Глава 4. Карма на санскрите - деяние

Тамара Злобина
    Предыдущая глава:http://proza.ru/2009/03/18/234

Утро застало Рябинину полусонной,плохо отдохнувшей, с тяжелой головой.
-Кажется, вчера не пила. -вспоминала она вслух. -Почему так отвратно себя чувствую? Неужели повлияла гибель Лины?
Против воли вспомнилось ужасное впечатление, которое произвел на неё контраст двух лиц: юного, полного жизни, желаний и веры в счастливое будущее и серого, скорбного в своей боли и несчастливости.

Чтобы отогнать видение, она схватилась за телефон, и, прикинув, где в это время может находиться полковник, позвонила ему домой.
-Алло, квартира Кузьминых. - отозвалась супруга Игоря Сергеевича.
-Здравствуйте, Нина Анатольевна. Это Таня Рябинина.
-Танечка? Доброе утро. Как поживаете? Давно Вас не видела.
-Спасибо, Нина Анатольевна, нормально. А как у Вас дела? Как мальчишки?
-Растут. –смеясь, ответила Кузьмина. -Хулиганят, как и все в их возрасте.
-Их можно понять, сами когда-то это проходили.
-Как сказать. Вот папа их не всегда понимает.
-Просто он забыл свое босоногое детство!
-И я ему то-же самое говорю, а он не соглашается.
-У мужчин совсем иная логика. - проявила Татьяна женскую солидарность. -Кстати, а старший Ваш мужчина ещё дома?
-Игорь! -крикнула Кузьмина в пространство. -Ты для Татьяны дома или тебя уже нет?

Таня рассмеялась в кулак, слушая бесхитростный юмористический призыв самой мудрой из всех знакомых ей милицейских жён. Нина передала ей ответ:
-Говорит, что для тебя – дома.
-Спасибо, Нина Анатольевна.

Тут подключился полковник:
-Здравствуй, Татьяна! Не слушай эту балаболку: она много чего  наболтает.
-Все было сказано по делу – ничего лишнего.
-Так я и поверил! -рассмеялся хозяин. -Ты её всегда защищаешь.
-Не забывай, Сергеич, что я тоже женщина, а женщины должны быть солидарны.
-Тяжелый случай. -констатировал Сергеич. -С Вами лучше не спорить.
-Ну, то-то же! -рассмеялась в ответ Таня.
-Ты звонишь для того, чтобы выразить солидарность с моей супругой? -выразил сомнение Сергеич.

-Не только. -ответила Рябинина хитреньким голоском. -Мне нужна встреча с Андреем Таро.
-С ума сошла?! -воскликнул Кузьмин.
-Пока нет.
-Как ты только до этого додумалась?
-Ты же сам уговаривал вчера взяться за это дело. -настаивала Таня — Вот я и выполняю наш уговор.
-Татьяна, я уговаривал тебя покопаться на свободе, а не в ИВС. -протестовал Сергеич.

-Игорь Сергеевич, -попыталась расшевелить собеседника та, -ты прекрасно   знаешь, что ответы на многие вопросы можно получить именно там, куда ты не хочешь меня пускать.
-Хотеть и мочь – разные вещи! - начал сердиться Кузя.
-Меня на мякине не проведешь, Сергеич! -усмехнулась Татьяна в трубку. -Я знаю прекрасно, что ты можешь организовать эту встречу. В противном случае не стала настаивать.
-Всё-то ты знаешь, всезнайка, - проворчал Сергеич больше для проформы, но собеседница понимает, что он уже обдумывал, как это сделать.
-Сергеич, ну хотя бы на полчасика?
-Ишь чего захотела!- возмутился Сергеич. -Полчасика! А почему не час или два?!

-Ладушки, согласна на двадцать минут.
-Чёрт с тобой! Приходи ко мне в одиннадцать – попытаюсь помочь.
-Как грубо, Сергеич! А где волшебное слово?
-Хамишь, Рябинина?!
-Нет, учу друга вежливому обращению с дамами.
-Ха, дама! - засмеялся в ответ Кузя.
-Да, Танечка - настоящая дама! И даже не смей в этом сомневаться!-
Татьяна улыбнулась, слыша комментарии Нины Анатольевны в свою защиту и сказала:
-Благодарствую за приглашение, Игорь Сергеевич, передавайте Нине Анатольевне искреннее сочувствие и наилучшие пожелания.
-Это что ещё за сочувствие?! - взвился Сергеич, явно не понимая о чём речь.
-А Вы передайте, - хихикнула Таня, - Нина Анатольевна поймёт.

Без пяти одиннадцать она уже находилась в приемной начальника прокуратуры, и вежливо здоровалась с его заместителем Гужиным.
-Здравствуйте, Николай Иванович, я к начальнику. Он у себя?
-Здравствуйте, Танечка! Вы все хорошеете и хорошеете! Рад видеть Вас.
-Спасибо, Николай Иванович. Я тоже рада.
-Проходите, проходите,Танечка, он, как раз один, в кабинете.
-Спасибо. -поблагодарила Танечка зама,прекрасно зная,о его позитивном к ней отношении.

Завидев Татьяну, полковник бросил:
-Явилась, настырная деваха? В какое положение ты меня ставишь?!
-А кто ещё кроме меня может поставить вас, господин начальник, хоть в какое-то положение? -улыбнулась та в ответ.-Вас все боятся.
-Одна ты не боишься?
-Одна я не боюсь! Ты не забыл, Сергеич, что я уже не твоя подчиненная?
-Вот возьму сейчас и попрошу дежурного милиционера выпроводить тебя из здания! Посмотрю, как ты запоешь!
-Ты не сделаешь этого, -парировала она.
-Почему же?! -удивился полковник.
-А потому что ты симпатизируешь мне.
-Кроме того, что она настырна, она еще и самоуверенна?! -нарочито удивился полковник, делая вид, что недоволен поведением подопечной.
В ответ Татьяна сделала смиренное, покаянное лицо:
-Но Вам, сэр, нравятся именно такие?
И они  от души рассмеялись.

На смех заглянул майор Гужин.
-По какому поводу веселье? - поинтересовался он, - Уж больно заразительно вы тут угораете. Анекдоты травите?
-Ну, всё, - решила про себя Татьяна, - сейчас начнётся.
Поэтому поспешила выдать всё сразу и по полной:
-Нет-нет, приятели, анекдоты, пожалуйста, потом! У меня сейчас более серьёзное дело. Кстати, Игорь Сергеевич, как там моё дело?
-Дело? - переспросил полковник, словно напрочь забыв, о чём это ему    намекают.
-Да-да, -подтвердила Татьяна, - именно дело.

Пока Гужин пытался рассказать какой-то анекдот, полковник звонил  по телефону:
-Виктор Петрович, зайди ко мне... Да, сейчас.
Передоверив Татьяну Виктору Петровичу, Кузьмин кажется заинтересовался анекдотом, сразу забывая о ней. А Татьяна уже шагала по длинному коридору следом за Петровичем в правое крыло здания, пристроенное прошлым летом, в помещение, которое иногда использовалось для бесед с подозреваемыми.
-Слава Богу не в камеру для допросов, - подумала она, вспоминая о системе прослушивания.
-Побудьте здесь, сейчас его приведут, - попросил Виктор Петрович, - но учтите: только двадцать минут — не больше.
-Спасибо, Виктор Петрович. Хорошо. - согласилась Рябинина, приготавливаясь к предстоящему разговору.

Через пять минут открылась дверь и в кабинет почти втолкнули Андрея. Он был небрит, сердит, и явно не расположен к любезному общению.
-Здравствуйте, Андрей, - произнесла Татьяна. - Проходите, присаживайтесь.
-Ба! - захорохорился студент. - Знакомые всё лица!
Татьяна, чтобы с самого начала придать беседе большую серьёзность, представилась:
-Рябинина Татьяна — частный детектив. Мне нужно задать Вам, Андрей, несколько вопросов.

Но Таро, видимо, не был настроен на серьёзный разговор:
-Что вам нужно от меня, студентка Ирочка Славина, которая на самом деле — частный детектив Татьяна Рябинина? Разве вы ещё не завершили своё грязное дело?
-К чему этот пафос? - удивилась Таня. -Вы пытаетесь обвинить во всём меня?! Раскрыть ваше истинное лицо было не моим личным желанием, а желанием вашей покровительницы. Она считала, что имеет право на честность с вашей стороны, имеет право на правду.
-Какую правду?! - с болью в голосе воскликнул Андрей. - На ту, что представили ей вы?! Я и сам о своих чувствах не знаю всей правды! Как её могла узнать Ирочка Славина?!
-А тут и узнавать нечего! - начала сердиться Татьяна. - С состоятельными дамами спим — с девушками играем во влюблённость!
-Значит вы всё так понимаете? - сверкнул, потемневшими от негодования глазами, Андрей.
-И не только я одна, - уверила его Татьяна.

И Таро неожиданно сник, осознавая беспомощность, неспособность доказать свою невиновность.
-Но я не убивал её! Не убивал! Почему вы все не хотите поверить в это!
Таня не стала вступать в его монолог, надеясь, что Андрей выскажет всё, что у него на душе: бесхитростность и прямодушие парня на его курсе уже давно стали притчей во языцах. Но он неожиданно умолк, вновь замыкаясь в себе.
-Соседка видела, как ты приходил к Лине около восьми вечера. Слышала, как вы скандалили. Слышала, как Лина рыдала.
-Тогда она, наверное, слышала и как я ушёл, хлопнув дверью, а Лина продолжала бесноваться?

-Да, это так, - согласилась Татьяна. -Но ты мог вернуться чуть позже и задушить её. После твоего ухода кто-то приходил ещё. Где гарантия, что это был не ты?
-Гарантии может и нет, - криво усмехнулся Андрей, - но есть здравый смысл: для чего мне её смерть, ведь теперь я лишился поддержки, а мне ещё два года учиться? Со второго семестра прошлого года нас перевели на самоокупаемость, и теперь два раза в год нужно платить за обучение значительную сумму. У моей матери таких денег нет... Она часто болеет — мне самому приходиться  помогать ей.
-Расскажи, как вы познакомились с Линой? - просит Татьяна.
-С Линой... Евгеньевной? - переспросил Андрей, выдавая полную растерянность.

Татьяна смотрела на парня, пытаясь представить, что сейчас твориться в его душе. Ей понятна и агрессивность Андрея и даже его растерянность: попадая в такое положение, зачастую, человек, ни разу не бывавший в качестве подозреваемого, не способен какое-то время адаптироваться к правилам поведения несвободного человека — это вызывает неосознанный протест, который может выражаться по разному, начиная от агрессивности и заканчивая безволием и подавленностью.

-Это плохой признак! -подумала она обеспокоенно. - Мне приходилось видеть, как в таком состоянии, подозреваемые брали на себя то, что по логике вещей, сделать не могли даже в сильном душевном волнении.
-Успокойся, пожалуйста, -попросила она парня. - Ещё ничего не потеряно. Я уверена в том, что в смерти Лины Евгеньевны ты не виновен. Уверена, слышишь? Не вздумай взять всю вину на себя и подписать, так называемую явку с повинной: уверена, что Селезнёв уже предлагал это!... Рассказывай мне всё, как на духу.
-Зачем?- вновь усмехнулся Андрей.
-Я по образованию юрист. Чем смогу — помогу. Найдём адвоката — он тебя вытащит.
-У меня нет денег на его оплату!
-На этот счёт можешь не волноваться: что-нибудь придумаем.
-Нет-нет! - яростно запротестовал Андрей. - Хватит с меня покровителей!

Татьяна недоумённо посмотрела на него, и вдруг поняла, что он имел в виду:
-Ты думаешь, что я набиваюсь тебе в покровительницы?!
Андрей, от  неожиданно  едкого вопроса, начал краснеть, а Татьяне стало смешно.
-Не надейся и не жди! Мне самой впору какого-нибудь богатенького Буратину отыскивать. Жаль они на дороге не валяются.
Её притворно опечаленный вид вызвал у Таро гримасу, едва ли напоминающую улыбку.
-Вот видишь, дружок, не всё так плохо, как кажется. Я постараюсь тебе помочь, но ты киснуть прекращай: загорюй воробей — курица обидит.

Её бодрый тон несколько приободрил Андрея, и он начал свой рассказ с того, что его мать, Смирнова Вера Дмитриевна, живёт в райцентре; что больше у них нет никого; что отца своего он не помнит.
-Мама рассказывала,что отец умер почти сразу же после моего рождения... Поэтому она — Смирнова, а я — Таро. Она не успела взять фамилию отца.

Андрей вкратце рассказал о своей жизни до поступления в университет: учёбе, работе,  о том, что помогал матери в ателье.
-Мама, сколько себя помню, работала в швейной мастерской закройщицей. Даже дома у нас везде были выкройки, материя, слышалось стрекотание швейной машинки. Я с этим вырос. Потом стал помогать матери, потому что она сильно уставала...

Несмотря на это, школу закончил с золотой медаль. Мама настояла, чтобы я поступал учиться на модельера женской одежды. В университете такого факультета не было, и я выбрал факультет художественного оформления и дизайна. Поступил. Определился в общежитие: на квартиру денег не было.
Вначале было трудновато: денег ни на что не хватало — жил впроголодь, немного поддерживали приятели по общежитию. На втором курсе начал понемногу подрабатывать. Запретил маме присылать деньги: сказал, что мне хватает стипендии. Старался учиться на повышенную.
Но перед зимней сессией объявили, что за второй семестр придётся платить кругленькую сумму, и у меня опустились руки: я понял, что моё обучение подходит к концу. Было желание бросить всё и вернуться домой,но жалко  было огорчать маму: она так хотела видеть единственного сына образованным, удачливым, благополучным. Тут и подоспела Настя Волошина со своим предложением...

-Да ты её знаешь, - ответил он на вопросительный взгляд Татьяны.- Она на моём курсе. Ну, такая худенькая, веснушчатая.
-Знаю, - согласилась Таня.
-Настя предложила работу в «Доме моделей» Вороновой, где работала её мать, да и она сама часто бывала. Так я познакомился с Линой Евгеньевной. Показал свои наброски — ей понравилось.  Она прямо-таки загорелась нашей идеей создать весенне-летнюю коллекцию для молодых женщин. Взяла нас на работу...

Проработав месяц, стал замечать, что хозяйка относиться ко мне не так, как ко всем остальным: оказывает знаки внимания, подолгу беседует, интересуется моей семьёй, учёбой, жизнью. Странное поведение Лины Евгеньевны стала замечать и Волошина, и однажды предъявила претензии, что хозяйка запала на меня. Я рассердился на Настю, мы повздорили. Но я не могу долго держать обиду, и буквально на следующий день мы с ней помирились...

Андрей замолчал, словно собираясь с мыслями, а Таня  с опаской поглядывала на часы, потому что время, отпущенное для разговора, неумолимо таяло. Видя её беспокойство, Андрей продолжил свой рассказ.
-Тут в университете объявили, что тех, кто не внесёт оплату, до занятий не допустят. Я запаниковал и пошёл к Лине Евгеньевне просить выплатить  зарплату за год вперёд. Она удивилась просьбе, предполагая, что я хочу потратить деньги на какую-то девушку. Я объяснил для чего на самом деле нужны мне деньги.

Хозяйка думала не долго, потом сказала, что у неё достаточно солидная фирма, и  может себе позволить оплатить учёбу необходимого специалиста.
-Тем более в уставе фирмы есть пункт об обучении кадров и повышении квалификации — уверила она меня.
Мы ударили по рукам, и я был на седьмом небе от счастья. На следующий день хозяйка дала мне нужную сумму и я, оплатив второй семестр, сам того не подозревая, попал в материальную зависимость. Спустя три месяца мы стали любовниками.
-Как ты относился к Лине?
-Как к матери! - не задумываясь отвечает Андрей.

Его ответ шокировал  Татьяну, и она отреагировала на него откровенно резко:
-Трудно относиться к женщине, как к матери, когда делишь с ней одну постель!
И лицо Андрея снова покрылось краской.
-Ты меня не так поняла! Я уважал её, ценил Лину, как человека.
-Но это не мешало тебе спать с ней?! - не унималась Таня.
-Ещё как мешало! - запротестовал Андрей. - Но я не видел иного способа отблагодарить Лину Евгеньевну за всё хорошее, что она делала для меня.
-Сколько длилась ваша связь?
-Больше года.
-И ты не думал прервать эти неестественные отношения, ведь у тебя появилась Марина?
-Если скажу нет — ты не поверишь, поэтому не скрою: задумывался над этим, но сказать Лине не решался. Потом появилась ты со своей шпионской миссией, и всё покатилось, как ком с горы...

Андрей снова  остановился и Татьяна попросила:
-Рассказывай дальше — у нас остаётся мало времени.
-Этот вечер, наш разговор с Линой, всё время стоит перед глазами... - продолжил Андрей. - Я считаю себя виновным лишь в том, что не сдержался и, отреагировав на её крик, сказал такое, что говорить не имел права.
-А именно? - поинтересовалась Таня.
-Я сказал всю правду. Сказал, что испытывал к ней только уважение и... Жалость. Признался, что  у меня не хватило смелости сказать сразу, что не могу любить её...

Лина была очень зла: она кричала, топала ногой,и, наконец, просто выгнала меня, сказав, чтобы я больше никогда не показывался ей на глаза.
Я убежал. Долго бродил по городу, пытаясь успокоиться, остыть, но, как только вспоминал разъярённое лицо Лины, её глаза, полные боли и ненависти, вновь начинал ходить кругами. Наконец, не выдержал и позвонил Марине.
-Ты разговаривал с Мариной?
-Да, мы долго говорили с ней. Я рассказал, что порвал с Линой. Она ведь хотела этого, объясняя свою холодность тем, что у меня связь со взрослой женщиной.

-Не помнишь в какое время ты звонил Марине?
-Нет, у меня не было часов. Но думаю, что около девяти часов, потому что домой я вернулся в половине десятого.
-Откуда ты звонил?
-С автомата.
-И тебе позволили так долго говорить?!
-В это время не так много людей, желающих общаться по уличному автомату, - пояснил Андрей. - Потому и разговаривали долго, что никто не помешал.

-Ты рассказывал об этом разговоре следователю?
-Рассказывал, - вяло ответил Андрей.
-И что?
-Следователь сказал, что ради спасения своей шкуры, я могу выдумать всё, что угодно.
-Но ведь есть ещё один участник разговора — Марина!
-Селезнёв сказал, что её показания он учитывать не может: она лицо заинтересованное.
-Что за чушь?! - удивилась Татьяна. -С чего он делает такие выводы?
-Я не стал настаивать, потому что не хочу, чтобы в это дело втягивали Марину.
-Не понимаю тебя! - повысила голос Рябинина. - Ведь это твоё алиби.

Но Андрей, словно не слышал её:
-Никак не могу понять, почему получилось всё так, а не иначе?
-Наверное, во всём виновата карма.
-Чушь! - воскликнул он. - Ты знаешь, что карма переводится с санскрита, как деяние?
-Где-то я уже слышала это, - не совсем уверенно призналась Татьяна.
-Когда человек не хочет признавать свои ошибки,или свою вину — он сваливает всё на карму. В гибели Лины виноват и я: если бы не проявил слабости, не поддался чувству сострадания к ней, то не попал бы в унизительное положение альфонса.

-По моему мнению ты, Андрей, виноват в лишь том, что встретив Марину и завязав с ней отношения, ничего не сказал  об этом Лине Евгеньевне, а  продолжал бывать у неё, принимать помощь.
-Ты же знаешь, что я пока не мог отказаться от помощи: мне были нужны деньги, чтобы платить за обучение!
-Как я поняла из твоего разговора, в последнее время та работал, и, наверное, неплохо получал?
-Если бы я рассказал о Марине, то вряд ли смог рассчитывать на работу в фирме: Лина была не только ревнива, но и не умела прощать.
-Измену не каждый способен простить!- не совсем миролюбиво запротестовала Таня, - Особенно, если считать её предательством.

Андрей внимательно посмотрел на частного детектива, и в его взгляде явно проскальзывает непонимание. Возникло некоторое замешательство. Пауза, давая собеседникам возможность, подумать о  только что услышанном и сказанном.
-Андрей, как по твоему, у Лины были враги? - поинтересовалась Татьяна.
-Не думаю. Хотя , наверное, у каждого человека они есть. Тем более в модельном бизнесе: тех же самых конкурентов, при определённых обстоятельствах, можно считать врагами. Нет, явных врагов у Лины Евгеньевны не было. Завистники, злопыхатели, мелкие пакостники и клеветники — не без этого, но, чтобы дойти до убийства — это слишком серьёзно.

Татьяне хотелось задать ещё пару вопросов, но открылась дверь, и официальным тоном было объявлено, что время беседы закончено и что Подозреваемого ожидает следователь Селезнёв.
Рябинина, провожая Таро до двери успевает сказать ему:
-Стой на своей версии, помни, что я тебе говорила. Если он станет путать показания, повторяй слово в слово всё то, что говорил во время своего первого допроса — не сбейся.
-Я не собьюсь, - уверил  её Андрей — потому что всё, что  я ему рассказывал — правда. Всё, до последнего слова.
Когда он уже стоял на пороге, Таня подбодрила:
-Не горюй, воробей!

   Продолжение: http://proza.ru/2009/03/20/482