Мы, взрослые, всегда хорошо знаем, что необходимо нашим детям. Решаем за них, что они должны делать и чего им делать не надо, с кем им дружить, а кого обходить стороной, чем заниматься в свободное время, что читать. Мы навязываем им свои представления о том, что хорошо, а что плохо, что полезно, а что нет. Мы диктуем детям свои правила поведения, заставляем их жить по нашей схеме, заранее зная, что из них должно получиться, часто вопреки очевидному: наши дети - это не мы. Они другие, и с этим рано или поздно приходится мириться.
Однажды в редакции журнала «Урал» я присутствовала при разговоре двух уральских поэтов: один из них только что выпустил книгу детских стихов, а другой ее прочитал.
Перелистывая странички книжки, «читатель» тыкал пальцем то в одно стихотворение, то в другое и говорил, как они ему понравились. Автору слушать эти похвалы было приятно,
и это естественно, нет тут ничего стыдного. Зато меня тогда посетила одна крамольная мысль, с которой я и начала свои размышления.
Я, как и все мамы, читала своему маленькому сыну книги на ночь. Это были сказки, стихи, рассказы для детей. Но больше всего ему нравилось слушать два произведения: роман Александра Дюма «Три мушкетера» и литературную сказку С. Мальцева «Зайка Петя и его друзья».
Книгу известного француза я начинала читать сыну раз двести, но никогда мы не доходили до конца. После второй или третьей главы сын просил: « А теперь - зайку Петю!»
- И что он нашел в этом зайке? – думала я, с содроганием открывая книгу.
Если «Три мушкетера» я перечитывала с удовольствием, то «Зайку Петю» преодолевала с большим трудом, но сыну эта сказка нравилась, и я вынуждена была , засыпая от скуки, шевелить языком и губами. Зато мою любимую «Голубую чашку» Аркадия Гайдара сын терпеть не мог и все время прятал ее подальше с моих глаз, чтобы я не предлагала ее послушать.
Не буду утверждать, что книга С.Мальцева написана плохо – совсем нет. Речь о другом: о литературных пристрастиях и вкусах.
О том , что детская литература – это особый жанр, знают все. Точно так же всем известно, что писать для детей труднее, чем для взрослых. Но что и как писать – вот вопрос, который касается всех детских авторов.
Почему мы думаем, что детям нравится то же, что и нам? Мой пример с «Голубой чашкой» доказывает, что это совсем необязательно. Если нам нравятся стихи детского писателя, то это не значит, что они будут интересны для детей и наоборот.
А мы, взрослые, продолжаем подходить к этому вопросу с апломбом знатоков детских душ и навязывать свои представления, о том, что должны или не должны любить наши детишки.
Но с другой стороны, как узнать, что будет востребовано нашими малышами, если не выпустить книжку и не дать ее детям в руки.