Один вечер из жизни портретов или Тайная вечеря

Вячеслав Гришанов
Трагикомедия в двух действиях.



Действующие лица:

Голос чтеца, мужчина
Искусствовед,  женщина 35- 40 лет.
Смотритель, женщина 65-70 лет.
Посетители выставки: женщины 30-45 лет; (7чел.) Мужчины 40-50 лет. (3чел.)

Парадные живописные портреты:

Петра I
Николая II
В.Ленина
И.Сталина
Н.Хрущёва
Л.Брежнева
Ю.Андропова
К.Черненко
М.Горбачёва
Б.Ельцина
В.Путина
Сатира.

          Все портреты написаны неизвестным художником.

        Действие происходит в картинной галерее города N.

                Действие первое

На сцене представлена выгородка зала картинной галереи,  в которой размещается экспозиция  живописных портретов (в человеческий рост. В центре находятся портреты Петра I и Сатира. Портреты написаны в прошлом веке неизвестным художником. «Одетые» в рамы из хорошего итальянского  багета, они кажутся монументальными и величественными. Чуть приглушённый свет в галерее компенсируется индивидуальной, направленной   подсветкой каждой картины.
 
На стуле, ближе к авансцене, сидит смотритель и читает книгу. Очень тихо и спокойно входят посетители и искусствовед. Все сразу  расходятся по залу и  внимательно рассматривают картины.  Искусствовед даёт возможность посетителям  несколько минут полюбоваться произведениями изобразительного искусства, а затем, привычно, заученным текстом   начинает рассказывать  посетителям о картинах  художника.

Искусствовед.  Дорогие друзья! А сейчас, прежде чем мы перейдём в  зал авангардного искусства, мы с вами предметно осмотрим экспозицию  художественных портретов.  Людей, которых вы видите на  этих холстах, мы все хорошо знаем, они известны практически  каждому из вас. В своё время  все они руководили нашим государством. Хочется сказать, что подобная экспозиция портретов проводиться в нашем городе впервые и поэтому к ней очень пристальное внимание.

Посетитель. Скажите, а сколько портретов представлено в экспозиции?

Искусствовед. Всего представлено 12 живописных портретов.

Посетитель. Скажите пожалуйста, а кто автор этих картин  и когда они написаны?

Искусствовед. Работы написаны в прошлом веке, а вот автор, к сожалению,  неизвестен. Над этим вопросом предстоит ещё работать многим искусствоведам.

Посетитель. А как долго ещё продлится ваша выставка?

Искусствовед. Сегодня последний день экспозиции картин. Уже через несколько минут выставка закроется, а в ближайшие дни  все представленные произведения искусства вернутся по месту их прописки, в музеи, галереи и выставочные залы других городов нашей страны. Вам очень повезло, что вы сможете окунуться в мир изобразительного искусства, соприкоснуться с выдающимся творением неизвестного художника.
В самом начале я уже говорила, что посещение выставки в известной степени сравнимо с посещением театра, хотя разница, правда,  всё же есть и является весьма ощутимой. И не только потому, что там спектакль, а здесь шедевры отечественного искусства. Просто,  вглядываясь в тот или иной портрет, вы сильнее чувствуете момент общения.  И вообще, искусство портрета - это один из самых сложных жанров  изобразительного искусства.
 
Посетитель (мужчина). Извините, пожалуйста, а групповой портрет - это какой жанр?
 
Искусствовед: Должна сказать, что к жанру портрета относятся произведения искусства, в которых запечатлен  не только внешний облик конкретного человека, но и группа  людей. Поэтому, безусловно, групповой портрет относится к жанру портрета.Само название этого жанра происходит от старофранцузского выражения, означающего «воспроизводить что-либо черта в черту». Однако внешнее сходство не единственный, да и, пожалуй, не главный критерий художественного достоинства портрета. В искусстве портрета важным фактором является не только моральная, но и  чисто эстетическая сторона. Портретист - исповедник и исповедывающий одновременно. Тайна чужого лица, зоркость художника, мудрость и совесть его соприкосаются до полного слияния в одиноком замкнутом мире - образе, который мы все называем портретом. Вот почему, как давно сказано, хороший портрет - менеее похож на модель, чем модель похожа на свой портрет. Тем не менее вы видите, что некоторые портреты неизвестного художника значительно сблизились к фотографическим натурам и отмечены духом социально - критической иронии. Это достоинство и недостаток… если угодно.

Посетитель (женщина. Скажите подробнее, в чём достоинство, а в чём недостаток?

Искусствовед. Достоинство в том, что все лица прорисованы до тончайших подробностей, одухотворённые, говорящие, к тому же совпадают с житейской природой оригинала. Возьмите портреты Петра I, Николая II, и другие.  А недостаток в том, что  художественно - субъективное в них недостаточно слито с непосредственностью наблюдения.

Посетитель (мужчина). Это как?

Искусствовед. Художник не стал касаться, по известным причинам, усложнённой психологии творчества: заблуждения этих людей, фальшивой их благочестивости. Тем не менее,  следуя классическим примерам, а также благодаря удивительной  композиционной изобретательности и активности изобразительных средств, (показывает портреты Сталина, Ленина и др.)  неизвестный художник достигает в своих  портретах  удивительной жизненной полноты и  многогранности  характеристики этих людей. Всё это  красноречиво свидетельствует о его профессиональной добросовестности. Складывается впечатление, что портреты могут коснуться земной жизни, им надо лишь сделать шаг из своих прекрасных рам, и они окажутся рядом с нами.

Посетитель. Скажите, а правда говорят, что портреты могут оживать?

Искусствовед. Правдой является не то, что говорят люди, а то, что думаем мы сами.

А сейчас, дорогие друзья, мы с вами пройдём  в следующий зал,  где находится экспозиция художников  авангардного искусства и там продолжим нашу беседу.
               
  Все посетители уходят  не спеша  в другой зал. За ними вслед уходит смотритель.

                Свет тихо гаснет.


             
                Действие второе

  Полночь.  Картинная галерея. Слышен бой часов. (Часы бьют двенадцать раз.) В полумраке  портреты начинают медленно  оживать. Повсюду тени  оживших персонажей. Они проходят не спеша по залу и содятся за длинный стол. На стенах висят только багетовые рамы. Добавляется свет, и мы видим живых людей – героев нашей выставки,  обращенных лицом к залу (зрителям). Облачённые в костюмы своего времени все герои о чём то размышляют. В центре на престоле сидит Пётр I рядом с ним Сатир. С права на лево сидят Николай II, Ленин, Сталин и т.д.

Голос чтеца.
Прильстило вновь меня виденье,
Порывом в сердце мне легло,
Душа пророчит вдохновенье
И лиры звонкой мастерство.
Хочу быть разумом услышен
И сон о сущем применить;
Пусть вещий слог мой будет пышен,
Чтоб каждый мог его испить.

(  Пётр I с оживлением обращается ко всем сидящим за столом).


 ПетрI.
Что так печальны, господа?
Иль вы привыкли веселиться,
Застыв в багете навсегда,
На вычурные глядя лица?
Стою, за многие века,
Здесь на престоле вместе с вами,
Чтоб в час ночной от вас узнать
Какими славны вы делами?

(Показывает на зал.)

Даётся время нам не зря,
Вы все правители - с годами,
Так что позвольте, для меня,
Держать ответ из уст  речами.


Сатир.               
Они печальны от тоски,
И вековой для них молвы.
(Строит гримасы печали.)


ПётрI.
Не думал, не гадал,
Что так, по истеченью срока,
Я буду царстовать опять
В потёмках у порока.

Сатир.
Твоё присутствие,
лишь               
     вечности удел,
Ей ты обязан праведностью дел.

ПётрI.               
Ну уж не так, Сатир, я  важен…

Сатир.               
(смотрит на сидящих).
Быть может, выход мы подскажем…
Пролъём на вещи божий свет,
От многих горестей и бед

ПётрI.
(обращается к зрителям).

Благодаря судьбе узнал ваш лик,
И судей мнения  достойных,
Скажу по совести - я сник,
От глупостей сих  непристольных.
Хотя скажу, знакомству  рад,
Но лишь до утрени, не боле;
Я принимаю сей парад,
Здесь в этом зале, - на престоле.

(Пауза).

Пётр I               
( обращается к Сатиру).
Что скажешь, мудрый наш Сатир,
Спустя столетия и годы?
Чей час достоинстом пробил,
А кто сподобил власть  в невзгоды?

Сатир. 
(встаёт).
Я всё скажу, да было б толку….

ПётрI.
Пусть льётся правда без умолку.

Сатир.
(смотрит на Петра I).
Ну коли так, сочту за честь.
Приятна будет миру весть.

ПётрI.
(улыбаясь).

Шути, кривляйся на показ,
Кади народною молвою,
Пусть будет горек нам твой сказ,
А не прилизанной хвалою.

Сатир.          
Я не заставлю долго ждать,
Прошу по ходу не пенять. 

( Сатир, одетый в балохон, встаёт из - за стола
и выходит  на середину зала.)

Минутные друзья, питомцы
                наслаждений,
Сказать извольте в час судьбы…

       (Просит сидящих).

Беседы наши - без решений...
Они для чувства и души.

Сталин.               
Нам исповедоваться, что ли?

Сатир.
Вы не у бога на приёме,
Но сказ о  прожитых летах,
Нам изложите в нежном тоне,
Ведь груз вас тянет все года…

         (Пётр перебивает Сатира и обращается ко всем сидящим).

Пётр I.               
Без брани, криков и упрёков.
Сатир мастак без вас, намёков.

Ленин.     
(Встаёт).
Мне это слышать непривычно.

Брежнев.               
(Глядя на Ленина).
Товарищь говорит логично.

Хрущёв.
(Стучит ботинком по столу).

Вам этот номер не пройдёт.

Сталин.               
( показывает пальцем на Сатира

Кто ж нам сейчас его убъёт? 
               
(Смотрит по сторонам).

ПётрI.               
(обращается ко всем сидящим за столом).

И всё же слушайте Сатира,
               
Ему подвластна нынче Лира.

Сатир.               
Одет как видите я скромно;
Прошу простить, я без лица,
И говорить я буду вольно,
Кроя по правде всех шутя.

Сталин.               
(Сатиру).

А может маску надо снять,
Чтоб здесь тебя я мог узнать.

Сатир.
Мне маска вовсе не мешает,
Под ней вина и смех живёт,
Глупцов она всех обличает
И к двери долга вновь зовёт.

(Смеется, показывая пальцем на себя).

Я дурачок, а дураки в почёте;
Сидящих здесь в параде на виду,
Кружить я буду нынче в хороводе,
Чтоб не осталось сил моих к утру.

ПётрI.               
(показывает на сидящих).
Сатир!  Блистай умом, а не словами,
Натешишья ещё игрой, поверь;
Поведай нам, какими же путями,
Шли слуги эти и в какую дверь?

Сатир.               
(раскланивается).
К услугам вашим  я всегда,
Хотя пришлось молчать веками,
Но модно ль нынче  господа,
На троне слушать блажь ушами?

Ленин.               
А нам зачем всё это знать?

Сталин.
Где видано, чтоб так негласно…

Хрущёв.               
Как вождь, не буду я молчать…

Горбачёв            
(обращается к сидящим).

Мне кажется, что вы напрасно…

ПётрI.               
(обрыввает Горбачёва и обращается к Сатиру).
Ты говори лишь о вине,
И блаж твою кто надо  свидит.
К тому ж сегодня  все при мне,-
Никто тебя здесь не обидит.
               
   ( Сатир ходит возле стола выбирая одного из сидящих,
        наконец он  показывает рукой на Николая II. )

Сатир.             
(обращаясь к Петру I).
Он сядет на престол по праву,   
Но ввергнет в прах тебя, твой трон
и славу.
               
( Обращается к  Николаю II).

Хоть льёт мундир лазурью тёмной,
Далёк умом ты от Петра.
Наполнив чашу ленью томной,
Испил её ты царь до дна;
И погубил приплод невинный
Прервав подарок божества,
А драться надо б с долей львиной,
Прервав все планы халуя.

    ( Из-за стола быстро встаёт Ленин и обращается к Сатиру).

Ленин.               
Кого вы здесь в виду имели
И словом жёстким обожгли.

Сатир.               
Того, кто стал на путь измены,
Кого вождём все нарекли.

Ленин.               
Меня порочить тут не дело…

Пётр.               
(успокаивает) .   
            
Остыньте к слову - для примера.               

Николай II.            
( встаёт   и обращается к Петру).
Позволь, мой предок, молвить слово,
Не в опровдание вины,
А чтоб в истории нам снова,
Не испытать большой беды.

Пётр I.               
(предлагает, чтобы Николай II  сел ).

Молчи, покуда речи льются
Сатира, друга моего,
Навряд ли хуже что случится
Правленья Русью - твоего.

Сатир.
Судьба престольная упряма,
Ни перед кем не знает срама.

ПётрI.               
Как можно было бросить дело?
Оставить царственный престол!
Когда в России всё кипело…
Ты до капризов снизошёл.
В роду к тебе зашло прощенье,
И дух святой простил тебя,
Но пережить то униженье,
Прости младой, не в силах я.

Николай II.          
Ничто меня так не пугало…

ПётрI.    
(прерывая).
Одно лишь вижу я начало:
Чтоб вечно грустью не корить,
Молись покорно ты сначала,
Чтоб грех великий искупить.
Пройдут года и скажешь слово,
Чтоб новь твою я мог узреть,
Пока, прости, оно не ново,
Прошу тебя покорно сесть.

(Обращается к Сатиру.)

Кого я нынче буду слушать?
Кто взор подымет от стола?
И кто посмел Россию рушить,
Мною взращённую  сполна.

Сатир.               
(показывает на Ленина)

А вот его - беды творенье…
Марксизма - верного слугу,
Лишь у него воображенье…
Отмстить за братова судьбу.

Пётр I.
Не ждал такого нигилизма...

Сатир.
Великий гений спиритизма,
Пленял мечтой народы все;
Его порывы магнетизма
Не пронеслись лишь на луне.

( Ленин встаёт и говорит.)

Ленин.
Вы от меня не ждите, право,
Я вождь и жертва кой - кого,
Вы разберитесь с ним сначало,
  (показывает на Сталина)
И с этим тоже заодно.

(Показывает на Горбачёва).

Не я - другой пришёл бы к власти,
Уж назревал мятежный бунт,
А то, что дальше были страсти,
То уж извольте - вам всё лгут.

ПётрI.
Уж так ли лгут  в своих надрывах?

Ленин.
Я честен был в своих порывах,
Не знал я  корысти и зла,
И, нежась в сладостных мотивах,
Мне подпевала вся страна. (Садится.)

Сатир.               
В подпевке той лишь сласть
                до власти.

Ленин.               
Вы что имеете в виду?

Сатир.               
(делает реверанс перед ним.)
То, что вы с играми в ладу.

ПётрI.
(спрашивает у Ленина.)
Кому вы отдали страну? 

Ленин.               
(встаёт).   
Против такого назначенья, 

(показывает на Сталина.)

Я против был - до угнетенья. (Садится).

Сатир.               
Пока твой образ в мовзолее,
Не станешь обществу милее.

  (Пауза. Пётр I  обращается к Сатиру).
 
ПётрI.               
Ну дальше, дальше, друг мой звонкий,
Моё желанье утоли,
И  пролетарский голос бойкий,
Благопристойно охлади.

Сатир.               
Предстать пред богом всем вам стало,               
Генсеки разные, вожди.
В России зла от вас немало,
Уж что, друзья, не говори.

(Обращается к Сталину)

А что поведает нам Сталин,
Какую скажет он нам суть?

(Кривляется).

В какую он таку Державу
Вымащивал костями путь?

Сталин.
(показывает рукой на шута.)
Ты злоязычный плут, клеветник…

Сатир.               
Я правды лик - судьбы наместник…

ПётрI.               
Ну ладно, ладно вам бранится,
К вопросу надо воротиться.

Сталин.               
Тебя я, Пётр,  мельком знаю,
Немного знаю и родню…
А также я не забываю
И  туруханскую тайгу…

Ленин.
(обращается к Сталину).
В то время крепко ты попался.

Сталин.
(показывает пальцем на Ленина).
Тебе ли говорить о том…
Забыл как немцем прогибался
И извивался ты ужом?

Ленин.
То делал знаешь я для дела,
Для мирового передела.

Сталин.               
Ну ладно, ладно не ругайся
Во мне Ильич  не сомневайся.
Тебе я должное воздал;
В сердцах людей ты богом стал.

Сатир
Чтоб вновь с годами впасть
в немилость...
Ведь бог один, а мы лишь гнилость.

ПётрI.               
(обращаясь к Сталину)
Грехов твоих аж вереница.

Сталин.
Пришлось на многое решиться,
Для тех, кто славится умом.
 (Показывает на Сатира)
Мы все знакомые нам лица,
Сослали  быстро за кордон.
А кто хотел остаться с нами,
На ровном поле всей страны,
Мы для порядка ножницами,
«Подстригли» их - как колоски.

Сатир.               
Режим в стране держал он строго,
К тому ж вокруг лиха подмога.

Ленин.               
(удивлённо обращается к Сталину)
А что на троне  было с вами?

Сталин.
Народ безмолвствовал годами,
И я, как маг, как чародей,
Топтал их нежно сапогами,
На благо родины своей.

ПётрI.               
Прерву тебя, довольно сказу,
Прощенья нет твоим делам,
Ты проклят будешь, но не сразу,
Дай срок лишь будущим годам.

 ( Сатир громко смеется и ложиться на авансцене обращаясь к зрителям ).

Сатир.               
Наука будет всем нам грешным,
Не дело звать всех на постой,
В отчизне дело только здешним,
Ему лишь весть блажит судьбой.

(Прислушивается).

Услышим ль звоны мы святые,
Иль вновь в страну явится рок

(показывает на сидящих)

Чтоб покорять сердца  немые,
На вновь неведомый нам срок.

(Где-то далеко бъёт колокол).
(Сатир обращается к Петру I).

Звон слышу  где - то, но далече;
Сим звуком нам не пробудить
Сердца униженных при встрече,
И вряд ли удаль возродить.

(Из-за стола встаёт Хрущев).

Хрущёв.               
Я этим звукам не внимаю,
Он сердце нам здесь всем хладит,
К тому же я не понимаю,
Зачем тут весь народ сидит?

(Оглядывает всех сидящих).

ПётрI.               
Ваш толк не ясен мне делами…
 
Хрущёв.
Ну мало ль было, что с годами.
Удел наш свят - всех изличить;
А тех кто вторил языками,-
Как злых врагов изобличить.

(Обращаясь к сидящим).

В годах к  достоинству прибегнув,
Я должен здесь сказать любя,
К вождям покорно был я вежлив,
Но больше всех любил себя.

Сатир.
Кто чтит себя превыше всех на свете,
Не должен восседать в совете.

Хрущёв.
Я не обидел никого - ни разу!

(Показывает на Сталина).
 
А вот Иосиф, стал врагом мне сразу.
Его и здесь я не терплю;
Такую  важную поклажу,
Я и сегодня утоплю.

Сталин.               
Забыл Никита, я же рядом,
И  слов  твоих не потерплю.
Пусть я пред вами буду гадом,
 
   (обращается к Петру)

Но эту тварь я  придушу
                (тянет руки к Хрущёву).

Пётр I.               
Смотри, Сатир, на дух вольяжный
Царей могучей стороны.

Сатир.               
Да! Вид - то их, конечно важный,
Да только гниль у них внутри
                (показывает пальцем.)

ПётрI.               
Остынь, Иосиф, сказ твой ясен,
Что на тебя опять  нашло?
Давай без лишних слов и басен, -
Твоё правление прошло.

Хрущёв.               
(показывая на Сталина).
Он даже здесь боится сказу.
Терпеть нет сил таку заразу
                (отворачивается и садится).          

ПётрI.               
(смотрит на Брежнева)

Кого там нынче ждёт дорога?
Кто храбр и молод, важен, смел?
Кому кремлёвская подмога,
Вручила жезл перемен?

Сатир.               
Вот смеху было поколенью,
Внимать объятия вождя, 

(демонстрирует поцелуй)
Чтоб голосить застойной ленью,
В поддержке  мир благодаря.
Самим же горькой упиваться,
Не видя дальше носа свет

(показывает длинный нос)

За чьи - то помыслы сражаться,
Как будто нет своих нам бед.

           ( Сатир играя, дурачится на сцене).

ПётрI.               
Что скажет Брежнев в оправданье
Словам Сатира моего,
И было ль то твоё призванье,
Но не исполнил ты его.
      
Брежнев            
Царём в стране я был исправным,
Любил народ, друзей всегда,
Внимал законам нашим славным,
Идущим, кстати, от Петра.

(Показывает в сторону Петра.)   
               
Не скрою я, приятна милость
Блюсти покой и тишину.
И жил я так, как и не снилось,
Да что царю, как королю.

ПётрI.
Откуда в вас такая сила…

Брежнев.          
(перебивает).

Не забывал я у кормила
Гостей далёких потчевать;
Скажу, друзья,  как это мило
От них награды получать.

ПётрI.               
А как народ?..

Брежнев.
А вот народ не обижал я;
Мне не хватало лишь любви,
И я, и общество страдало
От тёмных красок немоты.
К тому ж народ, с годами млея,
Стремглав рождая пьянство, лень,
Себя уж больше не жалея,
Не ждал обещанный мной день.

ПётрI.               
Я что-то плохо тут вникаю…

Брежнев.               
Вину свою я тут признаю,
Зловеще думать - мол не так,
Хотя в душе я всё же знаю:
Я был лишь ширмой на верхах
                (показывает на верх)

Где в жажде мести беспределы,
У стен кремлёвских шли порой,
Где власть делилась на  наделы,
Не миром славным, а войной.
      
Сатир.               
( обращается к Брежневу).

А чем вину свою сокроешь,
Тем, что морил святой народ.
В каких утёсах ты зароешь,
Изгнанников великий род.

Брежнев.       
Сердца творцов -  венок терновый,
Их глас наш разум пепелит,
Другим он веет образ новый,
В стране рождая «аппетит»...
Такое было нам не к спеху,
А многим и не по нутру;
Мы звали в помыслах всех  к свету,
А не к какому - то уму.

ПётрI.            
Кто волен с нацией считаться,
Чужаясь гордости, похвал,
Тот вряд ли может оправдаться,
За то, что сделал, что сказал…
      
Горбачёв.         
Позвольте, Пётр мне добавить?
Хоть и сказал отец  сполна,

   (показывает на Брежнева)

Его в словах не буду славить,
Да и не те уж  времена.

ПётрI.               
Пусть каждый вволю насладиться;
Царь не спеши, придёт твой  час,
Сейчас вам велено садиться,
В желаньях мы услышим вас.

   (Горбачёв садится. )

Кто скажет слово нам по чести,
Кого не тянет тяжкий груз? 

Сатир.               
Иль даже здесь вы ждёте лести,
Держа за пазухой свой туз?

(Пауза).

Андропов.          
Скажу, хоть это не пристало,
Без дальних слов, лета спустя:
Будь моя воля, я б сначала
Просил покорно, Пётр, тебя.

ПётрI.               
( с  удивлением смотрит на Андропова).
Чем я могу служить желаньям…

Андропов.            
Убрать Сатира своего,
Умом  ведёт он нас к страданьям,
К бесчестью в свете заодно.

(Показывает на Сатира).

Его нам слышать не пристало,
Тем более уж столько лет.
Сатир лишь шут и в нём начало,
Всех наших помыслов и бед.

ПётрI.       
Когда нет в памяти начала,
Где каждый слышит свой урок,
Хочу сказать, что модным стало,
Не слышать в адрес свой упрёк.
А какже слышать сердце, душу,
Когда все помыслы во мгле...

Сатир.               
Позволь, мой царь, твой сказ
                нарушу:
  Не по зубам он нынче мне.

              (Делает реверанс.)

ПётрI.               
(обращается к Андропову).
   
Коль так, то просьбу я услышу,
Но говор твой не сладок мне;
Две стороны я в жизни слышу…
Садись, покойся в стороне.
Кто будет следующим ныне,
Чью вновь занять мне сторону?

Черненко.            
Позволь мне царь придти в унынье,
А то не дай господь умру.
Да и к тому ж я правил мало,
Всё больше славное бюро,
Мне по закону не пристало
Всё брать в Кремле на одного.
               
Сатир.
И что, не скажешь ты не слова?

Черненко.            
Сказать мне нечего сейчас,

Сатир.               
Поведай нам, что нам не ново.
 
Черненко. Пусть Горбачёв постылит нас.

(Показывает на Горбачёва.)

Горбачёв.               
Пути господни, как известно…..

Сатир.               
(хлопает).

Лестно! Браво! Лестно!

Горбачёв.               
Скажу по совести…

Сатир.               
Вот дело! Милостивый бог.
Про совесть сказ ведёт он смело,
Не лучше ль вам наоборот?

Горбачёв.               
Всей тайны скрыть я не сумею,
Пред ликом  вещего Петра.
Хоть не труслив я, но робею
Пред тем, что дарит мне судьба.
Хоть и раскиваться не в чем,
Но требует моя душа,
Подумать в разуме о вечном,
Как об основе бытия.

ПётрI.               
Нарушил ли ты долг заветный,
               
И в чём, поведай, та вина?

Горбачёв.               
(обращается к Петру I.)      
            
 В делах своих вёл счёт я долгу,
Нет в них искомы, кривды, зла.
Давал отпор всему дурному,
Да помнит это всё  страна
                (показывает утверждающе).
Вот только ….

ПётрI.               
Что «вот только»?
               
Горбачёв.               
В работе взор утратил я;
Страну готовил ведь к другому…
А получилось - всё зазря
   (машет рукой).

Сатир.               
Напомню  всем я изреченье,
Не просто так, а в поученье:
« Раскается в своих деяньях тот,
Кто, не подумав, действовать начнёт».
     (Смеется).

В  глазах разумных дураком
                он станет,
Но правды миг он в жизни
                не узнает.
          
ПётрI.            
(глядит на Горбачёва).
Твои порывы даром не прошли,
Они безумца к власти  привели…

Ельцин.               
Да как же можно… Я же царь Борис! 
  (Вскакивает с места)

ПётрI.               
Ты не в кремле сегодня, так уймись.

Сатир.               
Судьба безумцев быстро  сласть
                находит.
Один уходит, а другой приходит.

ПётрI.               
(обращается к Горбачёву).
Продолжи с ясностью свой сказ.

Горбачёв.         
Моя вина большая, государь   
Не потому, что каяться мне мило,
А потому, что по дороге в старь
Звучит пороком в страсти моё имя.
Когда служил достойно я стране,
Благославлял на подвиги и славу,         
Всё завершилось тайно не по мне…

Сатир.               
Он в смертный час не смог спасти Державу
 (КРИВЛЯЕТСЯ).

ПётрI.               
Правителей всё больше нынче
                рьяных,
А править государством  есть удел
И плоть души суждений старых,
Традиций и величественных дел.
 
Горбачёв.             
Всё понял я потом, но было поздно.
Забыли мы порядком мудрецов,
Да и внедрить в систему было
                сложно,
Заветы наших предков и отцов.

Сатир.
Вернейший способ обмануть себя -
Считать себя хитрее мудреца.

Горбачёв.
Чего уж там, ведь жили не богато
И не стремились истины постичь.
К народу относились мы предвзято
И между нами потерялась нить.

(Пауза)

Печален результат, но он известен…

Сатир.
Стреле не подобает кривизна.

Горбачёв.
Хотя перед людьми я прям и честен,
А в остальном  есть лишь одна
                судьба.

Сатир.               
Тут хорошо лишь правило одно:
То ты в седле, то  на тебе седло
                (Смеется).

ПётрI.               
Довольно, царь, мне сказ твой ясен;
Хочу в словах сказать одно:
Твой труд во славу не напрасен,
Свершил по сердцу ты его. 

Сатир.
Но впредь завистников не слушай,
Не доверяй слова глухим…

ПётрI.
И как наставника послушай:
Не верь соратникам своим.

Сатир.               
(насмешливо).

Судьба дала ему урок               достойный,               
На ум он нынче среди всех
                спокойный.

ПётрI.               
Настал, Борис, и твой черёд;
От «ратных» дел твоих наслышен
                Боже... 
                (показывает наверх).

Ельцин.               
Так ведь любил меня народ,
И я его любил ведь тоже...

ПётрI.
За что же он тебя любил,
Коль нёс по жизни ты страданье?

Ельцин.
Мне не хватало рук и сил,
Чтобы исполнить обещанье…
Народ мне верил, как всегда,
Ему за это благодарен.
Хоть говорили иногда,
Я знаю: «Ты Борис - бездарен!».

Сатир.
Живи в умах Борис на славу,
Хоть ты и дал России  жару.

Борис.
И ты туда кривляка, злыдень,
Попался б мне в таком вот виде
     (грозит кулаком).

ПётрI.
А как же помысли и честь,
Иль для тебя приятна лесть?

Борис.               
Какая честь, про что ты, Петя!
Она утрачена давно;
Ведь ты же знаешь, уж столетье
Служили верности его. 
(Показывает на Ленина.)

Ленин.
Меня прошу я не касаться…

Сатир.
Он прямо здесь начнёт кусаться.

Ельцин.
Людей сгубили мы не мало…
И в этом есть позор нас всех,
Ух, как нас било и свистало…
Но был и маленький успех.
Если б не эта  перестройка!

(Смотрит на Горбачёва)

Ведь от неё вся голова…

Сатир.
Ты раскажи как ваша Тройка,
Ломала СССР   рога   
                (смеется).

Ельцин.
Ну отчего же не признаться,
То было время для меня…
С былым хотелось мне расстаться
И вновь усесться на коня;
Разрушить всё до основанья,
Чтоб дружно вместе нам затем,
Под общий смех и ликованье,
Жить - поживать нам  без проблем.

ПётрI.
Разрушить легче, чем построить.

Ельцин.
Об этом горевать не стоит.

ПётрI.
А как народ и государство?

Ельцин.
Так то же было моё царство;
К тому ж вокруг святая рать…
Чуть что, мы сразу воевать,
Народ ведь, он вникает мало…

ПетрI.
Борис! Так править не пристало.

Сатир.
Тот, кто лелеял жизнь свою на воле,
Низвергнут  им до нищеты и боли.

Ельцин.
Я правил так, как говорили…
 
ПётрI.
Вот вы и дружно натворили…

Сатир.               
Подобный царь – вельможа
(встаёт на колени.)
С разбойником отчасти схож;
Лишь у разбойника поменьше зла,
Ведь шайка у него мала.

ПётрI.
(показывает на  Ельцина).

Судить вас будет мир иной,
Я ж не доволен вестью той.
               
ПётрI.
Кто славен верными делами,
Кто служит истине иной, 
Пусть всё изложит мне словами
Всё в этот час, сейчас - со мной.

( Пауза. Все переглядываются.)

Путин.
Позволь  мне молвить , государь!

ПётрI.
Изволь и ты потешить малость.

Путин.
Правленье тайно мне досталось.

ПётрI.
И в том не вижу я беды.
 
Путин.
В те годы от страны осталось…

Сатир.
Одни лишь в поле колоски.

Путин.               
(смотрит на Сатира.)

Сатир, спасибо, но не гласно,
Ты в суть встреваешь очень часто…
Все жаждут в жизни искушенья.
Все ищут свой момент судьбы,
Забыв про трудности, сомненья,
Непредсказуемость беды.
Свершилось то, чего не ждали,
Такой уж был у нас удел;
Себя мы сами обокрали,
В стране устроив  передел.

Сатир.
Такого славного подвоха,
Не знала здещняя эпоха.

Путин.               
Сатир! Тебя предупреждаю…

Сатир.               
От слов  я плачу и  рыдаю.                (Плачет).               

Путин.               
Вернуть богатство - не из лёгких;
Тут нужно время и дела,
Что б жизнь крестьян да и рабочих,
Благой порыв приобрела.
Скажу, что есть уже начало:
У человека взгляд  иной;
Хоть бедновато нынче стало,
Зато он, к радости, живой.
Наш голос всё сильнее в мире…

Сатир.
Чтобы врагов мочить в сартире.
(Пауза)

ПётрI.          
Державу этим не прославить.

Путин.          
Нам надо кой-кого заставить,
Считаться с нами и вообще,
Дать шанс измученной стране.

Сатир.           
Тот шанс упущен был давно,
Во власти все вы за одно.

Путин.               
(обращается к Сатиру)

Ты не даёшь сказать и слова?

Сатир.               
Не потому ль, что весть не нова.

ПётрI.               
Поверить трудно в сказ умом мне;
Не думал в жизни, не гадал,
Зачем же я в младое время
Работал, жил и воевал?.


Сатир.               
(показывает на Петра I).

Он строил град стране на благо..
При нём был ум, порыв, отвага!

ПётрI.
(обращается ко всем)

Довольно слушать ропот бренный,
Печален избранный удел,
Урок вам будет всем отменный,
За ваш порочный передел.

 (Пауза)

Скажу как царь и прорицатель,
На все далёкие года:
Средь вас изменник есть, предатель,
Но кто он? Скажут времена.

     (Пауза. Все переглядываются).

               
Сталин.               
 Скажи нам Пётр, чъё это имя?

Ленин.               
Узнать должны мы эту весть!

Брежнев.             
Узнать тот факт, необходимо,
Но лучше позже и не здесь.

Хрущёв.       
Зачем пугать такою вестью?

Андропов.            
Судьба за это платит  местью.
(Стучит кулаком по столу.)

Ельцин.
От слов таких не по себе.

Сатир.               
Не потому ль, что ты в игре...?

Сталин.          
А знает ли Сатир ту тайну скупо?

Сатир.
Её я знаю, но скажу на ухо.
 
(Подходит и говорит Петру I)

( Пауза.  Пётр I  смотрит на всех сидящих за столом ) .   
   
 ПётрI.               
 Скажу  не нынче я про новость,
Она для слуха не мила.
И пусть  предателя  виновность,
Испепелит в годах страна.
Пусть голос времени внимает,
Слова ласкает и умы,
И в этой страсти пусть узнает
Всю правду  этой стороны.

(Обращается к Сатиру)

Сатир, спасибо! Слово к делу
Ты здесь достойно применил
И в одночасье, для примера,
Царей по чести обличил.
В словах твоих живёт прозренье,
Граданской смелости удел,
И в поэтическом  том мненье
Ты был упрям, правдив и смел.

Пусть суть твоя сердца разбудит,
Лишь от него любовь прибудет.

(Обращается ко всем сидящим за столом).

Что ж, время близится к рассвету,
Займём места вновь в прежний ряд.
Вопросов к вам уж больше нету,
Так как речам  таким не рад.
Напрасен ярый крик и вздохи,
Тут время только разберёт,
Не прерывая его хода,
Пусть светит ярко небосвод,
И воцаряет дух природы…



  Свет постепенно  гаснет, и все герои становятся на место портретов. Сквоз полумрак мы снова видим зал и картины, висящие на стенах.  Лучь света медленно перемещается от картины к картине.
Световой акцент делается на последней богетовой раме; в ней зритель не видит Сатира - она пуста. Виден один лишь белый фон холста.
 
Лучь света медленно переводится на занавес. Занавес закрывается.

                Конец.
                2008год.