Размышление II прикладная или механическая история

Лев Агни
               

                ПРИКЛАДНАЯ ИСТОРИЯ

   Нельзя считать капитализм, рыночные отношения, индустриализм побеждающими азиатскую традицию, консерватизм, вековые устои, систему общественных ценностей. Пока рано. Думается, западноевропейское вторжение поверхностно. Чем глубже западная цивилизация пытается внедриться в восточное общество, тем сильнее идет сопротивление изнутри. Возможны структурные  преобразования, не подрывающие основы, но суть – традиция, остается неизменным. Именно за такими обществами – будущее человеческой истории. Пока Запад пытается навязать Востоку свои порядки, построить демократию танками и пулеметами, Восток обучается современной науке, новейшим технологиям и смотрит как цивилизованный и гуманный Запад от Ирака до Афганистана насаждает демократические основы, при этом свысока смотрит на колыбель цивилизации. Пакистан только до времени остается союзником США, на его территории скрываются террористы, что обещает новое столкновение между ними. Но Пакистан – не Ирак, и даже не Иран, Пакистан – ядерная держава…так что.. есть над чем поразмыслить…хотя в военном отношении американцы не думают, они просто бомбят все и вся…Факты и статистика не врут.
   
Положение современной Европы напоминает оплоты цивилизации вроде Китая и Римской империи среди океана кочевников, которые слали дипломатов с подарками в надежде откупиться от страшных набегов. Но, чем больше посылалось ценностей, тем больше их хотелось кочевникам, ведь подобные общества живут воинской славой и потребностью к насыщению материальными благами. Послы с откупом еще больше расслаивали общество, отводя угрозу до поры до времени, пока кочевники грызутся между собой. Через два-три поколения придут новые вояки и не захотят воевать между собой, а пойдут на благополучных и богатых оцивилизованных жителей. И тогда создаются военные союзы или приходит новый лидер. И жизненная энергия направляется не в мирное русло,  а на военные походы, грабеж и разрушения.
 
  Если цивилизация, наполняющая ее культура, накапливает множество материальных благ, ценностей, то, следуя биологическому закону «неравенства», социальной пирамиде, жажде славы, внимания, отличительности, общество делится на тех, кто имеет больше возможностей и имущества, и на тех, кто меньше, особенно в какие-то периоды катаклизмов – неурожайности, наводнений и т.д., что создает благоприятную среду для вторжения. И далее. Чем  выше уровень потребления, накопления, тем людям труднее с ними расстаться. Привычные к определенному образу жизни, деятельности (профессии), людям есть что терять и они не хотят подвергать себя лишениям, у них, к тому же, нет военных навыков, чего не скажешь о кочевниках. Помимо привязанности, образу жизни в цивилизованных обществах весьма высок уровень гуманистической культуры, снижающий воинственную экзальтированность, вроде  берсеркеров античных германцев или средневековых викингов.
 
 Теперь перенесемся в современный мир. В страны африканского континента (южнее побережья средиземноморья) европейское сообщество поставляет гуманитарную помощь: медикаменты, продукты питания…Огромное количество людей, не желающее работать, либо работающих с низким уровнем производительности, постоянно увеличивается. Голодных ртов и незанятых рук становится больше. Естественно им нужно чем-то заниматься, промышлять. Кто-то идет в пираты, а кто-то сидит и голодает. На этом фоне происходит политическая борьба, перекройка границ полуцивилизованных-полупервобытных государственных устройств с ярко выраженной окраской военной диктатуры. Вот и выходит: чем больше голодных ртов и пустующих рук вливаются в военную машину, тем сильнее и агрессивнее машина. Терять нечего. Пока что войны в Африке не выходят за пределы континента и его побережья…пока…
 
  Пока мужчины в Европе теряют социальную активность, агрессию, как в странах Скандинавии, мужчины в Африке запасаются автоматами, оттачивают  военное мастерство. Но это продлится еще одно-два столетия и цивилизованным народам африканского побережья потребуются материальные ценности и ресурсы для производства. И где они их будут искать? В вымирающей Европе и в непосредственной близости у российских границ. Добавим сюда климатические изменения, и карата Европы, мира станет неузнаваемой. Богатства всегда будут полезны для поддержания собственной политической платформы, а также для жалования солдатам…Да, и где гарантия того, что НАТО не станет прообразом военного блока стран Африканского континента, либо значительной его части (пускай и с диктаторскими режимами)?
 
  Вызывает интерес и Латинская Америка. Не нужно быть пророком, чтобы не увидеть в ней одну из будущих мировых экономических  держав. А это ответственное положение. Бразилии нужно проводить грамотную, взвешенную внешнею политику, чтобы не быть втянутой в разного рода конфликты. Я это говорю потому, что Бразилия окружена спорными, проблемными странами-территориями.
 
  Но особенно меня беспокоит судьба современной России. Ее огромные размеры, вмещающие в себя столь огромные запасы столь многообразных природных ресурсов, что это уже сегодня служит причиной зависти для государств, обделенных историей.

    В американской прессе с завидным постоянством возникает вопрос о разделе России. После войны  Грузии с Южной Осетией и Россией, еще раз обсуждался вопрос об отделении Чечни от РФ, причем не только прессой, но и политиками-конгрессменами. Так что, Соединенные Штаты Америки во внешней политике не перестанут учитывать данное обстоятельство. Напрашивается ответный ход: давайте провозгласим независимость индейского государства на северо-западе Америки? По-сути, американцы – оккупанты индейской территории, захватчики, проводили геноцид, загоняли в резервации. Где права человека? В запасе нужно иметь ответный ход. Для правительства современной России нужно разработать доктрину, стратегию «ответных ходов», т.е. проводить ту политику к внешнему миру, которую он проводит по отношению к тебе. Например, если США размещают систему ПРО в Чехии и Польше, следует разместить  нашу систему ПРО на Кубе и в  Венесуэле, - для защиты от террористов, но, чтобы радиус полета ракет достигал Вашингтона.
 
 Как мы можем говорить о завершении холодной войны (или ее возобновлении), если иногда по телевизору я наблюдаю за выступлениями конгрессменов, где одни напоминают другим о завершении Холодной войны. Выходит, раз США проводят экспансию в Восточной Европе, расширяя НАТО на восток, значит, в Пентагоне и Белом Доме считают Холодную войну реальностью, а партия противников расширения НАТО не имеет значительной силы, значимого влияния.
 
 Более всего из прочего вышесказанного, меня беспокоит новая угроза гражданской войны в России. При делении Москвы на себя и прочих, особенно на Европейскую и другую, Сибирскую (вместе с Дальним Востоком) части России; при новой экономической и политической мощи еврейского элемента и при набирающих силу националистических тенденциях (в смысле группировок, вроде «неонацистов», где главари являются далеко не славянского происхождения, имеют поддержку в правительстве, чиновничьем аппарате – кто же финансирует?); при расслоении общества на малое число очень богатых и подавляющее большинство очень бедных, и правящая партия, элита не хочет менять положение в стране, она не хочет быть лояльно настроенной к своему собственному народу, так не за горами и новая гражданская война. Надеюсь, я не доживу до нее.
 
 Если сейчас провозглашена борьба с коррупцией, то это означает одно: большая коррупция (в больших размерах) борется с мелкой, чтобы стать более крупной, чтобы на место мелкого посадить «своего» мелкого бюрократа. Получается замкнутый круг, ибо увеличивающийся бюрократический аппарат является опорой правящего клана, связанного круговой порукой. Следует отметить о постепенной чистке «своего клана» и монополизации в его интересах экономики страны. Для того и создана бойцовая собака ФАС. Она предназначена стеречь покой и интересы крыши, до которой не достучаться подвалу, так как перекрытия – бюрократия -   глушит все стоны и звуки тех, кто живет ниже плинтуса. Так про кого это я? Ах, да! про тараканов, мелких насекомых, где-то там, в провинции. Не раздавили, так сами сдохнут.
 
  Впечатление создается такое, что с момента создания кооперативов, началась капитализация общества (декабрь 1985). Но с приходом к власти Путина (2000ые), началась монополизация экономики. Кукловоды Путина, видимо не желают мириться с теми произошедшими упущениями в лихие 1990ые и даже 1980ые, когда на сцене появились главные игроки. Экономика должна находиться в руках небольшого круга лиц (хозяева Путина, да и он бьется не за простую пенсию президента РФ), государство – прикрытие и инструмент. ФАС и Высший суд  призваны устранить сложившееся многочастновладельное положение. Подобные прецеденты с размежеванием политэкономической власти и последующей централизации, в мировой истории уже неоднократно происходили. Остается надеется на лучшее, – власть реально поможет простому народу, а не окончательно добьет «мирным» геноцидом…Верится с трудом…И новые бунты, революции, гражданская война?..Неизбежно…Можно тешить себя иллюзиями, рано или поздно все иллюзии разбиваются о реальность…Хочу сказать только одно: революции происходят от социальных потрясений (революция – итог), а на пике социального возмущения политиканы – будь то Ельцин или Ленин…
                2 марта 2009 
   
                2

   США отказались от активного участия продвижения Украины в НАТО, слишком уж власти «оранжевой республики» скомпрометировали себя. В связи с кризисом, США необходимо идти на некоторое сближение с Россией, финансовое положение обязывает более нормировано и избирательно проводить экспансию в Восточном полушарии, уменьшив воинственное вмешательство в мировое спокойствие. Пока Садам был у власти на всем Ближнем Востоке сохранялся баланс сил. Но с вторжением американцев в Ирак и Афганистан этот баланс нарушился в сторону терроризма, контрабанды, началась анархия. Даже самая плохая власть лучше анархии. Каким бы чудовищным диктатором не был Садам, но он контролировал свои территории, а это блокпост для всей Средней Азии (для западного направления).

Политика размещения ПРО в Чехии и Польше прошла несколько стадий: от частности самой внешней политики США  до нервирования Москвы, с активизацией на постсоветском пространстве. Известно, что десять ракет не имеют ядерного заряда, не представляют угрозы для России, но радиус поражения охватывает Москву, и США игнорирует достигнутое соглашение о не расширении НАТО   на восток, тем самым накаляя обстановку. Сейчас политика размещения ракет носит явный характер разменной карты: мы (американцы) убираем ракеты, вы (россияне)  - не мешаете нам и предоставляете информацию по ядерной программе Ирана.

 В данном случае, как мне кажется, нужно детально разрабатывать стратегию (или доктрину) «ответных ходов». Если бы Россия всерьез заговорила о размещении своей ПРО на Кубе и в Венесуеле, Америка стала бы говорить иначе, отказываясь от своей ПРО в Восточной Европе.

 Администрация Б. Обамы заявила о «перезагрузке», пересмотре отношений с Россией. Значит, значит, и наша политика должна быть соответствующей: вы не лезете на постсоветское пространство, мы не лезем в Латинскую Америку, тогда диалог между двумя странами стал носить более серьезный и конкретный характер; не просто «бла-бла-бла» - и вышла вся «перегрузка-перезагрузка», но выработалась бы целая стратегия,  появились бы принципиальные ответы на принципиальные вопросы. Политика России стала бы более концептуальна,  так как сейчас она разрозненна, разбросана по мелочам, носит отрывочный, локальный характер. Не обязательно Россия должна вырабатывать единую концепцию, как при советской власти, можно выработать несколько концепций для отдельных регионов, сведенные к двум точкам отсчета: 1) чего хочет Россия (ей выгодно) и 2) чего не хочет Россия (не выгодно); отсюда уже и «прыгать» дальше. Концепция влияния России в Европе будет коренным образом отличаться от влияния в Азии.  Проблема России на Ближнем Востоке заключается в том, что, связав себя дружбой с Сирией и с другими извечными противниками Израиля, Россия не может установить с ним более тесные и дружеские отношения.

  История, историческое развитие диктуют свои условия. США, оторванные территорией от Африки и Евразии океаном, не в состоянии полноценно доминировать в Восточном полушарии. Ареал влияния США естественным образом простираются на Канаду и Латинскую Америку. Исторические условия сложились так, что естественным ареалом влияния России является Скандинавия (особенно Финляндия), вся Восточная Европа, включая балканские страны, кроме Греции, Ближний Восток и Передняя Азия, вся Средняя Азия, проблемный Индокитайский регион, Дальний восток. Если сблизиться с Индией, автоматически испортятся отношения с Китаем, и наоборот. Сейчас камнем преткновения является Тибет, помимо всего прочего. С Россией у Японии больше общего, чем с США, на мой взгляд. В свое время мне приходилось специально заниматься историей русско-японских отношений…Если мы не освоим Курилы, за нас это сделают перенаселенные Китай и Япония. Совместное освоение Курил (в плане экономического сотрудничества), предоставление льгот, в обмен на официальный от территориальных претензий. Если государство не хочет осваивать Курилы, это нужно дать делать японцам. Иного выхода я не вижу. Насколько мне известно, российское правительство уже работает  в данном направлении.

Исходя из современной ситуации, тенденции к сокращению численности российского народа на Дальнем Востоке, Россия вскоре не сможет охранять и защищать свои территории в этом регионе (накладно бдеть пустые земли). Однажды такое произошло. В прошлом, Япония силой присоединила к себе наши дальневосточные земли, никому не было до них дела, затем официально царское правительство признало свой отказ...  Научит ли нас чему-нибудь история или мы снова будем рогом искать залежавшиеся грабли?

                14 марта 2009