже хорошо обеспеченная... Ты, наверняка, их знаешь: отец Суры  - в прошлом партийный лидер, а сейчас  владелец самого большого городского автопарка — Суровцев Владимир Петрович.
-Лично не знакома, хотя и слышала, и видела пару раз.
-Так вот Владимир старший и Владимир младший не ладят.
-Опять коса на камень?

-Видимо.
-Как же Суровцев старший отпустил сыночка жить в общежитие? - поинтересовалась Рябинина.
-Решил наказать сынка за строптивость: отпустить на вольные хлеба, ограничив денежную поддержку до минимума.
-Наказал?
-Куда там! - засмеялась Настя. - Разве мамочка Суры допустит, чтобы её единственный сынок бедствовал?! Она даже мебель в комнате, где он живёт, поменяла на новую, комфортную.
-Понятно, - улыбнулась Таня, почему-то представив мать Суры  очень полной женщиной, похожей на клушу, хлопочущей над своим чадом.
-Остался ещё один дружок, - подсказала Рябинина, - Павел Дёмин.
Да, - согласилась Настя. - Павлик... Это не Игорь. Он похитрее будет: перед Сурой — на задних лапках, как заяц, а без него — лев. Предать может в любую минуту. На первый взгляд: весёлый, лёгкий, а на деле — трепло и лгун.
-Картинка кое-какая сложилась, - произнесла в раздумье Татьяна. -  «Святая троица» - в полный рост.
-Откуда знаешь? - удивилась Настя. - Так их называет Андрей.
-Догадалась, - улыбнулась Татьяна.
-Ну ты даёшь! - восхитилась Настя.

А Таню уже понесло:
-Компания — что надо: как на подбор. Хуже — не придумаешь. Друзья-соперники?
-Ну, что ты?! - запротестовала Волошина. - Андрей никогда , ни с кем не соперничал. Это скорее в характере Суры — тот не может терпеть, когда кто-то лучше, умнее, талантливее него.

Настя смолкла, воцарилось молчание, которое никто не хотел прерывать.  Татьяна была почти уверена, что девушка ещё до конца не высказалась, а Настя не могла ни о чём думать, как только об Андрее.
-Таня,  нужно вытянуть Андрея, ведь он ни в чём не виноват! Я уверена, что не он убил Лину! Это сделал кто-то другой.
-Я тоже уверена в этом, - согласилась та, - но это нужно доказать. Как говорит мой наставник: слова к делу не пришьёшь.

-Нужно найти свидетелей! - уговаривала собеседницу Настя, - Не может быть, чтобы никто из огромного девятиэтажного дома не видел, как убийца выходил из подъезда. Так просто быть не может! Любопытные старушки, которым больше заняться нечем, как наблюдать за соседями; владельцы собак, выгуливающие своих питомцев по вечерам; молодёжь, тусующаяся возле подъезда; случайные прохожие; жители, возвращавшиеся домой, позже обычного. Да мало ли ещё вариантов? Их нужно проверить.
-Этим я и собираюсь заняться в ближайшие дни.
-А как же Андрей?

-Что Андрей? - вопросительно посмотрела на девушку Рябинина.
-Он там один, бедненький, в камере — ничегошеньки не знает, не ведает...
-Всё он знает, и всё ведает, - мысленно запротестовала Татьяна.
-Я сегодня была у него, разговаривала - призналась она Насте.- А  к концу работы  у него будет адвокат.
-Какой адвокат? - насторожилась Настя.
-Хороший адвокат: Топилин Сергей Николаевич. Мы с ним три года назад закончили юрфак... Теперь у него своя контора. Он будет защищать Андрея в суде.

-Но хорошие адвокаты сейчас стоят больших денег! - испуганно запротестовала Волошина. - А у Андрея  их нет.
-Об этом можешь не волноваться — Топилин не возьмёт ничего.
-Тогда это плохой адвокат! - сделала вывод Настя.
-Нет, это хороший адвокат — один из лучших в городе.
-Хороший — стоит дорого!
-У этого иной стимул...
-Какой?! - решила достать Татьяну упрямая девчонка. - Интересно: какой?
-Это тайна следствия, которую таким упрямым девчонкам, как ты, знать не обязательно.

Этот ответ, по видимому, обидел девушку, потому что на просьбу Тани рассказать  что-нибудь о Лине, она бросила резко:
-О ней тебе лучше спросить у моей мамы. Зайди в «Дом моделей» и поинтересуйся — там все друг друга знают: и привычки, и характеры, и слабости. А я  о ней судить объективно  не могу.
-Как скажешь, - согласилась Татьяна. - Но может быть, ты знаешь, где живёт Марина?
-Зайка? - переспросила Настя.
-Почему зайка?
-А это мы с Ининой дали ей такое прозвище: у неё же два передних зуба, как у зайца. Не замечала?
-Нет.

-Встретишь — обрати внимание, - посоветовала Волошина. - Она поэтому и не улыбается, чтобы свои зубищи не показывать.
-Если ты скажешь, где она живёт — непременно, обращу.
-Большая Садовая 186. У них частный дом.
-Всё-то ты знаешь! - изобразила удивление Рябинина.
-Не всё — только то, что связано с Андреем.
-А он знает, что не безразличен тебе?

Настя несколько мгновений помолчала, видимо, обдумывая стоит ли говорить об этом Рябининой, и, наконец, призналась:
-Думаю, что нет.
-Уверена?
-Он относиться ко мне, как к другу: в другом качестве я ему неинтересна: маленькая, худая, да ещё и веснушчатая.

Татьяна понимающе улыбнулась  и произнесла:
 -Когда-то я думала о себе точно так же, как и ты, и в результате потеряла человека, которого   любила.
-Правда? - вскинула голову Настя. - Ты себя явно недооценивала.
-То же самое сейчас делаешь и ты: повторяешь мою ошибку. Человек велик, или мал настолько, насколько сам себя оценивает — запомни это, девочка.
-Иногда и переоценивает! - запротестовала Настя, явно намекая на Суровцева.
-Не спорю: переоценка — вещь весьма коварная, но недооценка — вряд ли лучше.
-Этого уже не изменить, - убеждённо произнесла Волошина. - Я так сроднилась с этим комплексом, что его никакими силами не отодрать от меня.
-А я научу тебя, как от него избавиться. Хочешь?

-О чём вопрос? Конечно хочу.
-Каждый день, стоя перед зеркалом, расчёсывая свои чудные волосы, повторяй, глядя на  отражение:  - Я стройная! Я интересная! Я могу нравиться мужчинам! Могу любить и быть любимой! Повторяй столько раз, пока не начнёшь  верить в это. И посмотришь — всё измениться.
-Правда? - всё ещё сомневалась Настя.
-Правда.- уверила её Таня. - На опыте проверено.

Неожиданно Настя вспомнила:
-Господи! Совсем забыла! Мы же с девчонками договорились в четыре встретиться у библиотеки!  Уже опоздала...  Я побегу? Может ещё не ушли?
-Стой, торопыга! Ты хоть адрес свой дай, или номер телефона.
-Сейчас! - кинула Настя на ходу, что-то записывая. - Вот мой телефон. Я понеслась. Пока!

Настя действительно унеслась, оставляя  Татьяну  обдумывать их неожиданную встречу, начавшуюся так агрессивно и, закончившуюся вполне дружелюбно. Поле её ухода, Татьяна остановилась напротив зеркал в прихожей и начала внушать себе:
-Я умная! Сообразительная! Я смогу распутать это дело! Смогу...

И тут же сникла, ведь с завтрашнего дня ей придётся заняться опросом жителей огромного девятиэтажного дома, всех тех, кто находился там между восемью и девятью часами вечера.
-Боже мой, сколько же народа мне придётся опросить?! Сколько побегать? Сколько нервов потрепать?
Через несколько секунд она уже уговаривала себя:
-Ничего Татьяна, свет Владимировна, назвалась груздем — полезай в кузов!

     Продолжение:http://proza.ru/2009/03/23/276