Возвращение блудного сына

Михаил Беленкин
Пожалуй ни один из величайших мастеров живописи не оставил после себя столь скудного описания своих мыслей и воззрений, как  Рембрандт Харменс ван Рейн. Его искусство по сей день является величайшей загадкой и окутано легендами и вымыслом. Семь писем, в которых описывались предметы не столь близкие к живописи мастера, одна подробная опись имущества банкрота, составленная для аукциона, да несколько довольно скудных упоминаний современников. И при этом 2300 законченных произведений, из которых  более 600 полотен, 1400 рисунков и 300 гравюр. Огромная прижизненная известность, когда  в путевых записках английского путешественника из художников Фландрии упоминается лишь фамилия Рембрандта, которая первая и которая на слуху. Около ста автопортретов разных периодов бурной жизни, полной удивительного творческого трудолюбия, озарений и размышлений, удач, шумных праздников и невосполнимых утрат, несчастий и падений. И еще более оглушительная посмертная слава, пришедшая через два века после смерти,  предмет неиссякаемой гордости всех жителей родного его Лейдена, да и всей Голландии, восторг и преклонение живописцев всех последующих эпох. Но при всей скудости прижизненных записок самого художника и упоминаний о нем, расшифровка его взглядов кроется в его произведениях, где удивительное, непостижимое мастерство живописца, отчетливо выявляет страсти эмоции и глубокие размышления мастера.
      Рембрандт родился в Лейдене 15 июля 1606 года  в семье  зажиточного мельника Хармена Ван Рейна. При этом он практически являлся ровесником независимого Голландского государства. Много веков «провинции Нижних Стран» (Нидерландов, Бельгии и Люксембурга) жили под игом католической Испанской империи. В 1609 году, когда Рембрандту исполнилось 3 года, армия   штатгальтера семи провинций Морица Оранского   после трех блестящих побед овладела сорока городами и фактически добилась полной независимости  от Испании. 
Рембрандт получил хорошее по тому времени образование, закончив Латинскую школу в Лейдене, которая готовила учеников для поступления в Лейденский Университет. Однако, проучившись несколько месяцев, Рембрандт ушел из Университета, решив посвятить себя изобразительному искусству, которое все более захватывало все его помыслы. Родители поддержали его желание учиться живописи и рисунку. Имя первого учителя Рембрандта неизвестно. Вторым его учителем был Лейденский живописец Якоб ван Сваненбург, который  научил  юного художника основам мастерства рисунка и живописи, при этом Рембрандт продемонстрировал такие потрясающие  способности, что уже к  концу второго года обучения стало ясно, что он превзошел своего учителя. Это побудило родителей отправить его для дальнейшей учебы в Амстердам.  Дело в том, что в независимых Соединенных провинциях царила невиданная для тогдашней эпохи демократия, и сын мельника вполне мог добиться любого, даже самого высокого положения в обществе. Отношение к живописи и к художникам в то время было особенным.
      С одной стороны,  у живописцев не было традиционных покровителей – аристократов, правителей городов-республик, или могущественных королей и императоров. Кроме того, католическая церковь с ее  блестящим папским двором, который поощрял высокие искусства, тоже никак не влияла на живопись провинций, где главенствовала Реформация, в первую очередь кальвинизм. Представители Оранской Династии, хотя один из них и стал позднее королем могущественной Британской империи, в те времена, ничтожно мало  содействовали искусству, хотя иногда и заказывали живописные работы. Однако появились новые почитатели прекрасного – простые городские граждане, быстро богатеющие бюргеры, которые быстро оценили прелесть украшения своего быта живописными полотнами художников. Спрос на художественные произведения был огромен, и художники были людьми уважаемыми и успешными. Как с удивлением через двадцать лет писал  об этом английский путешественник Питер Мунди в 1640 году: «Что же до искусства живописи и пристрастия людей к картинам, я полагаю, что сия страна  является непревзойденной в оном ремесле и наделена множеством выдающихся мастеров, среди коих ныне здравствующие - таковые как Рембрандт и т.д. Все без исключения стремятся украсить свои жилища, особливо прихожие и гостиные, ценными произведениями…»
В Амстердаме Рембрандт учился у Питера Ластмана, который славился своими картинами на исторические темы. Рембрандт многому научился у Ластмана,  в частности писанию многофигурных композиций, особенно на библейские темы, которые, однако, в те времена не пользовались у голландцев большой популярностью. Но очень скоро  стало ясно, что Рембрандт превосходит своего учителями в искусстве живописи, особенно в области колорита, где ему тогда уже не было равных. В формировании удивительно свето-теневого контраста, в сочетании с блестящим реализмом, несомненное влияние  на молодого Рембрандта оказали очень популярные тогда произведения великого итальянца Микеланжело Меризи да Караваджо, перевернувшего живопись той эпохи.(http://proza.ru/2009/11/07/821) Поэтому в 1625 году Рембрандт возвратился в Лейден, где стал независимым мастером. У него быстро появились ученики и многочисленные заказчики. Вместе со своим учеником и другом Яном Ливенсом, молодой Рембрандт создал здесь много замечательных полотен, где отчетливо проявилось совершенствование его мастерства. Известно, что шедевры давались художнику с большим трудом, и он много и напряженно работал. Однако настоящие возможности для проявления себя, конечно, открывал растущий и процветающий Амстердам.
В 1629 году Лейден  посетил один из выдающихся деятелей   той эпохи - Константин Гюйгенс,   богатый аристократ крупный политик, дипломат, личный секретарь Фредерика Генриха Оранского, и при этом блестящий литератор и знаток изобразительного искусства. Известность Рембрандта и Ливенса в Лейдене достигла такого размера, что Гюйгенс с большим интересом посетил их мастерскую в 1629 году и сразу по достоинству  оценил масштаб дарования Рембрандта. Это явилось причиной того, что Константин Гюйгенс  предложил свое покровительство начинающему живописцу, что  побудило последнего отправится в 1631 году в  Амстердам. То был счастливый путь к  признанию, богатству и славе, которые ждали художника в этом славном и богатом городе.
Гюйгенс не обманул ожиданий Рембрандта и организовал ему сразу несколько ценных заказов. Выполнение этих заказов имело шумный успех. Благодаря своему таланту и трудолюбию Рембрандт стал одним из известнейших и популярнейших голландских живописцев. При этом стало ясно, что появился новый непревзойденный мастер колорита, гениально передающий все оттенки светотени, умеющего осветить предмет изнутри как бы внутренним светом.  При этом отмечалась необычность и глубина трактовки им библейских сюжетов,  героями которых стали не античные герои, а скромные жители еврейского квартала Амстердама. Вместе с известностью, богатством и славой к Рембрандту пришла и любовь. В 1632 году он познакомился с Саскией ван Эйленбург, дочерью богатого бургомистра города Лейвардена. Роскошная свадьба с Саскией в 1634 году, богатое приданное, благосклонный прием в высшем обществе Амстердама, и  при этом слава и признание в любимом деле. Чего еще можно желать человеку? Однако есть немало указаний на то, что, находясь на вершине счастья, молодой Рембрандт хорошо понимал, всю бренность мирского счастья и успеха, ибо как сказано: « и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял…» (Иов.1:21,22). В 1635 году он пишет довольно загадочное произведение, известное как «Автопортрет с Саскией на коленях».
Следует отметить, что для всего творчества художника было характерно изображение себя самого, как героя многих исторических и библейских сюжетов. В своих автопортретах Рембрандт также изображает себя в виде разных персонажей и лиц. Столь же часто отмечалось и использование им образа своей жены Саскии как героини многих жанровых картин.
Так в «Автопортрете с Саскией», Рембрандт представлен в виде кавалера  в роскошной одежде и со шпагой с плюмажем. В настоящее время достаточно убедительным считается мнение, что это полотно является иллюстрацией к евангельскому сюжету о блудном сыне, а именно к эпизоду  его разгульной жизни.  «По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно»  (Лук.15:13). Несомненно, что действие, отображенное в этом полотне, происходит в трактире, о чем свидетельствует и темная доска, на которой  писался счет посетителям, в левом верхнем углу картины, и фигуры музыкантов, позже закрашенных самим Рембрандтом, а главное – выражение лиц действующих героев. У роскошно одетого кавалера веселье и блаженная улыбка, у женщины - спокойствие и равнодушие. К притче о блудном сыне в этот период художник обращается снова и снова, словно напоминая об опасности ухода в мир порока и наслаждений. Именно с этим связано то, что к этому времени относиться и рисунок Рембрандта, на котором молодая женщина сидит на коленях богато одетого молодого человека, а также созданный в следующем году офорт, на котором изображена встреча блудного сына  с отцом. Фигуры отца и сына словно стремятся друг к другу.  На лице сына сложное чувство раскаяния и мольбы, весь же облик отца выражает собой прощение и любовь. Три расположенные на заднем плане фигуры всем обликом своим выражают равнодушие и безразличие.
Правдивость этой версии подтверждают и произведения живописцев той эпохи, традиционно изображавших историю блудного сына как серию последовательных сюжетов. Особенно интересна такая серия картин, написанная в 1660-1670 годах блестящим испанцем Бартоломе Эстебаном Мурильо.   
Обращение к этому сюжету в годы богатства, славы и благоденствия, говорят о понимании Рембрандтом бренности богатых даров судьбы, эфемерности мирского успеха. «Всё временно и тлен,- сказал когда-то великий Шекспир, -  беда и радость в дикости причуд сметают сами, что произведут». Страшные утраты стали преследовать мастера  уже с 1636 года. Он лишился трех своих новорожденных детей, матери и, наконец, в 1642 году его постигла самая страшная утрата – смерть горячо любимой жены.  В эти же годы отмечалось падение популярности художника, связанное с независимостью его взглядов, желанием совершенствовать стиль  живописи, освоить новые высоты мастерства, без оглядки на  вкусы его богатых заказчиков. Большие траты и растущие долги породили серьезные финансовые трудности, что в конечном итоге привело   его к банкротству  в 1657 году. Художник переносил ужасные утраты стоически « ибо ужасное, чего я ужасался, то и постигло меня; и чего я боялся, то и пришло ко мне» (Иов.3:25). Он продолжал неуклонно работать, несмотря на  все перипетии судьбы. В жизни его еще наступали небольшие светлые полосы :  любовь  к Хендрикье Стоффельс,  взросление любимого сына, некоторая стабилизация материального положения. Но все снова рухнуло в 1663 году, когда умерла Хендрикье, а скоро и любимый сын Титус.  Через шесть лет, Рембрандт пишет последнюю главную картину на тему «Возвращение блудного сына», как бы подводя итог своей жизни.
Надо отметить, что все религиозные картины Рембрандта, написанные в эти тяжелые последние годы жизни пронизаны смирением перед всемогуществом божественной воли и  ощущением ничтожности и слабости человека. Эти произведения можно считать вершиной творчества художника, ибо они сочетали в себе необычайную человеческую и творческую зрелость мастера.  Рембрандт пришел к мысли, что каждый человек,  грешный и даже падший  возвращается к Господу- Отцу своему, который всегда милосерден к заблудшим и ждет их, полный отеческой любви.  Рембрандт, снова изобразил момент встречи блудного сына с отцом: « И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.
 Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим…» Он изменил композицию картины, повернув сына спиной к зрителю, будто утверждая вслед за Писанием: каждый из нас блудный сын на жизненном пути своем и любящий Отец ждет его в свои всепрощающие объятья. Не только композиционно, но и колористически две главные фигуры выделены на полотне, как бы выступая из него. Хотя у сына практически не видно лица, мы чувствуем его безмерное смирение и раскаяние, как и силу беспредельной любви и прощения отца. Воздействие этого полотна на зрителя удивительно и фантастично. В нем воедино сливаются и мастерски написанные фигуры и совершенно необыкновенная игра светотени, подчеркивающей философскую глубину происходящего. И мы слышим пророческие слова писания: «   Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое,
 а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лук.15:31,32)

Картина «Возвращение блудного сына» после смерти художника поменяла нескольких владельцев, пока  в  1767  году блестящий екатерининский вельможа, дипломат и писатель, князь Дмитрий  Алексеевич Голицын, выполняя поручение Государыни,- не купил ее для  петербургского Эрмитажа у парижского коллекционера д'Азезюна. Картина сразу стала гордостью и украшением  Российского императорского собрания, как и многие  работы великого мастера, украсили  живописные коллекции  многих королей и императоров, а позже лучших музеев мира. Теперь благодарные земляки художника с упоением вспоминают пророческие слова его адвоката Ван дер Пита, сказанные в 1657 году на суде: « Я говорю здесь не только как адвокат должника, я говорю от имени всего человечества, которое хочет отвести незаслуженные удары судьбы от одного из великих сыновей его…равных Шекспиру! Подумайте все, находящиеся здесь: нас покроют могильные холмы, мы исчезнем из памяти потомков, а имя Рембрандта еще столетия будет греметь над миром, и его сияющие произведения будут гордостью всей земли!»».