Спортивный снаряд из 8 букв? - Турникет!

Александр Чураков
"СПОРТИВНЫЙ СНАРЯД ИЗ 8 БУКВ?"

(или турникет…
как средство для похудения)

Жителям городов Королева и Юбилейного крупно повезло. И «везет» уже почти год. Некоторые, правда, об этом не догадываются. А зря! Сказано же, что тем, кого Бог любит, он посылает испытания. Поэтому появление на станции «Подлипки¬ дачные» павильонов с турникетами и двухметровым забором из стальных пик следует расценивать не иначе, как знак божественной любви к жителям названных городов, начинающим и оканчивающим свой путь на работу и с работы на этой станции. Да и вид станции, до того ничем особенным не выделявшийся, существенно преобразился.

Опять же, появилась новая достопримечательность, с которой неизбежно знакомится (или сталкивается?) теперь каждый, кто приезжает сюда впервые.
Те же, кто возвращается ежевечерне, выходя на станции «Подлипки¬ дачные», - так просто млеют от удовольствия, высыпая на полутемный перрон под бодрящие объявления: «Осторожно! Двери закрываются!!!».

Сей заботливый оклик начинает звучать иногда одновременно со звуком открываемых дверей или спустя пару секунд после того, как они открылись. Это такой специальный прием, свидетельствующий о высоком профессионализме машиниста, умело применяющего громкую связь для ускоренного освобождения вагонов.

Правда, некоторые неопытные пассажиры, или, скажем, те, кто на работе излишне понервничал, об этом не догадываются и услышанное воспринимают буквально…

 В результате, как Вы догадались, образуется стихийное явление, в просторечье именуемое «давкой». Иногда (особенно, когда на платформе скользко) — с элементами «свалки». Для тех, кто не видел, уточню. Это когда кто-¬то из пассажиров, как правило, пожилых людей, женщин или нетвердо стоящих на ногах (в этот вечер) представителей сильной половины человечества, при выходе падает, а остальные, подпираемые сзади толпой, пытаются упавшего с большим или меньшим успехом обойти.

Но вот, окрылённый предстоящей встречей с домом и пребывая в счастливой уверенности, что ему и на этот раз удалось «оставить с носом» грозившие вот-¬вот закрыться двери, пассажир оказывается на платформе.

Вроде бы все дорожные треволнения окончились…Увы! Так могут думать только наивные гости. Коренные жители знают, что самый ответственный период их путешествия после выхода на платформу только начинается.

Построив павильон с турникетами, его создатели как-¬то забыли, что приехавшим «из Москвы» до турникетов еще дойти надо! А поскольку путь от поезда к павильону пролегает по платформе, то состояние её поверхности пассажирам не так безразлично, как служащим железной дороги.

Не знаю уж, ремонтировали её или нет, эту поверх¬ность, но то, что её состояние оставляет желать лучшего – факт.

Наиболее отчетливо это заметно в зимний период, в межсезонье, когда мокро, скользко и темно одновременно. Однако много интересного можно увидеть (да и услышать) и после июньского дождя, который хоть и теплый, но все равно мокрый. По этой причине на платформе с удивительным постоянством и, разумеется, в самых неудобных местах скапливаются лужи.

И всё бы ничего. Подумаешь – лужи! Но расположены-¬то они как раз на подходе к дверям павильона на платформе «Из Москвы». Место здесь узкое, и поток вышедших из вагонов людей заполняет его полностью. Автору неизвестно, кто и как рассчитывал необходимое количество турникетов, способных пропустить через себя вышедших из электрички пассажиров, но, судя по приглушенным разговорам в толпе, не у него одного возникало горячее желание «посмотреть в глаза» этому горе-¬проектировщику. Ведь пропускная способность турникетов обратно пропорциональна желанию торопящихся домой людей пройти через них.

Поэтому на платформе часто возникает поистине «революционная» (кто изучал "Научный коммунизм" - помнят) обстановка: когда передние «не могут» (пройти через турникеты быстрее, чем те способны их пропустить), а задние «не хотят» (понять, что передние этого не могут), и одновременно сами стремятся быстрее войти в павильон. (Вполне объяснимое желание, особенно если учесть, что многим из них еще предстоит стоять в очереди на «маршрутку»). А из вагонов народ все ещё продолжает «валить валом», подгоняемый напоминанием о том, что: «Двери закрываются!».
 
Подобная обстановка, как Вы понимаете, спокойствия и рассудительности в пассажирские ряды не привносит.

Те, кто находится внутри толпы, движущейся по платформе к павильону, иногда позволяют себе проявлять нетерпение в виде попыток «слегка» подталкивать окружающих, забывая при этом, что граждане, находящиеся снаружи этой же толпы, т.е. на краю платформы, подвергают свою жизнь реальной опасности. Ведь электричка как раз в этот момент нередко начинает движение. А лужа, та самая, о которой сказано выше, как раз на пути у людей. И чем ближе к ней — тем больше давка. Потому как по воде никто идти не желает, а чтобы обойти лужу, порой приходится проявлять чудеса эквилибристики (когда с одной стороны — ограждение, с другой – набирающая ход электричка,  под ногами вода, а за спиной толпа уставших за день и потому слабо критичных к собственным действиям сограждан, неудержимо стремящихся домой — к теплу и уюту).
 
Поскольку все нововведения на станции имеют единственную цель: заставить недисциплинированных пассажиров оплачивать проезд, то отсутствие у железнодорожного руководства интереса к поддержанию платформы в состоянии, пригодном для нормального передвижения людей, вполне понятно. Ведь состояние это на процесс «обилечивания» граждан никак не влияет, следовательно, и заботиться о нем незачем.

Впрочем, это, наверное, не совсем так. Наверняка есть какие-¬нибудь планы очередного «улучшения и совершенствования», на кого-¬то, вероятно, даже возложена обязанность за этим делом следить ...
Но лужа-¬то обо всем этом не знает!!!

Растаял снег – она появляется, прошел дождь – она опять тут. Одним словом, ведет себя, как хочет, а не как положено всякой цивилизованной луже – уходить в водосток, например.

Есть, правда, во всем этом и положительный момент. Народ стройнее стал! Не заметили? Ну как же?! Ведь тучному человеку турникет преодолеть не так просто, особенно если еще сумка с собой или, упаси Бог, чемодан. (Не для того их, турникеты, ставили, чтобы чемоданы через них таскать да тележки разные). А наши-¬то пассажиры как научились через них просачиваться!

Женщины, те — бочком в основном. Животик втянет, р-р-¬р¬аз — и проскочила. Ну, а не втянет… Никто не виноват! Все равно проскочит (по-¬другому просто не бывает, ведь следом уже другой человек, извините, — пассажир, приноравливается, как ловчее препятствие преодолеть).

А мужчины через турникеты сигают – ни дать, ни взять архары горные. Хоть кино снимай. Из жизни живой природы. Такие пируэты выделывают!

Смотришь на такого мужичка, вроде и полноват, и лысоват, и сутуловат… Ну прямо пивной бочонок в кепке. А к турникету подошел – приосанился весь, напружинился, в глазах огонь, из уст… «маму» вот вспомнит, как обычно в ответственные моменты. И вдруг ка-а-ак сиганёт! Разумеется, успешно. Мама, она ведь всегда выручит. Сразу;  видно — наш человек! Такого пустяками разными, вроде вращающейся железки, не остановишь. Вот вам и элементы физической подготовки налицо.

Вы спросите, почему они нормально турникеты преодолевать не хотят?! С помощью билетов, например, или карточек. Почему же? Хотят! Некоторые даже пытаются. Но проблема в том, что часть турникетов не работает. (Они с самого начала такими были — учебно¬тренировочными. Чтобы граждане, преодолевая их, навыки необходимые приобретали. Заботливые все-¬таки ребята наши железнодорожники! И это предусмотрели!).

Та же часть турникетов, которая работает, делает это настолько медленно и с перебоями, что на второй-пятый раз (от индивидуального терпения зависит) всякую охоту проходить через них законным, так сказать, путем напрочь отбивает. Уж больно дерганий много. Ты в него билет вставил и — вперед, а он твой билет еще не только не «осмыслил», но и не прочитал, а потому не пропускает тебя ни в какую. А позади-¬то … О том, что происходит позади, читайте выше.

Надо, правда, заметить, что в павильон не все идут. Некоторые пассажиры прыжки через турникеты уже в совершенстве освоили, поэтому им со всей толпой двигаться не интересно. Они дожидаются, пока электричка отъедет. И… следом! За ней! В темноту! На рельсы! С вещами в руках! Отдельные — с детьми! «Экстремалы», одним словом. Им время особенно дорого. Поэтому, пока остальные «в час по чайной ложке» через павильон просачиваются, эти уже далеко. Экономят время. Жизнь¬-то — она все равно одна, бережешь ты её или в прыжках на рельсы упражняешься, другой не будет. Зато, если повезет, в какой-¬нибудь очереди (на маршрутку, например, или за сосисками) первым окажешься! А тем, кто через турникет пошел, придется в хвосте очередь занимать. Такая вот экономия. На свой страх и риск.

Появлялись, правда, иногда около турникетов люди разные, приставленные, — то с повязками, то в униформе. То бабушки, то молодухи — из числа тех, которые «коня на скаку…» — запросто, а уж «зайца» — и подавно. Ребята вот одно время стояли. Не то казаки, не то неформалы какие. Кто их разберет, — они ж документы не предъявляли. Но за порядком поначалу честно следить пытались. Сам видел. Билеты проверяли. «Зайцев» не пускали. Они дольше всех выдержали — месяца два-¬три. Потом поняли, что пытаться упорядочить проход людей через турникеты, изначально не обладающие необходимой пропускной способностью (хотя бы в одном направлении), и предназначенные скорей не для обеспечения нормального прохода, а для создания узаконенного препятствия к этому, — примерно то же самое, что воду решетом черпать. И пропали. Ребята пропали. И женщины. А турникеты остались. В том же состоянии. Наверное, новых «дежурных» безработных граждан дожидаются…

Впрочем, не все так грустно. Есть куда от ветра и дождя спрятаться (давайте будем учиться во всем находить маленькие радости). Слава Богу, билет на право входа в сам павильон пока не требуют.
За это и хотелось бы от души поблагодарить наше заботливое железнодорожное руководство.

Александр Чураков

Опубликовано в газете «По Ярославке»
 09.04.2003 под псевдонимом А.Прохожий