Несколько историй из капитанской жизни

Виктор Крумм
 Несколько историй из капитанской жизни
В 1970 году я, будучи капитаном тх “Виссарион Белинский” был направлен в порт Басра(Ирак), куда доставил груз (кажется сахар в машках) и получил указание грузить финики(традиционный груз для Ирака)в мешках.Согласно правил погрузки такого груза ,необходомо использовать через каждые 6 рядов, сплошную сеппарацию досками.Вполне понятно, что досок на судне не было, а закупать в
Ираке такую сепарацию ,было бы просто смешно ,так как вылилось бы в громадную сумму.Сепарировались
финики , соломенными матами.По скольку окончание погрузки было как раз в какун Нового года,
я непрерывно получал указания из пароходства: то оформить окончание погрузки в Старом году,
то в Новом.Все дело было в том, что п-во еще собирало сведения от других судов и суммировало
 выполнение годового плана.Если другие суда уже сделали п-ву годовой план ,то надо окончание
погрузки оформить Новым годом, если нет- Старым.Я, как то умудрялся ,”тянуть резину” с оформлением
и ,кажется выполнил задание-оформил таймшит, как необходимо было начальству.Кстати, погрузил
груза на несколько сотен тонн больше, за что был удостоен ,устной благодарности от руководства.
Финики грузились для Чехословакии.Снялись мы в рейс на югославский порт Риека, где после выгрузки
на железнодорожные вагоны ,груз должен был доставлен по назначению.Плавание до порта прошло
благополучно и, порт приступил к выгрузке.И тут выяснилось, что все мешки с финиками слиплись
так, что с большим трудом, грейфером удавалось вырывать слипшиеся кучи при чем, разумеется мешки
рвались и счет мешков производился “на глазок”.Югослав-инспектор приходя на судно предлагал оформить
актом невозможность счета груза и.т.д.Но я опасаясь, что в акте будет отмечено нарушение правил
перевозки(сепарация не досками),каждыий раз откладывал составление акта на окончание выгрузки.
И вот сейчас я хочу рассказать, как хитрость и обман оборачивались против меня, когда я поступал
нечестно.Когда выгрузка подошла к концу-я вручил инспектору “Протест по поводу безобразной
выгрузки фиников, которая производилась грейферами и не позволяла вести правильный счет мешков,
в связи с чем ,судно снимает с себя ответственность за любые претензии по выгруженному грузу”.Это было
довольно некрасиво но тем самым я избежал претензию за нарушения при погрузке.А сейчас груз уже
выгружен и укатил в вагонах на Чехословакию.На беднягу инспектора было жалко смотреть.Моя подлость
потом обернулась против меня.А  должен был я составить совместный акт о неизвестных свойствах
груза, который потек и возложить вину на отправителя.Финики были свежие т.е были собраны в этом же году.Раньше мы грузили финики достаточно сухие И в самом деле, под тяжестю веса финики потекли
сахарной жидкостью и забили все трубопроводы в льялах так, что ничем нельзя было их прочистить.
Фактически, судно оказалось в  немореходном состоянии и я не имел права выйти из порта.В случае
Течи, воду нельзя было бы откачать.По плану, наш теплоход должен был стать в плановий ремонт и я
решил рискнуть  и, выйти в море в расчете, по приходу в Одессу в заводе, паром очистить трубопровод.
Еще одно.При счете груза, тальмана недосчитались 800 мешков фиников ,что было следствием состояния
груза.Но так как груз выгружался прямо на  жел.дор вагоны-я был абсолютно уверен, что недостача
в количестве мешков не отразиться на общем весе и покажет, что никакой недостач груза нет.С приходом
в Одессу зам.нач.п-ва по эксплоатации Харитон Греку решил не ставить судно в запланированный ремонт,
а послать в рейс, так как очевидно ,для выполнения плана нехватало тонажа.Но, когда выяснилось, что
судно не может итти в рейс по причине немореходного состояния, страшно обозлился и дал указание
вызвать меня на “Совет Пароходства”.Вызов на Совет П-ва означал, что мне надо будет доложить присутствующим о рейсе и ответить на претензии и обвинения за совершенные мною ошибки.Система
была отлажена.На Совет вызывались все начальники и замы. служб и отделов П-ва( Служба эксплоатации,
Комерческий отдел, Валютныий отдел ,Отдел кадров, Служба связи итд)и все капитаны судов, стоящих в
порту.Заранее запрашивались все отделы и службы на предмет нарушений сделанных тем, кого вызывало
начальство “НА КОВЕР”.Считалось, что каждый начальникн, должен выступить с осуждением, так сказть
показать своё небезразличие к нарушениям.Как правило, капитаны судов только слушали и помалкивали
зная, что их может постичь такая же участь.Греку, выступивший главным обвинителем по моему делу, был
личностью не рядовой.Впервые о нём заговорили как об очень хорошем организаторе и хозяйственнике,
когда он был комендантом лагеря советской антарктической экспедиции  и, наша страна осваивала
Южный материк и создавала в Антарктиде посёлок “Мирный”, дабы не отстать от других стран, могущих
претендовать на эту необжитую область планеты.Вскоре он был назначен начальником Николаевского
торгового порта.Порт при нем работал довольно успешно.Следующим шагом в карьере Греку, стала
должность зам.нач.ЧМП по эксплоатации.Но то, что сходило в Николаеве-  не  годилось в Одессе в таком
коллективе как ЧМП, с её особым отношением к чужакам, кем бы они не были до вступления в коллектив
П-ва.Для того, чтобы вписаться и стать своим, нужно было время .
Его нахрапистость, грубоватость ,сходившие и принимаемые портовиками Николаева- в Одессе не проходили.Тем не менее, он был начальник и разумеется портить с ним отношения было опасно.Ну и некоторым стиль его работы даже очень и очень нравился.Таким например был Сергей Нунупаров нач.ЦКБ
Черноморского П-ва, который так же пришел на разборку моих погрешений.Перед моим отчетом-выступлением, перед “судилищем”,  симпатизирующие мне друзья сообщили, что валютный отдел претензий
не имеет.Мой  групповой диспетчер Кирилл Овсянников передал записку ,что мне объявлен строгий выговор(как видите все было предопределенно)Итак- я рассказал о рейсе.Первым начал Греку.Он вытащил
из кармана носовой платок, взал его тремя пальцами и сказал:” Вы выбросили 800 мешков фиников, как этот
 платочек”.Кажется он хотел сказать, что я как бы” высморкался и не пожалел эти 800 мешков груза”.В ответ я пояснил, что:” Никуда груз на пропал, так как шел на жел.дор вагоны, которые взвешивались.Кроме того груз
в Чехословацкую Республику, а не в какую то частную лавочку.Поэтому нечего заранее говорить, что груз
пропал.А считать отдельно количество мешков в подъеме было невозможно и.т.д.Груз был погружен с
нарушением правил перевозки так, как сеперировался не досками ,а соломенными матам”.Знаете какой последовал ответ начальника службы эксплоатации П-ва? “Вы должны были дать нам радиограмму и мы бы вам разрешили закупить доски или фанеру”.Сидящие в зале капитаны понимали, что Греку несет ахинею.Доски в Ираке стоили не дешевле, чем финики.Но, конечно ни кто из присутствовавших не поднялся
и не сказал, что начальство говорит чушь.Да я и сам промолчал, чтобы не  дразнить разошедшегося начальника.За то выступил Нунупаров:” Вы нам скажите всю правду!”.”Какую правду вы хотите от меня услышать?Я уважаю собравшихся здесь капитанов и работников пароходстав ,чтобы говорить только правду!”.Греку немедленно подхватил:” Мы здесь часто заслушиваем капитанов и очень хорошо чувствуем
говорят нам правду или нет”..В разгар словестной перепалки, зам.нач.П-ва по кадрам Владимир Николаеви.  Лисюк
очень порядочный человек, поднялся и ушел с собрания.Зам Нач.П-ва по безопасности мореплавания Анатолий Григорьевич Третьяк –сам опытный капитан и человек длительное время нач сужбы безопасности
задал вопрос по существу:” Как вы решились сняться в море зная, что водоотливные средства не будут работать?” Я объяснил тем, “Что простой судна в Югославии и работы по выпариванию сахарной патоки из
трубопроводов занали бы очень много времени и обошлись бы П-ву в очень большие деньги и потому, я
рискнул” . Еще выступила инспектор комерческого отдела дама по фамилии Похитько.Она сказала:” Kапитан говорит, что он сделал все для защиты интересов П-ва.Так вот-Он ничего не сделал!”Она не знала на сколько
она была права!.Вместо того, чтобы хитрить, как я поступил с югославским инспектором в порту Риека,надо
было составить совместныий акт о неизвестных свойствах груза(я не мог знать, что финики очень свежие и
могут потечь)и возложить ответственность на грузоотправителя..Завершилось совещание заявлением Греку:” Мы вас строго накажем!” А
я уже знал о готовом выговоре.В дальнейшем разумеется,ни о какой недостаче речи больше не было.А
затем мне потихоньку рассказали ;что такая история со свежими финиками была на судах и до и после моего
злополучного рейса.Но никого из капитанов по этому поводу не вызывали на Совет Пароходства.