Прощание с Канадой

Валери Таразо
На фото - заповедник Джаспер и парк Банф. Городок Банф не обозначен, но он находится недалеко от развилки желтой дороги.

Канадцы уже знали, что это будет последней для меня поездкой по линии Министерства экологии. Поэтому, осень (август - сентябрь) 1995 года была временем прощанья с Канадой. Об этом мне сказал Энтони Кларк. Прошло пять лет, и я должен уступить место новому сопредседателю первой группы (EI). Я понимал это хорошо. Энтони предложил мне остаться еще на неделю, а с начальством - Даниловым – Даниляном он договорится.
Сначала я должен был провести пресс-конференцию в Министерстве Иностранных дел Канады. Кроме того, мои канадские коллеги устроили прощанье в доме у Кости Волчека, который не только получил гражданство, но и приобрел дом.
Вечеринка была великолепной. И Дэвид Торнтон спросил меня о том, хотел бы я иметь такой дом. Я ответил, что, конечно, хотел бы. Дэвид открыто сказал, что с удовольствием работал бы со мной, только скажи я - да. Это означало, что формальное приглашение получено. 

На пресс-конференции было человек 20 мужчин и женщин. Я выбрал одну красивую женщину, и все время смотрел на нее и соседа. Это помогало. Они как бы были моими союзниками: больше всех задавали вопросов и наиболее простые. Кроме того, этих канадцев надо было понимать, и отвечать на вопросы. И я разошелся: вступал в дискуссии и даже шутил. Говорил только правду, и это было замечено. А правда заключалась в том, что жизнь для подавляющей части населения стала невыносимо сложной. Особенно легко это заявление продемонстрировать на примере ученых, преподавателей и тех медиков, которые работали в поликлиниках.
После пресс-конференции мужчина с камерой попросил разрешения опубликовать конспект пресс-конференции. Говорят, что дискуссия была опубликована.
Маршрут моего пути был сложен и извилист. Проще всего маршрут можно было бы отразить на карте. Из Оттавы машина довезла меня и его попутчика Жана - француза (по происхождению) до Торонто. Затем самолет доставил спутников до Эдмонтона. В этом городе мы пробыли сутки и, арендовав машину, отправились на север. Здесь мы провели несколько часов на том предприятии, о котором говорил Энтони – на северном заводе по переработке отходов (Northen Wastes Threatment Plant). Здесь мы (наконец-то!) изучали установку по переработке ПХБ и более токсичных веществ типа 2,3,7,8-ТХДД.
Все было настолько интересно и впечатляюще, что я могу нарисовать многое по памяти.
Ошеломленный всем увиденным, я даже отказался от обеда. Предприятие закрытое, т.е. секретное (по нашим меркам) и мне было очень приятно, что меня допустили.
Дальнейший путь был не менее интересным. Мы с Жаном набрали еды, соков и приготовились к длинному пути. Приблизительно через 6 часов мы достигли Банфа. Этот курортный городок был столицей заповедника. Мы смогли увидеть только его, когда проснулись каждый в своем номере. Но прежде я смог через огромное окно во весь размер стены увидеть трех оленей, заглядывающих ко мне в комнату, как бы прося подачки. Зрелище было настолько ошеломляющее, что я минуту смотрел на красавцев-оленей.
Потом, когда мы покидали Банф, нам попадались по дороге и лисы, волки и олени. Воистину Канада сохранила свой дикий мир.
Но прежде, чем уехать мы посетили очистные сооружения. Банф имеет уникальные очистные сооружения, основанные на грубой и тонкой механических очистках, а также на фотохимической обработке сточной воды. Фотохимический процесс осуществляется системой ламп ультрафиолетового света длиной 250-400 нм, собираемых в сменные кассеты, высотой 2 метра. Время от времени лампы вынимаются вместе с кассетами и подвергаются механической очистке и дополнительной промывке.
Таким образом, в реку попадает совершенно чистая вода.

Перевалив через Скалистые горы и, насмотревшись по пути красот, мы спустились в долину, в которой располагался город Ванкувер. Тут мы разгулялись во всю, посещая рестораны и магазины.

Машина была оставлена в Ванкувере, а мы на следующий день улетели в Калгари на Боинге 747. Небоскребы этого города Жан называл: “Five penis” – пять пенисов. В Калгари мы провели одни сутки. “Five penis” уже не удивляли нас после Чикаго. Мы бродили по городу, магазинам,  кафе, а вечером, по ресторанам. На утро мы улетали в Монреаль. Я был перенасыщен впечатлениями, и мечтал попасть в московскую постельку. Отлет из Монреаля не обещал ничего интересного. Прощай Канада!


Прощай Канада... о, раздолье прерий!
Снега Скалистых гор, твоих долин уют,
Озерных глаз покой и абрис нервный
Разлапистых секвой - моей души приют.
         
                Из стихотворения “Прощай” из цикла “Полынь”