Цари-строители. 300-летию Полтавы

Юрий Осипов-Бивер
 Давайте отбросим мифологему "франкмасоны" и попытаемся подойти
     к понятию сущности явления масонского движения через определение  общего понятия - масонрии или, что приятнее нашим прабабушкам - мезонрии.
    Мезонрия - это искусство создания жилища, дома или многих домов, т.е.
     городов c использованием каменной кладки, как основного строительного принципа.  Давайте сразу отбросим обширный период  мегалитических построек, существующих на всех континентах. Инкские, шумерские, египетские , греческие и римские постройки, в которых тоже использовалась крупная и мелкая каменная кладка, известковые растворы, геополимерные композиты или  латериты - разновидности древних бетонов. Ограничимся рассмотрением этого явления в период позднего  европейского средневековья и роста городов в центральной Европе, что для нас наиболее интересно в силу возможности и корректности экстраполяций.
  Но сначало стоит вспомнить вторую главу Паралипоменона, о подготовке к строительству Храма. "И исчислил Соломон всех пришельцев, бывших тогда в земле Израилевой, после исчесления их, сделанного Давидом, отцом его,- и нашлось их сто пятьдесят три тысячи шестьсот. И сделал он из них семьдесят тысяч носильщиков, и восемьдесят тысяч каменосеков на горах, и три тысячи шестьсот надзирателей, чтобы они побуждали народ к работе. И начал Соломон строить дом Господень в Иерусалиме… и обложил дом дорогими камнями… И покрыл дом, бревна, пороги и стены его и двери его золотом, и вырезал на стенах херувимов. И сделал Святое- святых… и сделал двух херувимов резной работы, и сделал завесу, и сделал пред храмом два столба Иахин и Воаз… И сделал медный жертвенник двадцать локтей длина его.. и сделал море литое".
 Но вот наконец непосильному, прямо скажем,  не царскому, труду Соломона, в строфе 16, добавилось разумное объяснение - " И тазы, и лопатки, и вилки и весь прибор их сделал Хирам - Авий царю Соломону, для дома Господня, из полированной меди."  Теперь понятно разъяснение, что этот гениальный архитектор, литейщик, ювелир и  скульптор - финикиец Хирам. Но далее опять, комплиментарный царю, текст - " В окрестностях Иордана выливал их царь… И сделал Соломон все вещи сии в великом множестве, так что не знали веса меди".
  Не знали , как мы видим, ни только веса меди, но кроме Хирама-Авия, не сочли нужным знать и упомянуть ни одного имени из, поверьте, сотен имен талантливых(пришельцев),- его помошников всевозможных профессий.  Надо понимать, они упомянуты выше, как народ, который надсмотрщики побуждали к работе.  И окончилась вся работа, которую производил Соломон. Только в конце  пятой главы появляются имена значимых лиц  левитов - певцов, довольных, освященных и празднично, дорого, одетых.
 Как отличается это хвалебное и уже окутанное семитским мистицизмом, описание строительных, литейных, художественных и ювелирных работ от уважительных к искусному труду своих подданных, слов царя Тирского Хирама - " Итак я посылаю тебе человека умного, имеющего знания, Хирам-Авия. Сына одной женщины из дочерей Дановых,- а отец  его Тирянин,- умеющего делать изделия из золота и из серебра, из меди, из железа, из камней и из дерев, из пряжи  пурпурового, яхонтового цвета, и из виссона, и из багряницы, и вырезывать всякую резьбу, и исполнять всё, что будет поручено ему вместе с художниками
 твоими и с художниками господина моего Давида, отца твоего …".
  Надо полагать, именно Хирам замыслил  и воплотил в лучшем случае, некие замыслы царя Соломона, как все цари* - весьма далекого от искусного и тяжелого ручного труда ремесленников. Думается, что он и одел левитов в виссон и соорудил прочие храмовые причуды , включая литые вилки, которых у Соломона, похоже, не было.
   Критика этого текста дает нам весьма обильный фактологический материал.
С глубокой древности даже самый искусный труд подданных приписывался царям-заказчикам, знати. Это нечто иное, чем классическое разделение общества на молящихся,воюющих и работающих в доме Бога Единого(oratores, bellatores, laboratores).  Такое положение существовало, даже в Центральной Европе, до позднего средневековья. Ещё в 16 веке маститые итальянские живописцы были приписаны к ремесленным цехам и частенько работали анонимно, то есть подручными у своих более успешных товарищей. Приблизительно, как Ван Дейк в мастерской у великого фламандца Рубенса с 1618-1621 гг....
Россия, которая жила до второй половины 19 века, да и после - трудом крепостных, вообще не придавала особого значения теме авторства творческого труда и отражению этой темы в правовых документах. Таким образом с общефилософской точки зрения,- авторство, в котором наиболее полно отражена  категория индивидуального или особенного в мышлении человека, менялось на расхожие понятия категорий общего. Полное авторство всегда стояло между обезличенным тиражированием пошлости и банальности "худой множественности". Важность гражданской ответственности за свои слова, деяния и творения понимал Петр I, когда обязывал своим указом : " А потому, - говорить не по писаному, а своими словами,- дабы дурь каждого видна была". Абсолютизм монархий был сконцентрирован на узурпации авторского права и концентрации колоссальных трудовых ресурсов для возвеличивания в деяниях и проектах личности самого монарха и исполнения его прихотей. Пирамида- Хеопса,строитель Храма - Соломон, строитель Версаля-Людовик XIV,строитель армии и флота- Петр I,- это уже нечто новое, другое... правда на короткое время. Петр так и не смог выучить и вышколить русскую аристократию, достаточно хорошо, чтобы они могли гордиться только своими заслугами. Табель о Рангах положила этому хорошее начало: - "Дабы тем охоту подать к службе и оным честь, а не нахалам и тунеядцам получать". В советской России, отменившей Табель о рангах,- понятие выслуги оставалось только в армии и на государственной службе. Владыкой мира стал труд, но - рабский, как в ветхозаветные времена. Да и понятно,- российская государственность перестала существовать со всеми своими институтами и достижениями, как теперь - советская.
 Историческая интер... и экстраполяции,- верные методы для понимания прошлого и нынешнего. Ответ простой - российская "новая элита" вновь обогащает себя и чуждые ей народы, живущие исключительно экономическими, рыночными интересами. Делается это за счет обнищания внутреннего рынка и всего российского народа, в целом. В России нынешней, попытки возрождения прежних, петровских, традиций, переросли в бутафорскую систему плац-парадов и награждений, представления для которых готовят не на основании послужных списков, невзирая на лица, по общественным деяниям. А по принципу дедушки Крылова,-" Кукушка хвалит петуха, за то, что хвалит тот кукушку".
Даже нынешний, Высший Государственный Орден " Св. Андрея Первозванного" - стал каким-то рыночным  вариантом прежнего. Стоит посмотреть только его Статут ( если найдёте) и список его кавалеров,- оторопь берёт... Венчает "гениальный" произвол власти и анонимные деяния народных масс - классическая формула прибавочной стоимости, которую не отменят никогда: Деньги-Товар(Труд)-Деньги. Когда-то Герберт Уэллс сказал:" Плата за свободы демократии - постоянная бдительность народа..." Именно форм консолидированного её проявления нам и не хватает, постоянно... Что это? Врождённая неспособность к самоорганизации? Мутация? Вырождение? Думаю, что ответ в азиатском гене, постоянно навязываемом славянскому и германскому миру. Фильтрующийся вирус всегда "притворяется" своим. Постоянные перекодировки сознания народа - вот, чему научилась продажная элита, да и то плохо - судя по тупой, примитивной рекламе. Пока они не научились делать это хорошо,- старайтесь думать, мыслить - самостоятельно и независимо, а значит, банально - учитесь, учитесь, учитесь... Недорослей - за границу, умников - в университеты, а экономических преступников - в Сибирь, выращивать сады. Так велел Пётр, а он был единственно - Великим.
Мы, правда, забыли о мезонрии или масонрии. Ответ один, в основах её - тайноделание. Мастера никогда не любили разглашать, попусту, секреты своего мастерства. Как правило, передавая их по наследству, как самое дорогое. Это лежало в основе их успеха и благополучия.  В часовне Рослина, в Шотландии, в этой мекке нанешних яковистов, и источнике вдохновения британских "кодикологов",- есть подобия древних колонн Воаз и Иахин. Одна из них колонна Мастера, - другая Ученика. Ученик, как гласит легенда, превзошёл мастерством Мастера, за что поплатился жизнью. Это почти полный повтор легенды о Хираме. Замковый камень - зелёный человечек,- ключ к разгадкам.
 Но, похоже, что настоящие клавикулы - утеряны. Остались только приманки для туристов.
 Есть подобные колонны и у нас, в Москве, в особняке Морозова("Дом Дружбы"). А зелёный человечек есть в лепнине фасада загородного имения Брюса. Одного из самых интеллектуальных сподвижников Петра. Народ же считал его учёные деяния, что в Сухаревой башне, что в имении - бесовскими делами. Как, собственно, и многие деяния Петра Великого, трудившегося во Славу Отечества. Оставим на совести великого поэта его слова :"... ленив и не любопытен, русский народ...". Добавим - зимой, уж больно она у нас - долгая. Из под мехового полога, да с печи - неохота слезать.
 А потому приходилось Петруше, как и его приятелю - Фридриху I Прусскому, носить с собой, вразумляющую народ, дубину. Именно этот героический гераклов инструмент венчает фасад Арсенала Кремля, созданного по эскизу Петра Алексеевича. 
      
*,( тут следует отметить явное исключение,"царя-ремесленника" - Петра Великого), правда, и Иван IV Грозный, в письме к Курбскому говорил: "... какой же я государь, аще не сам строю...". Но - то, говорить, а - то, делать. 
Продолжение следует....