Три Перстня

Роман Мелик-Саркисян
Пьеса (по мотивам Д. К. Мерона).

Действующие лица:
Саладин, каирский султан;
Мельхиседек, богатый еврей-ростовщик.

Место действия – Египет, Александрия.

Дворец Саладина.
К нему в покои входит Мельхиседек.

САЛАДИН. Доблестный муж! Слыхали мы, мудрецом в своем народе    ты прозван был? Слыхали мы, что в богопознании ты многих опередил? Коли это так, ответь, какой из трех законов истинным ты назовешь: иудейский, сарацинский иль христианский?
МЕЛЬХИСЕДЕК. (решительным тоном) О государь! Вопрос, что задали вы мне, глубокомыслен и непрост. И посему отвечу вам историей, как подобает. Да позволит Ваше Величество вымолвить мне слово.
САЛАДИН. Охотно выслушаем тебя.
МЕЛЬХИСЕДЕК.  (усаживаясь на ковер) Мне часто приходилось слышать об одном человеке. Он был родом знатен и богат, и сокровищница его хранила великое множество дорогих вещей. Среди прочего в этой сокровищнице был дивный и дорогой перстень. И вот захотел он сделать так, чтобы перстень этот перешел к его любимому сыну, чтобы все смотрели на него и почитали как старшего в роду. В свою очередь, наследник поступил с ним также – отдал перстень своему сыну, и так далее, до тех пор…
САЛАДИН.  До тех пор?
МЕЛЬХИСЕДЕК. До тех пор, пока перстень этот не достался одному человеку, у которго было три сына. Три прекрасных и благонравных сына.
САЛАДИН. И ему предстояло выбрать, кому из них достанется этот перстень?
МЕЛБХИСЕДЕК. Да, Ваше Величество, вы совершенно правы. Но всех трех сыновей он любил одинаково сильно, никому не отдавал предпочтения.
САЛАДИН. Вот оно что… И что же он сделал?
МЕЛЬХИСЕДЕК. О, Ваше Величество, он смог найти воистину мудрое решение. Своему мастеру, втайне от всех своих сыновей, он приказал изготовить еще два перстня, которые были настолько похожи друг на друга, что сам мастер с трудом их различал.
САЛАДИН Мудрое решение. Что же было дальше?
МЕЛЬХИСЕДЕК. После кончины своего отца все трое притязли на наследство и почет, и каждый подтверждал право на наследие своим перстнем.  (посмотрев султану прямо в глаза) С тех пор никто из них не знает, кто является наследником по праву. То же и с законом Божьим: где лежит путь истинный, знает только наш Отец.
САЛАДИН. Воистину ты мудрец, о Мельхиседек! Ты узрел ловушку, которую я расставил прямо у твоих ног. Приношу свои извинения и впредь буду знать, что обманывать тебя не следует. Мне нужна достаточно немалая сумма, ибо казна моя истощилась от постоянных войн с христианами и сарацинами. Мог бы ты мне одолжить ее, о Мельхиседек?
МЕЛЬХИСЕДЕК.  Для меня это великая честь, Ваше Величество.
Извольте, с превеликой охотой.