Цикл Преданные школе. 21 век

Мария Солнце 1
Статья «Умение «украшать» жизнь – редкий талант».
   Угличу 1070 лет. Могли ли наши далёкие земляки думать о такой долгой и славной истории? Могли, ибо даже ложку и миску мастерили они на целую человеческую жизнь, а храмы – те на века. Работали всегда споро, с радостью, с огоньком, не ради того, чтобы затмить соседа красотой и богатством, заткнуть за пояс иностранного мастера, а затем, чтобы ширилась и украшалась родина наша малая, а, значит, и вся Россия. Ведь только увлечённый человек способен выстроить дом, семейный очаг; выжить в страшной войне, когда физическое выживание являлось сохранением нравственного; суметь отстоять своё мнение среди лжи, позёрства и всеобщего обмана… Да мало ли лихих годин выпадало на долю русского человека! Здесь важнее другое, когда личный пример в поступке, бескорыстном и откровенном, увлекает за собой окружающих, и потому умение «украшать» жизнь, делать её ярче и добрее - редкий талант.
Не бояться быть всегда впереди, отвечать не только за себя, но и за доверившихся тебе, иметь
смелость признаваться в своих ошибках и постоянно учиться … Эти слова об угличанке Сироткиной Любови Ивановне, жизнь которой есть стремление выполнить Чеховский завет: «Если каждый человек на куске своей земли сделал бы всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша».
И всякое дело ей по плечу. Она талантлива во всём: изысканные салаты и вкуснейшие пироги хлебосольной хозяйки, уроки физики талантливого учителя (в вечерней школе с 1975 года), мудрость разумных поступков директора и чуткое сердце классного руководителя. Учащиеся «вечёрки» - люди с разными, зачастую, непростыми, изломанными судьбами, и для каждого найдётся у Любови Ивановны сокровенное слово. Для А.Каретникова, Ю.Киселюка, = И.Назарова это были слова напутствия, для В.Соловьёва, Г.Шаровой, Т.Гавердовской –
похвалы, для семейных пар Петуховых, Шутовых, Сидоровых – материнского участия и др. И сегодня по-прежнему звучат её слова: «У тебя обязательно всё получится!» Потому и вечерняя школа стала благодаря Любови Ивановне родным домом и для небольшого коллектива единомышленников, и для сотен вчерашних выпускников и сегодняшних учащихся. Всех неизменно согревает пламенное сердце не  директора, а Человека, которому легче простить проступок, чем задуманную ложь, попросить прощения, чем незаслуженно обидеть, отдать последнее, чем спросить лишнее, а Добро всегда возвращается сторицей, украшая нашу жизнь.
Май 2007 г.
2. У каждого времени свои сподвижники.
Кровь православных пастырей, смиренно исполнявших свой христианский долг, проявилась в терпении и трудолюбии этого педагога. 36 лет отдала Подрешетникова Вера Константиновна вечерней школе, безупречно и честно отдаваясь любимому делу.
Талантливый учитель математики, блестяще знающий свой предмет, она каждому ученику дарила веру в себя, в собственные силы, и математика уже не казалась чем-то недоступным, недостижимым. На уроке у Веры Константиновны всегда совершалось маленькое открытие, которое в свою очередь и рождало эту веру, а, значит, и радость от победы, первой и не последней, победы прежде всего над самим собой. В каждом ученике, независимо от его возраста, она видела умного и талантливого ребёнка, способного «одолеть» алгебру и геометрию, отказывая, тем не менее, себе так же блестяще знать другой предмет. Скромность – вторая черта, переданная ей в наследство предками-священниками. Никогда Вера Константиновна не просила для себя. Премии, грамоты, награды (всё это было за годы её педагогического труда) – не ради этого пришла она в школу, хотя, бывало, обижалась, но это был не ропот и не вызов, а скорее констатация правильности выбранного пути (человек на своём месте), потому как служила всегда школе «ученической», а не «чиновничьей». Но в своём смиренном служении всегда
оставалась одинокой и, зачастую, непонятой, ибо честные и принципиальные одиночки в 21-м
веке оказываются беспомощными перед  реалиями окружающей действительности. Пришло время союзов, объединений, альянсов,  диктующее новые требования: школа – единый механизм из ярких и творческих личностей, у каждой  из которых своё место и своя роль. Чтобы выжить, просто необходимо сотрудничество: время школ одного учителя ушло (В.Сухомлинский, Ш.Амонашвили). И всё-таки стойкость духа, умение преодолевать
трудности, не озлобившись на мир, не став равнодушным по отношению к нему, - редкое качество среди нашего учительства. Всё это, а также безусловная искренность и прямолинейность подкупало в Вере Константиновне и учащихся, и родителей, и учителей-коллег. Рядом с ней всегда было просто, ясно, никаких интриг, сплетен, никакой злобы и зависти. Она была платформой нашей школы, её краеугольным камнем. Я, молодой педагог, как губка, впитывала её опыт, её мудрость.
 В настоящее время Вера Константиновна находится на заслуженном отдыхе, отдаёт много времени своему дачному участку, прогулкам, любимым занятиям. Но мне неизменно при встречах с ней приходит одна и та же мысль: «У каждого времени свои сподвижники, но мы, преемники, должны быть достойны своих старших коллег».
«Как Вы успеваете помнить обо всём?»
 Она пришла в вечернюю школу уже зрелым и состоявшимся человеком, привнеся в неё мудрость своего опыта, проявившейся, прежде всего в культивировании и в учащихся, и в педагогах, незримо и ненавязчиво,  практичного отношения к жизни: в умении заботиться о себе и окружающих. Поэтому слово, отражающее внутреннюю сущность Мальковой Валентины Александровны – это «забота». Про таких, как она, говорят: «Это душевный человек!» Для каждого у  Валентины Александровны найдётся и дружеский совет, и решение в трудной жизненной ситуации, да просто чашка ароматного напитка из
шиповника. Она всегда была обращена лицом к человеку, бескорыстно отдавая своё сердце. А её добрая улыбка и лёгкое касание рук гасили всякую нетерпимость, злость, агрессию. Вокруг себя  Валентина Александровна создаёт  атмосферу спокойствия и умиротворения,  сглаживающую все конфликты, в которых она поддерживает правоту каждого из оппонентов.
Но больше всего меня в этом человеке поражала её предусмотрительность, если
хотите, хозяйская сметливость, ибо ко всему в своей жизни она относилась рачительно,
по-хозяйски: будь это выращивание цветов или оборудование кабинета, беседа на уроке истории или неформальный разговор,  человеческие достоинства или недостатки.  Она всегда была рядом: кому-то по-матерински поправляла воротничок, с кем-то разговаривала по душам, кого-то журила прилюдно. И в каждом своём деле была опять же практична: растила цветы, чтобы они дарили радость окружающим, вешала новые стенды, чтобы дать  лишнюю подсказку, пекла вкуснейшие пироги, чтобы сблизить людей, сделать их добрее и отзывчивее…
 Мой удивлённый вопрос «Как Вы успеваете помнить обо всём?» был для неё нелепым, а её  ответ  был неизменно прост и скромен: «Опыт», но не точен. Умение заботиться о других  было её природой, переданной ей в наследство её предками, а не стало только  волевым решением её рассудка.
Романтический реалист или реалистический романтик.
Среди молодых педагогов вечерней школы следует выделить учителя географии Родионову Ольгу Васильевну, человека принципиального, педантичного, твёрдого в своих убеждениях и  влюблённого в свой предмет; романтика, предъявляющего высокие требования к людям, и реалиста, знающего цену каждому из них. Ольга Васильевна не просто решила для себя, что хорошо. Что плохо; она создала своеобразный кодекс правил поведения, который со временем подчинил себе жизнь своего создателя. Главное, Ольга Васильевна заставила и окружающих придерживаться этих правил.
Первые из них – чёткость, требовательность и исполнительность. И никаких эмоций! Я думаю,
что эти качества для каждого педагога являются важнейшими, но Волга, к счастью, всегда будет находиться на карте там, где ей надлежит быть, а количество океанов в течение нашей человеческой жизни останется неизменным. Не может у учащегося и учителя на эти вопросы быть различных точек зрения.
   Ольга Васильевна живёт аксиомами, не принимая исключений из правил, потому и мыслит она масштабно, и  тем самым своих учащихся учит так же рассуждать глобально, чтобы каждый из них в любом общепланетном деле начинал, прежде всего, с самого себя. География в нашей школе давно перестала быть просто наукой о земле, потому как в сознании каждого ученика она стала наукой о его земле (планете, стране, городе). Её максимализм заражает, будит в окружающих чувство собственной значимости, уважения к своей стране и народам, живущим в ней.
 С Ольгой Васильевной бывает трудно, если ты не дотягиваешь до её уровня (это касается коллег, а не учеников, требования к которым помягче). И список качеств, предъявляемых её к педагогу, далеко не заканчивается профессиональными навыками. В её понимании учитель – это квинтэссенция трудолюбия, долга, постоянного самосовершенствования и терпения. Но только инертным с ней скучно, потому как путь, который она выбрала для себя необыкновенно захватывающий и интересный, а умному и талантливому попутчику она всегда бывает рада. Для меня Ольга Васильевна – человек контрастов, в котором  романтическая холодность соединяется с тайной страстностью, реалистическая рефлексия с натуралистической рассудочностью, а «диалектика души» с внешней отстранённостью и холодностью.  2008 г.