По следам Оссендовского и барона Унгерна

Валерий Болотов
16. В Африке по следам Оссендовского
и предков барона Унгерна
Федор Конюхов высадил нас в Конакри, столице и морском порту Гвинеи. Нам предстоит пройти «красный пояс» Африки: Гвинею, Мали, Бенин, Гану, Буркина-Фасо, Нигер, Нигерию, испытавших когда-то любовь к Советскому Союзу и сделавших у себя не один военный переворот, чтобы стать на путь социализма.
Сплав по Нигеру мы решил начать, как когда-то Оссендовский, от Курусы. Вообще мистика какая-то: мы из Саян движемся, там и он свое путешествие начинал, в книге «Люди, боги, звери» описал. Мы в Гвинее оказались, и он здесь. Нам остается попасть в Верхнюю Вольту – Буркина-Фасо, в гостиницу «Атланта», в которой Оссендовский останавливался, где он, по преданию, золото Колчака в бронированных сейфах хранил.
Как и мы, он путешествовал по Африке на свои деньги: проплыл по Нигеру, проехал по Верхней Вольте и Гане, написал книгу «Рабы солнца». Кстати, один из предков его героя – барона Унгерна – служил в Западной Африке в одной из немецких факторий. А теперь мы идем по их следам. Вот какие интересные перипетии судьбы.
До Курусы добрались на грузовике, забрав для сплава нашу лодку и мотор к нему. По дороге, пока ехали, разгорелся спор:
– Сурен, вот ты знаток и свидетель древнего, скажи, где город Тьмутаракань находится? Это Тамань, вблизи Херсона?
– Нет, это Тимбукту в Западном Судане – сейчас Мали, – туда мы доберемся.
– Ну, хватил! До этого места мало кто смог добраться. Первые европейцы достигли этого города только в XIX веке, а раньше те, кто туда шли, все погибали.
– Это после того, как он стал мусульманским. Когда-то это была столица огромного, процветающего и мощного государства Мали, и основали ее предки из Саян – туареги. Благодаря своему расположению на краю великой пустыни Сахары, он являлся центром торговли. Здесь шли караваны с юга Африки, их встречали туареги и вели дальше.
– А чем докажешь, что это народ из Саян?
– А и доказывать нечего. Глянь на карту Нигера. Ниже Бамако что находится? Пороги, у которых название Сотуба – «туба» в слове есть, там сейчас ГЭС построена, пороги затоплены.
– Мали, Сомали – что-то есть.
– Вот именно. А южнее Нигера, в стране Берег Слоновой Кости есть город Туба – столица одноименной провинции. Откуда пришло название, которое переводится как «древо жизни»? Из Саян. У нас есть река Туба и народ тубу-сойоты. Видишь, как мир тесен.
– А куда исчезло все это? Почему Тьмутаракань-Тимбукту в упадок пришел?
– Товар начали по морю доставлять, караваны перестали заходить. После этого город стал символом чего-то далекого и заброшенного. А выражение «дорога в Тимбукту» означает дорогу в никуда, на край света, в место, за которым уже никаких дорог больше нет – в тьмутаракань?
– Стоп, стоп! Тьмутараканью на Руси издавна определенное место считают. Сейчас это город Темрюк на Таманском полуострове.
– Все правильно, когда-то давно Тьмутараканью был Темрюк, а потом, когда мы с Мардуком в Африку перебрались, Тимбукту стали называть Тьмутаранью.
– А тьмутараканский камень, это что, не подтверждение, что там был этот город, и в «Слове о полку Игореве» приводятся сведения об этом камне и надпись на камне приводит: «В лето 6576 князь Глеб мерил море по льду от Тмутороканя до Кечи – 14 тысяч сажен (23 км)»
– Камень, как и рукопись, Мусин-Пушкин нашел и установил, что Тьмуторокан на самом деле был когда-то на Руси. Однако потом его казаки-мамлюки в своих походах на берег Нигера перенесли. Читай «Нигер» по-арабски в обратную сторону, получишь «река Нил». Вначале считали, что Нигер в Нил впадает, потому и назвали так. Геродот и многие европейцы так считали.
– Хороший ты сказочник, Сурен.
– Клянусь богом Мардуком, так было. Знаешь, из чего тимбуктовцы строят дома? Из  смеси глины, соломы и навоза. Так же и казаки строили на Руси. Сделай кулич в песочнице, воткни в него спички по всей поверхности и получишь здание в стиле банко. В Каратузском районе в Саянах казаки до сих пор строят мазанки. А печи для выпечки хлеба – точь-в-точь русская, битая из глины, только на улице. Вон, смотри на улице печь стоит, когда мы до Бамако в Мали добрались.
– А что гадать, давай, Сурен, посмотрим, что за народ населяет Мали, что за письменность у него.
После этого я ноутбук открыл, страну Мали нашел:
– Ба! Сурен, туареги в перечень народов Мали входят, и язык у них тамашек – староливийский. А мы выяснили, когда были в Ливии, что это Орхоно-енисейские руны.
– В этом я не сомневаюсь, – Сурен кивает. – А что, профессор, про догонов скажешь? Они откуда?
– Много версий, одна из них, что они потомки инопланетян с планеты Сириус.
– Все правильно, Мардук хотел Землю людьми с Сириуса заселить. Так и сделал – первую партию в Африку направил, но потом, после катастрофы на Тунгуске с их кораблем, он на клонирование и генную инженерию при создании разумных людей перешел. Космические корабли и у них терпят катастрофы. А догоны с тех времен сохранили в своей памяти, что они с Сириуса.
– Смелые, Сурен, у тебя утверждения. Допустим, это так. Многое они знают о планете Сириус, такое стало известно в начале прошлого столетия. Не рассказал ли кто им об этом? И странно, мифы у них могут рассказывать только члены общества масок, прошедшие специальную подготовку и знающие особый язык сиги со. Пойди проверь их! Тут их язык в жизнь не изучишь, а еще язык сиги надо познать. Исследователи говорят, что все это в образах выражено. Вот язык масок сиги со – это интересно. Это нашу 99-арканную систему вписываются, 81 маску используют, этим займемся.
– Сиги со – это Святки. Древний предревний славянский праздник, – неожиданно Боц проявил познания. – То же связан с масками. Интересно узнать, что «со» означает: Мали – Сомали, Туба – Сотуба и вот «сиги со», может – это «новый».
– В этом сам Вайсман – декан филологического факультета Абаканского университета – не разберется, который, кстати, в Мопти специально прилетает и к нам присоединится, – сообщил я новость. – Без толмача нельзя нам, мало ли что.
– В праздник масок ценным является изготовление из проса ритуальной браги, – Боц продолжил тему о празднике масок Сиги со, – которую участники празднества употребляют в огромных количествах. От этого, как и у славян на праздник Святки, и веселье. А вот почему праздник масок не у всех народов Африки? Это загадка.
– Никакой загадки, – Сурен ответ находит. – Те, кто выходцы из Саян, знают язык масок, остальные – нет, например, бушмены.
– Сурен, нам надо добраться до Бандиагары, там по наскальной живописи можно проследить в одном образе связь мифа, наскального изображения, масок и танца? В празднике масок поучаствовать.
– А не боишься? Ритуал масок – это перевоплощение в тотема животного, духа предка, монстра-получеловека. Первобытные люди это запросто проделывали. В русских сказках много историй про оборотней. Подобное совсем недавно Саянах наяву происходило.
– Верю, Сурен, мне «баушка» таких сказок много рассказывала, особенно одна запомнилась, как ее подруга однажды в свинью обернулась.
– В древние времена, если зверей в лесу меньше становилось, то после праздника масок полдеревни в зверей превращались, особенно те, кто с неблагими помыслами жил.
– Здесь важно уметь подражать животным, – продолжил Боц, любитель фауны. – Это потом обряд масок стал применяться в колдовских церемониях, при вызывании дождя и прочее.
– Правильно, Боц! В наскальной живописи каменного века во всех странах, где она сохранилась, человек мог запросто в монстра превратиться. Он тогда не мог этого придумать, а брал факты из жизни.
– А посмотри, профессор: с чем их мифология схожа?
- С петроглифами Саян и Шумера,  я уже проявляю знания. - В своих мифах они знают о Вселенной, и эти знания невозможно получить посредством размышлений старцев. Они знают, что у Красной Звезды – Сириуса – есть спутник, и устраивают праздник раз в 60 лет в честь его полного оборота вокруг «основной звезды». Об этом Оссендовский знал, потому он и предпринял свою экспедицию сюда после Саян и Монголии.
– А что говорит официальная история о жителях этой страны?
 – Геродота пересказывают. А тот писал, что у малийцев нет головы, а рот и глаза находятся на груди; что они не ходят, а ползают на четвереньках. Считал, что здесь лежит земля черных и золото рекой течет. Вот это и привлекло внимание арабов, которые с помощью казаков-мамлюков из нашего Черкесска захватили всю Африку.
– На рисунках в Сахаре мы же видели изображения: дротики, щиты, мечи, кинжалы и копья, колесницы, запряженные лошадями.
– Этому мы туарегов-гарамантов научили, – Сурен улыбается, – они пользовались такой привилегией, доставляли золото на космодром Мардука в Мавритании; они же были посредниками продажи золота северянам, взамен товаров, которые с севера шли. Соль была всему голова. В Центральной Африке ее не было, а у границ Великой Пустыни завались. Вот жители Мали и меняли свое золото на соль. Были они пугливы и скромны, а потому обмен происходил так: приходили ночью на берег речки, клали на рогожку золотые самородки и уходили. Под утро приходили туареги, забирали золото и оставляли столько соли, сколько считали нужным. И уходили, растворяясь в лучах восходящего солнца… Так жили люди много веков назад.
– Значит, в Мали должны были быть золотые залежи. А что-то об этом неизвестно. И раньше многие искали золото, но все напрасно. Приплывали финикийцы, греки, а потом и португальцы, испанцы, голландцы. Отчаявшись найти золото, они забирали негров в рабство. А ведь истина была где-то рядом…
– Истина в том, что сюда золото с юга шло.
– И все же, Сурен, откуда догоны про Сириус знают?
– Я же тебе говорил, что они оттуда и помнят летящие с неба ладьи, изрыгающие пламень. Божества догонов: Бледный Лис – черные силы; а положительный – бог Номмо – прилетал на Землю на космическом ковчеге. А так как космодром Мардука здесь недалеко в Мавритании, то они и это запомнили.
– Получается, что одни народы с Луной никак разобраться не могут, а тут на далекие миры замахнулись.
Все эти разговоры наши случились, когда по Нигеру плыли.
Наш путь через города: Бамако, Сегу, Мопти, Бендиагара, Томбукту, Гао. Железная дорога между Бамако и Дакаром.
Плыть по Нигеру безопасно, не стреляют, как в Конго, не докучают всякие излишества цивилизации. Часть сплава решили пройти на лодке-пироге со всеми удобствами, а остальной путь – на нашей десантной лодке. Пирога (пинасса), на которой мы для экзотики проделали путешествие, имеет навес от солнца и кубрик на корме. На лавках можно комфортно разместиться и даже лежать. Наш багаж плывет рядом на нашей десантной лодке, которую ведет наш помощник Марк. С ним Боц.
На пироге нежарко. Питаемся свежайшей рыбой, только что выловленной. Лучшим деликатесом считаются рыба-капитан и нильский окунь. Бычки хороши. Так что фосфором за время плавания мы запаслись надолго.
Берега Нигера плоские, заросшие осокой. Из этих зарослей то и дело поднимаются цапли и зимородки. В вышине парят ястребы. Проплывают рыбацкие пироги.
Парусами служат полиэтиленовые прямоугольники черного цвета, из-за чего рыбацкие флотилии на Нигере больше напоминают пиратские. Иногда паруса делают из одеял или сшитых капроновых мешков, и тогда они смотрятся более жизнерадостно. Кстати, нам надо на Тубе и озере Тиберкуль в Саянах ввести такой способ хождения под парусом.
Пассажирские суда на Нигере выглядят устрашающе. Многие перегружены настолько, что издалека представляют собой движущуюся гору людских тел, возвышающуюся над низкими бортами пироги, готовыми в любую минуту зачерпнуть воды.
По берегам реки через каждые два-три километра встречаются рыбацкие деревни. Утром и вечером жизнь кипит на берегу; мы подплываем вплотную к деревням и видим обескураженных жителей, занимающихся то стиркой, то починкой сетей.
Можно сойти на берег и войти в деревню. Для этого надо заплатить небольшую мзду – 1000 франков с человека.
Особенно хороши на Нигере закаты. Можно забраться на «крышу» пироги и любоваться заходящим солнцем, а потом, разлегшись на циновке, смотреть на звезды и на красную луну, поднимающуюся из камышей.
Ночуем в палатках прямо на берегу. Нас атакуют комары, разносчики малярии, но мы не боимся, мы привитые. Так добрались мы до Мопти, где нас уже Васман поджидал. От Мопти до Бандиагары, где живут догоны, мы поехали уже вместе. Там по наскальной живописи, маскам и танцам догонов собираемся проследить об их исходе с планеты Сириус, может, какие открытия сделаем.
Догоны живут у подножия Бандиагары, на уступах которой сохранились древние конические постройки – теллемы.
Плато Бандиагара имеют высоту до 777 м и протяжённость 150 км, сложено из каменных плит с большим количеством пещер и впадин, соединённых друг с другом туннелями.
Современные догоны строят двухэтажные жилища из камня или банко – глины, смешанной с соломой. В догонских общинах принято многоженство. Особенную художественную ценность представляют маски догонов. Они изображают стилизованные лица людей, мифических птиц и животных. Основные цвета – белый, черный и красный. Догонские танцы под названием «горлица» выполняются на высоких ходулях. У самого подножия Бандиагара, взметнувшего ввысь свои гребни, лепятся их деревни с глинобитными хижинами и засеянными просом землями. Высоко в скалах Бандиагары выдолбленные в скале пещеры – предков догонов.

   

В фольклоре догонов отражены представления о спутнике Сириуса – Сириусе В, который они называют По-толо. Он играет в их мифологии символом всего творения. К изучению древних мифов допущены только жрецы – олубару, члены тайного «общества масок», знающие язык сиги со (язык Сириуса)…
На одном из астрономических рисунков догонов изображены Солнце и Сириус, соединенные кривой, закручивающейся вокруг каждого из светил, причем диаметр Сириуса превышает диаметр Солнца.
Догонам известно также, что Сатурн опоясан постоянным кольцом, а у Юпитера имеются четыре крупных спутника, открытые Галилеем в 1610 году с помощью телескопа.
Свою астрономическую осведомленность жрецы догонов, хранители священного языка Сириуса (сиги со), объясняют тем, что их предки в незапамятные времена были переселены на Землю с Сириуса В.
Скульптуры догонов, вырезанные из дерева, представляет собой серии масок и статуэток, среди которых четко различаются женские, мужские и зооморфные изображения. Стиль - строгая архитектоника и острая экспрессия: резкие жесты фигур контрастируют со строгими, монументальными формами. Чаще других повторяется фигура с поднятыми вверх руками.
Считается, что в пещерных святилищах догонов в скалах Бандиагары имеются керамика, наконечники стрел и копий, бронзовые и железные браслеты, деревянная скульптура, фрагменты ткани, плетения. Поэтому интересно проверить, так ли это.
– Давайте в жилища догонов сходим, – предложил я. – Своими глазами все увидим.
– Там сейчас захоронения, и ничего не увидишь, – Люсьен отказалась. – Я не полезу в эти норы.
Пришлось одному ползти в гору, в пещеры телемов. Быт здесь – аскетический: ничего лишнего, похоже, что те, кто здесь жил, питались воздухом. Какие-то предметы, ни на что не похожи в нашем понимании. Хотел их сфотографировать, но тут же питание фотоаппарата отказало. Странное беспокойство охватило меня и я, не испытывая судьбу, ретировался. На всякий случай прихватил один артефакт – на цилиндрик похожий, что в Шумере находят. Вот думаю, здесь записаны знания догонов, способные пролить свет на тайны Вселенной. Доказательство того, что мы не одни на её просторах! Однако когда на свету я оттёр толстый слой пыли с найденной детали космического ковчега, на ней проступили письмена. «Сумеем ли их расшифровать?» – сразу возникли сомнения. Сколько понадобится времени, чтобы «ожил» древнедогонский алфавит? Конечно, сейчас всё делают компьютеры, но сумеют ли они разгадать тайну? Ведь речь идет о внеземной цивилизации, об алфавите пришельцев! Наконец, знаки проступили совершенно отчетливо. «Made in China». Всё… Накрылись научная сенсация, доклады в академиях и государственные премии.
Это, к счастью, не со мной случилось, а с кем-то из наших туристов в Мали, но такой факт был, так что пусть меня извинят, что я у них его позаимствовал.
После Бандиагары наш путь из Мопти в Томбукту. Уже на закате мы подошли к песчаному мысу, куда причаливают пироги и редкие пароходики, везущие пассажиров в Томбукту, расположенному в 12 км от пристани. Вдалеке мерцали огоньки Томбукты-Тьмутараканьи. Город еще недавно был вымершим, занесен песком, и вот стал возрождаться.
Здесь есть гостиница, правда, кроме матрасов и места на крыше ничего больше представить не может – все номера заняты. Гостиница выстроена по принципу караван-сарая – прямоугольный двор, в который выходят галереи. По ним ходит цирюльник в белом халате – предлагает побриться. У гостиницы постоянно «дежурят» туареги, ждут желающих отправиться вместе с ними в их лагерь – прямо за гостиницей начинается пустыня.
Томбукту – «город 333 святых», но песка и пыли здесь хватает. «Все стремятся сюда попасть, но никто не хочет вернуться сюда». Первые европейцы, кто здесь побывал, были убиты или разочарованы. Все ждали, что попадут в очередную сказку Шехерезады, но на деле всё обстояло прозаичнее.
В 1824 году Географическое общество в Париже назначило премию, которая будет выдана первому путешественнику-европейцу, посетившему Томбукту. Узнав об этом, граф Орлов внес такую же сумму. Премию выиграл Рене Кайе. А раньше здесь побывал уроженец г. Кизляра Астраханской губернии. Его «Путешествия» была напечатана во многих изданиях. В ней даны точные описания Томбукту, обычаев его жителей, местные названия и отдельные слова. Варги, так звали татарина, не был мусульманином, тем не менее никто не принимал его за иноверца, что облегчало его положение в Судане.
Из Томбукту мы двинулись по реке к югу. Река теперь поворачивает на юго-восток и несет свои воды прямо в Гвинейский залив. Посетили Ниамей – столицу Нигера. Довольно приличный город. Население – 675 тысяч жителей. Транспортный узел. Международный аэропорт. Вблизи Ниамея – ТЭС. Университет. Национальный музей. На востоке, ближе к Бильма, уникальное «кладбище динозавров», полное окаменелостей, которые разбросаны на 150 километрах постоянно перемещающихся дюн.
Далее к северу в пустыне лежит плато Джадо с его разрушенными деревнями, наскальными рисунками эпохи неолита и великолепными пейзажами и оазисами плато Кауар, которые местные жители считают краем земли, поэтому мы туда не едем, далеко.
К югу от пустыни Tенере – горы Аир, царство кочевников-туарегов и начало длинных маршрутов караванов в поиске соли. Горный массив Аир, размером со Швейцарию, знаменит своими черными скалами с удивительно острыми пиками. В глубине гор скрыты горячие минеральные источники, оазисы и водопады.
Дальше с правой стороны Бенин. В октябре 1972 года майор Матьё Кереку здесь совершил четвёртый государственный переворот, установив систему с марксистско-ленинской идеологией и провозгласив задачей правительства построение социализма.
Дальше на нашем пути Нигерия. Население этой страны такое же, как в России. Площадь – 923 768 км;. Для сравнения: Красноярский край – 2 366 800 км;, Монголия – 1 564 116 км;, население в обеих случаях по 3 млн. человек). Религии Нигерии: 50 % – мусульмане, 40 % – христиане. Лагос – столица. В стране насчитывается 521 язык. На основе латинского разработан паннигерийский алфавит, состоящий из 33 знаков.
Аэропорт в столице невзрачный – покосившийся кирпичный сарай. Но это еще ничего. Как рассказывают, по прибытию начинается череда бесконечных вопросов. Имя, сэр? Фамилия, сэр? Откуда прибыли, сэр? К кому прибыли, сэр? А где он живет, сэр? Вас встречают, сэр? А что вы мне дадите, сэр? Если вы нечего не даете, вопросы начинаются сначала. Если это не помогает, к допросу приступает полицейский до тех пор, пока не дадите ему $200 (такса), хотя можно сторговаться и на 10 франков, но потом с вас все равно возьмут $200, промутузив 20 часов.
Нигерия – страна катастрофически перенаселенная, и все крутятся, как ненормальные, чтобы выжить и обмануть ближних. Если вы спросите, в ту ли вы сторону идете, вам всегда, чтобы не огорчать, ответят «да», даже в том случае, если дорога ведет в никуда.
Известна история, как один европеец умер в Нигерии. Его жена получила письмо от «нигерийского банка», в котором говорилось о счете в несколько миллионов, оставшемся после ее мужа. Чтобы получить эти деньги, надо было заплатить 80 тысяч налога на наследство. Наконец, когда все было уплачено, она едет в Нигерию чтобы получить обещанные миллионы – и вдруг выясняет, что ни одна из перечисленных в письмах организаций, равно как и упомянутый банк, не существует и в помине, а 80 тысяч были уплачены «в никуда».
Поэтому, чтобы не впутаться в подобную историю, мы сразу выскочили у мыса Пальм в Гвинейский залив, где нас ждал Федор Конюхов, благо со всеми оформленными документами. Что он претерпел при оформлении – это другая история.
Дальше наш путь к Берегу Слоновой Кости, где мы должны по реке добраться до провинции Туба и найти там храм, где собрано древнее искусство Центральной Африки. Мы верим, что мысль можно материализовать, а мечту исполнить. Так выпьем же за исполненье наших мечтаний!