Чжан ДунСян

Валери Таразо
(Борис)

С первых дней нашего знакомство этот китаец предложил называть его Борисом. Прежде всего, он стал аспирантом Чунчинского Университета КНР по специальности физическая химия. Это произошло в 1990 году в сентябре месяце, и еще целый год он провел на подготовительном факультете. Потом он почти год учился в аспирантуре Чунчинского Университета, где сдал все предметы. В октябре 1992 года он появляется в МХТИ им. Д.И. Менделеева, где выбрал меня в качестве руководителя. Аспирантура была окончена в марте 1997 года, и в этом же году он защитил диссертацию по специальности коллоидная химия. Борис стажировался вновь в нашем же Университете с октября 2001 года по август 2002 года.
С этим аспирантом и человеком мне несказанно повезло и, хотя его знания языка сначала были слабыми, но я научился его понимать в совершенстве. К уже описанной мной десятке аспирантов следует добавить  Бориса, который был самым способным, даже талантливым.
Он прекрасно работал руками, понимал технику и мог самостоятельно соорудить любую установку. Но самое главное его умение состояло в виртуозном владении компьютерной техникой. Я всегда плелся где-то в его хвосте.
Человек китайского трудолюбия и ответственности, он оставил после своего отъезда такое количество данных, которых бы хватило еще на одну диссертацию. Такому человеку не грех было помочь в написании диссертации, ее литературного обзора, обсуждения полученных результатов и дальнейших задумок. Одним словом, я с уверенностью могу сказать, что он входит в первую тройку самых талантливых аспирантов. Что касается человечности, то он находится на первом месте.
Диссертация его была посвящена особенностям переноса массы через межфазную границу, на которой протекает реакция, приводящая к образованию невидимых глазами и в микроскоп (наночастиц). Мы такие микроструктуры называли сэндвичевыми.
Совместно с Борисом (Чжан ДунСяном) обнаружено такое гидродинамическое явление, как вынужденная конвекция Марангони и повышенная чувствительность кинетики переноса массы к малым возмущениям межфазной границы, покрытой наноструктурами.
Работы с Борисом продолжаются и по настоящее время, когда мы разнесены большим расстоянием. Но разве теперь играет роль расстояние. Самая последняя статья датируется 2008 годом. Она  опубликована в Журнале Физической Химии. Мы наметили целый ряд статей, которые также будут достойны этого же Журнала.
Вообще я ловлю себя на мысли, что все дальше и дальше ухожу от России в своих исследованиях. Такие работы уже не могут быть выполнены мной в России.