Клинская Пушкиниана. Князь Николай Борисович Юсупо

Валентин Стариков
       В жизни Пушкина и его семьи имя князя Юсупова появилось очень рано. Когда маленький Пушкин с отцом и матерью, сестрёнкой и нянями возвратился из Санкт-Петербурга через Клин в Москву, семья продолжительное время в 1801 – 1802 годах проживала в Огородниках, в Большом Харитоньевском переулке (дом №21), в принадлежащем князю деревянном доме, находившемся в прямом соседстве с княжеской усадьбой.
В своём романе «Пушкин» писатель Юрий Тынянов упоминал, что дети Пушкины по разрешению князя Юсупова часто гуляли в саду юсуповской усадьбы (в советское время в этой усадьбе разместился Президиум Академии ВАСХНИЛ ), а отец Сергей Львович и мать Надежда Осиповна даже однажды видели князя, приехавшего на краткий момент из Италии.
В рукописных набросках программы автобиографии 1820-х годов Пушкин помечает: «Первые впечатления. Юсупов сад. - Землетрясение. - Няня. Отъезд матери в деревню…».
В юношестве, в лицейские годы, Пушкин, как и многие лицеисты, живо интересовался эпохой Екатерины Второй, её окружением, когортой государственных деятелей, вершивших историю великой России.
Поэт и в последующие годы никогда не упускал случая собирать живые воспоминания о екатерининской эпохе, особенно из уст его последних представителей, и князя Юсупова в том числе. На этой почве он даже подвергался порицанию некоторых друзей-литераторов – Н.А.Полевого и других.
Весной 1927 года Пушкин и его друг С.А.Соболевский посетили князя Николая Борисовича Юсупова в его загородной усадьбе Архангельское. Спустя три года поэт написал стихотворение «К вельможе», в котором воспел человека, «живущего для жизни», своего рода баловня судьбы – редкое явление в обществе, по поводу которого то ли радоваться, то ли печалиться. Н.А.Полевой счёл это стихотворение как факт низкопоклонства перед сильным мира сего, написав обидный памфлет «Утро в кабинете знатного барина», но Пушкин по названной выше причине так не думал, поскольку был достаточно самостоятелен в выборе темы. Тем более что сам Н.Б.Юсупов, «баловень муз», любитель изящных искусств, при встрече уважал и искал в Пушкине поэзию. Сам Пушкин говаривал писателю М.А.Максимовичу, что князю Юсупову хотелось от него стихов и затем только он угощал его в Архангельском.
- «Но ведь вы изобразили его пустым человеком».
- «Ничего, не догадается» - был ответ.
Пушкин побывал у Юсупова ещё в августе 1830 года, затем, будучи у него в январе 1831 года в гостях на Большой Никитской в Москве, расспрашивал его о Фонвизине. А 27 февраля 1831 года Юсупов побывал в гостях у молодых супругов Пушкиных на званом вечере.
Пушкин был хорошо знаком с женой Юсупова Татьяной Васильевной и сыном Борисом Николаевичем.
Что за человек был Юсупов? Он родился 26 октября 1750 года в аристократической - княжеской семье. При Екатерине Второй был дипломатом, занимал важный пост посла в Италии, почему долгое время проживал в Турине. Потом он стал сенатором. При Павле Первом получил пост министра уделов. При Александре Первом он – член Государственного совета с момента его открытия. Известен как коллекционер картин и других ценностей культуры, как меценат. Некоторое время он был главноуправляющим Московской экспедицией кремлёвского строения и мастерской Оружейной палаты.
Женился в 1793 году на младшей племяннице светлейшего князя Г.А.Потёмкина Таврического вдове Т.В.Потёмкиной-Энгельгардт. Брак был неудачным, ввиду пристрастия князя к дамскому обществу. Татьяна Васильевна жила отдельно в Петербурге, воспитывала двоих сыновей, принимала в своём доме многих «служителей муз»: В.А.Жуковского, И.А.Крылова, Г.Р.Державина, позднее А.С.Пушкина. В детстве умер сын Николай, второй сын князь Борис Николаевич Юсупов (1794-1849) стал гофмейстером.
Князь Николай Борисович Юсупов скончался 15 июня 1831 года и похоронен в селе Котово Московской губернии, в склепе при Спасской церкви. Кончина князя, любителя и покровителя искусств, сразу была отмечена в российском обществе. Александр Сергеевич 22 июля 1831 года писал своему другу П.А. Плетнёву: «Мой Юсупов умер»…
Не будет лишним сказать, и об этом мы скажем впервые, -  что, кроме всего прочего, Пушкин знал ещё Юсупова как не слишком дальнего своего соседа по сельцу Михайловскому: у князя в Опочецком уезде Псковской губернии находилось во владении огромное имение: село Афанасьево с сорока двумя деревнями!
Николай Борисович Юсупов многократно бывал в Клину проездом и остановками. В нашей местности он не был случайным человеком, хотя бы потому, что он числился клинским дворянином.
Среди многих имений сказочно богатого Юсупова по России, одно перечисление которых заняло бы у нас целую страницу, у него в Клинском уезде, в приходе храма Живоначальной Троицы села Троицкое-Александрово находилась небольшая усадьба по названию Ботково, или Ботки. Усадебка располагалась рядом с деревней Малеевка, западнее от неё, в сторону деревни Труняевка. По данным 1785 года, когда Николай Борисович находился на русской дипломатической службе «в Сардинском королевстве, при Сардинском короле Осколде чрезвычайным посланником и полномочным министром»», в усадьбе Ботках проживало 15 дворовых крестьян мужского и 13 душ женского пола.
В клинской усадьбе князь Николай Борисович поселил свою родную сестру Евдокию Борисовну Юсупову, женщину интересной и тяжёлой судьбы.
Евдокия Борисовна в своё время вышла замуж за сына известного фаворита императрицы Анны Иоанновны Петра Бирона, герцога Курляндского и Семигальского, будучи его второй женой из трёх. Официально, живя в Петербурге, она именовалась герцогиней Курляндской и Семигальской. Биография её до конца не исследована, по данным Санкт-Петербургского некрополя, она скончалась 8 июля 1780 года и похоронена.в палатке Благовещенского храма Александро-Невской лавры.
 Однако предводитель дворянства Московской губернии Михаил Измайлов в «Списке … Благородного дворянства…» в июне 1787 года ещё называет её живущей « во оном селце», то есть в усадьбе Ботки. Дальнейшие исследования могут уточнить правильную картину.
Князь Николай Борисович и его семья дополняют для нас общую Пушкинскую панораму Клинских окрестностей.