Интересный случай из жизни

Степанова Настя Другая Планета
       Я работала тогда в кофейне. Работала на тот момент еще не долго, но уже достаточно, чтобы ощущать некую свободу в общении с коллективом. График работы у нас был (как бы выразиться поточнее?..) свободно-взаимо-непредсказуемо-заменяемый. То есть бывали недели почти без выходных и в любой из выходных дней мне могли позвонить и вызвать на работу. Конечно, можно было отказаться – никто не покушался на нашу свободу – но я всегда старалась помнить о людях, «зрить в корень», не быть эгоисткой… Одним словом, когда в очередной раз мне позвонили утром и попросили выйти после обеда, я согласилась. Согласилась (да простится мне маленькая женская слабость) не без уговоров, но непродолжительных. Я поинтересовалась, в чем дело: «Неужели кто-то уволился?». Но меня успокоили, что никто не увольнялся, а я нужна всего-то часа на три: «Будет какая-то конференция».
       Стоит немного внимания уделить описанию моей жизни в тот период, чтобы картина была полной.
       Я всего две недели как устроилась на работу в данную кофейню, и было так: новый незнакомый мне коллектив, где я чужая, новые способы работы, которые нужно быстро осваивать. А в Институте – последний курс. Здесь у меня были серьезные проблемы (несмотря на «красный» диплом, неоднократное включение в списки на отчисление или на недопуск к экзаменам) – большинство студентов уже утвердили темы дипломных проектов, некоторые начали даже писать первую главу… А я не успевала! Моего руководителя трудно было застать на месте, я металась между работой и учебой, но, самое главное, я нигде не могла найти информацию о тех самых детских железных дорогах, о которых собиралась писать бизнес-план! К тому же мама в то время уже начала перебираться в Подмосковье – у нее  были постоянные командировки и пр. Это тоже нервировало… Я не высыпалась – кофейня работала до последнего гостя, т.е. домой я возвращалась далеко за полночь. В-общем, жизнь моя в то время не была скучной и пустой!
       Ввиду всего вышенаписанного я не обратила особого внимания на слова о «какой-то конференции». В голове были мысли только о том, что мне делать с дипломом и (отмечу особо) о своей мечте в те дни я даже не вспоминала.
       Итак, в назначенное время я… опаздывала. Прибежала на работу минут на 15-20 позже, чем планировалось. Быстро переоделась и выбежала в зал. Естественно, что было уже не до объяснений и разговоров. Официанты расставляли в зале столы и стулья, администратор звонил по телефону, кондитеры на кухне и бармен за барной стойкой работали в каком-то сверхнервозном состоянии. Едва я успела добежать до входа в кофейню, как двери распахнулись и вошли люди. Их было очень много, они были шумные и, я бы сказала, праздничные. Некоторые из людей показались мне знакомыми, но я не придала этому значения. Главное – улыбаться, быть вежливой и гостеприимной – так мы вели себя со всеми, никогда и никого не разделяя на категории. И (сказалась профессиональная привычка) я в спешке даже не задумывалась, кем могут быть эти люди.
       Одна из женщин, отдав мне свое пальто, присела на диванчик перед зеркалом, дожидаясь видимо пока остальные снимут верхнюю одежду. Неожиданно она обратилась ко мне (это действительно застало врасплох).
       - Простите, но у вас здесь на диване что-то лежит…
       Она протягивала металлический цилиндр, в котором я (не без удивления) узнала капсулу для ключей от входа! До сих пор не понимаю, каким образом в середине рабочего дня она, всегда тщательно хранимая и используемая только во время закрытия и открытия кофейни, оказалась на диване у входа?
       - О (вырвалось у меня)! Не может быть… Это наши ключи. Спасибо, Вам, большое! Это очень важный предмет!
       Женщина посмотрела на меня чуть внимательнее и произнесла фразу, с которой и начнется, собственно, этот самый «интересный случай».
       - Можете передать вашему начальству, что ключи для вас нашла народная артистка СССР, актриса Татьяна Конюхова.

       Я много раз до того читала в книгах и видела в кино, что бывают в жизни моменты, когда весь мир буквально замирает, наступает тишина и все останавливается. Читала, видела, но никогда раньше не испытывала этого на себе – в моей жизни. И вот в тот момент (все искренне, без игры) мир для меня действительно словно остановился. Я никогда раньше не встречалась с людьми, имеющими самое непосредственное отношение к миру кино, к той профессии, которая для меня была мечтой – хоть и «большой и красивой», но … все же далекой и недостижимой. А в то время я и вовсе спрятала эту мечту так глубоко, как только позволяло сердце. Спрятала и даже почти решила, что у меня другая дорога в жизни.
       Дальше все происходило, как говорится в таких случаях, «словно во сне». Я была, наверно, самым внимательным слушателем. Оказалось, что конференция посвящена открытию в нашем городе первого фестиваля военного кино. Не знаю, почему я не замечала афиш, провозглашающих об этом событии, которые (как я потом узнала) были развешены по всему городу за неделю (!!!) до начала фестиваля. Почему? Ведь я обычно всегда была в курсе подобных событий, всегда знала какие фильмы или спектакли идут в кино- и просто театрах, всегда знала все новости этой среды… Как бы то ни было, но проведение в нашем городе фестиваля военного кино, к тому же с участием таких гостей, стало для меня настоящим открытием.
       Я не вспомню дословно, о чем спрашивали журналисты, что им отвечали гости… Помню, что было много народу и, наверно, было очень шумно. Но вот что удивительно – мне (хоть я стояла в отдалении) было слышно и видно все. Для меня в мире действительно наступила тишина. В ходе конференции я узнала имена гостей (каждого из них представили отдельно) – развеялись все сомнения мои по поводу того, где я их видела, выяснила какой будет программа фестиваля и где будут проходить показы фильмов, где и когда состоится церемония закрытия фестиваля… Слушая все это, я лихорадочно старалась вспомнить в голове свой график на ближайшие две недели. У меня даже не возникло мысли о том, что я могу не пойти на показ. Такого просто не могло быть, ведь я была уверена, что (прошу не судить строго) сама судьба указала мне мой путь!
       А конференция меж тем подходила к концу. Великолепные гости поднимались со своих мест, позволяли делать последние снимки фоторепортерам. Первыми начали уходить журналисты радиостанций; одна из журналисток, проходя мимо меня, с улыбкой прошептала: «Пойду, не буду безумствовать». Я же, напротив,  собрала в душе все свое безумие, смелость, отбросив при этом всякий здравый смысл,  решила … взять автографы. Никогда до того я подобными вещами не занималась – считала это глупостью. Но в тот день я подумала, что если от столь значительного события у меня не останется никаких памятных доказательств, я просто на следующее уже утро не поверю сама себе. Не поверю, что ЭТО было.
       Я слабнущим от волнения голосом просила автографы у всех гостей, которые оказывались рядом со мной, не забывая при этом выполнять свою работу. Но один из гостей вышел на улицу так стремительно, что я не успела высказать ему свою просьбу (даже если это глупо, не говорите об этом мне) – это был Анатолий Васильев… Я колебалась несколько мгновений – за самовольную отлучку меня могли и уволить, ведь мой испытательный срок еще не закончился. Я оглянулась в зал. Там никто не обращал внимания ни на меня, ни на двери. Все были заняты и взволнованы, наверно, не меньше меня. Спустя секунду я была уже на улице.
       - Простите, можно попросить у Вас автограф?
       - Как зовут?
       - Настя.
       - Пожалуйста…

       Меня не уволили. Лишь «поругали», что не догадалась взять автограф для всей кофейни в нашу книгу отзывов. Все автографы хранятся у меня и сегодня.

       А дальше начались «серые» рабочие будни, из которых я отчаянно пыталась вырваться в «разноцветный» праздник фестиваля. Я ведь думала, что обязательно должна посетить все показы фестиваля, обязана увидеть всю программу. Я даже загадала, что, если сделаю это, значит киноискусство – моя судьба! Да, это было громко, наверно, юношеский максимализм сказывался… Но я до сих пор помню то чувство, когда я стояла на конференции напротив гостей. Ничто в мире так не поднимало и не волновало мою душу. Мне казалось, что я парю в воздухе. Сердце замирало от восторга момента…
       Посмотреть все фильмы программы фестиваля мне не удалось. Работа… Поначалу это огорчало невероятно! А как же мечты? А как же судьба? Но каждый день моей жизни в те две недели все равно был наполнен смыслом. Каждое утро я просыпалась с одной целью – кино.

       В один из этих дней в городе должна была состояться очень масштабная «вечеринка» от радио Европа-плюс. И кофейня входила в состав организаторов. Для нас это означало работу всю ночь – среди грохочущей музыки, среди всеобщего безумства…
       Прийти нужно было заранее (был арендован самый большой зал в городе). Я приехала даже раньше, чем это требовалось для нас. Днем я успела посетить показ фильма, и теперь, сидя в тишине пустого зала, перебирала в уме свои впечатления. Первой появилась Валентина (имя изменено), она была нашим управляющим. Она была из Москвы и работала в Ч. по приглашению хозяев кофейни. Очень интересный в общении человек, но до того мы с ней никогда не общались близко, просто не было возможности. Сейчас возможность представилась. Валентина закурила и присела на диван напротив меня. Я знала о ней немного: что она из Москвы, давно занимается ресторанным бизнесом, что в кофейне ею все восхищаются… И еще знала, что в Москве у нее осталась дочь, которая на тот момент училась в ВУЗе, но в каком именно я не знала.
       - Простите, Валентина, можно мне на завтра с кем-нибудь поменяться? Пожалуйста!
       - Да ради Бога! Если девочки согласятся… У тебя что-то случилось?
       - Нет. Просто… Я ведь очень люблю кино. Это, наверно, даже болезнь!.. Так вот я очень хочу посмотреть фильм «Звезда», а он будет демонстрироваться как раз завтра. Мне хотя бы на полдня, а вечером я могу выйти…
       - Да, мне-то не жалко, главное,  чтобы в зале кто-то был, понимаешь?
       - Конечно…
       - А что, хороший фильм?
       - Не знаю. Но я много слышала о нем и мне очень интересно.
       Валентина докурила сигарету, встала, поправила перед зеркалом прическу и снова присела напротив меня.
       - А у меня с этим кино прямо беда.
       Я искренне удивилась и самому содержанию и фразы, но, в большей степени, неожиданной готовностью взрослого и почти незнакомого со мной человека к такой откровенности.
       - А что за беда?
       - У меня дочка с ума сходит по кино. Пошла учиться на сценариста! Целыми днями пишет сцены, диалоги, раскадровки. Ни о чем другом и слышать не хочет.
       - Все так серьезно?
       - Я пыталась запретить.
       - А она?
       - Сказала, что уйдет из дома. Ума не приложу, что с ней делать…
       Меня поразило такое отношение. Ведь я-то от кино была в восторге, восхищалась людьми, которые смогли найти сразу призвание свое в этой области. Каково же было мое удивление, когда я услышала, что для кого-то подобный выбор стал трагедией! И по глазам Валентины я видела, что ее сокрушения не были наигранными. Для нее это действительно была «беда»…
       Тем временем приходили один за другим другие работники нашей кофейни и арендованного зала, привезли оборудование, деньги, товары… Я должна была идти  работать, и наш разговор прервался. Откровений как не бывало. Наши отношения снова стали отношениями подчиненного и руководителя. Мои удивления и размышления остались при мне и, запрятав все это поглубже, я пошла работать.
       В ходе вечеринки выяснилось, что завтра работать вообще некому. Было лишь два варианта: я и Мариша (имя также изменено), но Мариша отказывалась наотрез, заявляя, что у нее важный День Рождения не менее важной подруги и, если ее не отпустят, она и вовсе уволится! Валентина молча стояла между нами с сумкой в руках – было уже 12 ночи и она собралась уходить домой. Справа от нее стояла Мариша, непреклонно-гордая, а слева – я. И что мне оставалось?
       - Хорошо, значит выйду на работу я…
       Валентина докурила сигарету, посмотрела на меня, одела на плечо сумку.
       - Спасибо.
       Она ушла, Мариша и я разошлись по своим местам – работы было так много, что не было времени на «человеческие» отношения.
Домой я приехала в 3 часа ночи. Мама не спала – ждала меня. Я рассказала ей о разговоре, но было уже так поздно, что затем я смогла лишь принять душ и лечь спать. А в 7.30 утра я была уже на работе. День прошел как обычно – я уже начала привыкать к подобному расписанию. Придя домой около часа ночи, я, конечно же, сразу легла спать.

       А на следующий день было закрытие фестиваля.
Пропустить эту церемонию я считала для себя невозможным. К сожалению, в зрительном зале свободными в тот день (впрочем, как и во все дни фестиваля) свободными остались больше половины кресел. В душе моей, при виде полупустого зала, я ощутила стыд за своих горожан… Но, с началом главного действия, стыд уступил место радости и, вместе с тем, печали. Радость от того, что я стала свидетелем замечательного фестиваля, что увидела своими глазами людей, перед которыми всегда испытывал чувство особого уважения (даже преклонения)… А печаль от того, что все это закончилось, что я не смогла посетить все показы, и от того еще, что не сбылось загаданное… В душу сами собой закрадывались сомнения. Ведь я всегда считала себя человеком сильным, но тогда, сидя в зрительном зале, я впервые задумалась, что же значит «быть сильным человеком». Должен ли сильный человек твердо следовать задуманным или произнесенным однажды словам своим? Должен непременно выполнять свои зароки? Должен быть последовательным и принципиальным? Или все наоборот?!! Сильный человек должен наперекор всем изменам идти к своей мечте? Должен ли он уметь меняться сам и менять свои привычки, свои пути в достижении цели? Должен ли он быть гибким на этом пути? Все эти вопросы встали передо мной впервые. Я до сих пор не знаю точного ответа на них…
       А церемония меж тем шла своим чередом. Вручались награды… Выступали актеры, режиссеры, организаторы фестиваля… Время от времени в программу включались развлекательные номера, но они проходили мимо моего сознания. Для себя я отмечала лишь основное. Именно на той сцене я впервые увидела и некоторых молодых актеров, тогда еще только начинающих, а сегодня уже довольно известных. И вспоминать об этом сегодня приятно, сама не знаю почему.
       После окончания церемонии я еще какое-то время сидела в зале на своем кресле. Сидела, пока работники ДК не попросили меня (я осталась одна) покинуть помещение. Когда я вышла на улицу, шел дождь. Обычный осенний дождь. Середина октября. Завершился фестиваль – закончился праздник.

Написано к поступлению во ВГИК – сентябрь 2006г.