Коррупция, как ее лечить? Взгляд изнутри...

Лев Холай
(Данная статья является продолжением размышлений по теме затронутой в моих публикациях: «Как научить чиновника милосердию?» и «Рецепт борьбы с коррупцией»)

Коррупция (лат.  corruptio – подкуп) – преступление, заключающееся в прямом использовании должностным лицом прав и полномочий, связанных с его должностью, в целях личного обогащения.

Давно хотел написать мои размышления на эту тему, а тут подвернулась такая оказия, встретился со своим старым знакомым, закоренелым чиновником.
Он мой младший товарищ, экономист от бога, аудитор и ревизор, интеллигент, прекрасный семьянин, в этом разговоре, затронув эту тему, признался мне, что сам он является коррупционером…
Вот краткое ее содержание:

- А как ты получил свою должность?
- По знакомству. Образование и опыт соответствовал предъявляемым требованиям. Затем, мне пришлось ждать  около трех месяцев. Как меня уверяли, место должно было вот-вот освободиться. Потом мне шепнули, что ожидание продлится  неизвестно сколько, если не заплачу за место. Пришлось выложить определенную сумму и через два дня я уже работал.

Давайте тут прервемся. Как мы видим, коррупция начинается с начала трудоустройства чиновника, произведя некоторые затраты, получает «теплое местечко». Затраты свои он должен «окупить», но не все так просто…
Далее идет процесс вхождения в целую систему:

- Сколько по сравнению с должностным окладом составляет твой «теневой» месячный доход?
- В среднем около 5-6 должностных окладов.
- Ты считаешь это  нормой?
- Другие чиновники получают многократно больше, поскольку занимают более выгодные и высокие должности, я же нахожусь чуть выше нижней ступени административной иерархии.
- Из полученных сумм, сколько ты отдаешь «наверх»?
- Около половины.
- Если ты не выполняешь  установленный «план»?
- Получаю замечание от непосредственного руководителя с требованием возместить «долг» в следующем месяце, поскольку он имеет свои обязательства перед вышестоящим руководителем и не желает их выполнять за счет снижения собственных доходов. В дальнейшем это чревато лишением своего места.

Вполне логичное продолжение. Казалось бы, что толкает на криминал, вот таких специалистов? Но и этому есть вполне «логичные» обоснования. Но вначале проникнем в суть механизма рождения коррупции. Идем дальше:
 
- Как ты добиваешься  получения «теневого» дохода?
- Существует разнообразные механизмы, которые совершенствуются с опытом работы. Основная сумма складывается за счет включения «тормоза» в принятии положительного решения по проблемам клиентов, а также ускорения оформления необходимых документов. Оперативность оплачивается дополнительно.
- Если принятие решения зависит не только от вашего учреждения, как ты можешь решить вопрос в других инстанциях?
- На своем уровне решаю вопрос с работниками соответствующих учреждений, где требуется согласование. В случае необходимости подключаю своего руководителя. Везде действуют конкретные ставки.

То есть – система. Она везде. Так или иначе все чиновники государства практически повязаны в одну «глобальную сеть». Такую махину подвигнуть на праведный путь не реально. На мой вопрос:
- Не боишься ли ты?
Бодро так, в подтверждение моим мыслям, ответил:
- Конечно же, нет. Мы везде повязаны. Где-то мне помогают, а уж потом и мне приходиться им помогать.

Здесь, я промолчал, а он выдержав паузу, словно оправдываясь, сам возобновил этот разговор:
Я же еще сравнительно молодой человек, женат, имею двоих детей. Родственники и друзья считают меня достойным уважения человеком, умеющим жить. Мне необходимо обеспечивать свою семью и помогать родителям-пенсионерам. При сложившейся ситуации с трудоустройством, другого выхода у меня нет.       
Понимаю, что большинство людей осуждает меня. Однако, действительность такова, что все в нашем обществе оценивается деньгами и их количеством.
Даже во взаимоотношениях с родственниками. Бывает очень тяжело на душе, но успокаивает то, что получаю деньги от богатых людей стремящихся приумножить свой капитал любыми путями и в максимально короткие сроки.
Мы с женой стараемся воспитывать детей в общечеловеческих традициях, в чем нам сильно помогают наши родители. Уже сейчас дети задают много вопросов, которые часто ставят нас в затруднительное положение. К сожалению, они видят жизнь вокруг себя во всех ее отрицательных проявлениях. Противостоять этому крайне сложно.
Стараемся учить детей быть смелыми, порядочными, преодолевать трудности и добиваться своих целей во взаимоотношениях между людьми на основе общечеловеческих постулатов. 
Передавать детям свой «теневой» опыт я не хочу. Надеюсь, когда они созреют до самостоятельной жизни, в нашем государстве произойдут радикальные перемены.

Все-таки большинство чиновников понимают, что такое хорошо и что такое плохо, однако как же можно ее, коррупцию, вылечить?
Вот что предлагает профессионал-коррупционер. На мой вопрос:
- Какие, на твой  взгляд, должны произойти перемены?
Получил вот такой развернутый и продуманный «бизнес-план»:
- Прежде всего, следует изменить суть деятельности чиновников. Его главной целью, помимо разрешительных, контрольных, правоохранительных и других функций, должна стать реальная помощь в создании новых производств, поддержка и развитие существующего экономического базиса нашей страны.
На всех уровнях системы государственного управления следует определить оптимальные штаты работников на основании четко установленных должностных обязанностей, прав и полномочий на каждом рабочем месте, построив на базе существующих органов дееспособные структуры, которые должны стать вместо «тормоза» мощным локомотивом социально-экономического развития страны.
Целесообразно создать такой механизм, который позволял бы  государственным структурам на законных основаниях зарабатывать и получать адресный дополнительный доход в виде фонда оплаты труда от результатов собственной плодотворной деятельности. Основным критерием должна стать социально-экономическая эффективность того сектора экономики, который чиновник курирует и оказывает реальную помощь в его развитии и повышении конечных результатов. Оценочных показателей эффективности государственных структур может быть множество с учетом специфики структур. Например,  для сектора материального производства – повышение рентабельности, внедрение передовых технологий, создание новых рабочих мест, уровень заработной платы и др.; для бюджетных организаций – качество, сроки и объемы предоставления  услуг при одновременном сокращении лишнего персонала, упрощении документооборота, налоговой отчетности и т.п.
На мой взгляд, для стимулирования добросовестной работы государственных служащих имеет смысл создавать централизованные фонды за счет налоговых отчислений, скажем, от прибыли (дохода), части подоходного налога и др., направляемых в бюджеты разных уровней. Средства этих фондов целесообразно расходовать на материальное поощрение работников государственных структур. Оценивать результаты труда и определять размер вознаграждения должны вышестоящие органы государственной власти. В этом плане считаю целесообразным провести апробирование в виде экономического эксперимента в рамках одной из административных территорий государства. Главное для достижения поставленной цели – это борьба с коррупцией. В первую очередь необходимо изменить законодательство страны по многим вопросам и, прежде всего, вернуть в уголовный кодекс понятие «конфискация имущества» в случае доказательства судом вины коррупционера независимо от того, какой высокий пост он бы ни занимал, включая лиц, пользующихся неприкосновенностью. Сейчас же в случае смещения с занимаемой должности человек свободно распоряжается незаконно нажитыми  средствами, даже находясь в местах лишения свободы, и при освобождении владеет немалым капиталом. Важно чтобы развернутая в настоящее время антикоррупционная компания не завершилась, только начавшись.

Мой собеседник, кажется, в пылу своего «доклада», забыл кто он сам такой. Пришлось вернуть его на грешную землю:
- Тебе  не кажется, что рубишь сук, на котором сидишь?
- Я так не считаю. Для меня важнее всего приносить реальную пользу и законно получать соответствующее достойное вознаграждение за свой труд. Я бы хотел работать в направлении поддержки развития малого и среднего бизнеса. Если в ближайшее время не произойдет государственная переориентация деятельности административной структуры, в которой я работаю, скорее всего, создам вместе с единомышленниками собственную фирму. Будем оказывать правовую и экономическую помощь в  разработке и реализации конкретных бизнес-планов на основе новейших технологий, защите интересов товаропроизводителей в государственных органах, а также проводить независимый аудит.

Вот вам и моя шутка: мол, искоренение коррупции - ее узаконить, приняла реальные очертания, как говорится: в каждой шутке, есть доля шутки…