Новелла новая жизнь

Татьяна Чап
 Алексей Иванович проснулся очень рано. Открыв глаза, понял, что он не смог отдохнуть и эту ночь. Мысли тревожно крутились в его голове. Чувство неизвестности, словно тяжелый камень, до боли в сердце, сдавливал грудь. Он нервно закурил и мысленно начал разговор с самим собой:"Ну, что я так расстроился? Ну, и сократят. Мне что теперь, с ума сойти что ли? Руки , ноги, голова на месте. Найду им применение. Не я же один такой несчастный. Пол-страны в такой передрязге. Кризис. Будь он неладен! Отработал 28 лет на госпредприятии. Не платили зарплату годами. Чтобы прокормить семью устроился в этот автосервис. Платили прилично. Правда работать приходилось нелегко, практически без выходных и не разу за 8 лет работы не был в отпуске... Перед глазами, как в немом кино пролетели кадры жизни. Школа, работа, армия, институт и снова работа. Дети выросли и вылетели из родного гнезда, создав свои семьи. Долго не могли привыкнуть с женой,  жить без них. Для них жили: сначала растили, потом помогли получить образование, сыграли обеим свадьбу. Все скопленные сбережения отдали им на квартиры. Думали еще поработать и пожить для себя. На тебе, это сокращение, о котором начали говорить два месяца назад. Сегодня окончательно объявят о реорганизации предприятия и сокращение практически всего персонала..."
Тяжело вздохнув, он начал собираться на последний рабочий день. Жена его приготовила завтрак и ждала его за столом. Он медленно пил чай и наблюдал за женой. И ей тоже досталось от этого кризиса. Да, и школу, где жена преподавала биологию и географию, тоже ,как нестранно, коснулся кризис. Казалось бы образование причем? А вот , нет! Из-за денег сократили часы и в первую очередь пенсионерам, а она уже несколько лет состоит в этих рядах. Вижу, переживает, но не подает виду. Не буду я,   ее еще своими проблемами нагружать. Что-нибудь надо придумать! Поиски работы в предыдущие недели не увенчались успехом. Везде сокращение, а там где требуются,  нужны молодые и в основном в сферу торговли. Да, и это не по мне."
Возмущенная толпа рабочих и служащих стояла на рабочем участке. "Иваныч!",- обратился к нему его бригадир. "Ты, слыхал, что удумали? Всех увольняют по собственному желанию! А я вот не буду писать! Пусть увольняют по закону, со всеми выплатами!", - продолжал бригадир с раздражением. Видно было, как тяжело и обидно на его душе. Несложно понять. Четверо детей, жена-инвалид. С его возрастом тоже нелегко будет найти работу.
"Не напишешь, уволят по статье!,- подхватил разговор другой рабочий: "Придраться и к столбу можно...". Алексей Иванович оглядел народ и продолжал рассуждать молча. Вот он, полный беспредел! Нет власти, нет и порядка! Что хотят, то и воротят! С экрана одно, а в жизни все наоборот! Кому верить!? Кому? Себе? Иди, жалуйся на них. Еще доказать надо, что заставили написать по собственному..., когда своей рукой написано. Да, и поиск правды себе дороже станет!
Люди возмущались, спорили, ругали и власть, и хозяев предприятия, говорили о том, как жить дальше. Алексей Иванович обреченно вздохнул , сел за стол, написал заявление об увольние и передал руководству. Выстояв у кассы очередь и получив через некоторое время расчет за отработанный месяц , направился к выходу. Его догнал мастер с соседнего участка и спросил:" Ты куда теперь, Иваныч? Может с горя посидим...? Мне сегодня можно, а вот завтра на новую работу.""Нашел!,- удивленно спросил Алексей Иванович,-"Где?" Он знал, что он уже давно, кроме основной работы временами таксовал на своей машине. "Устроился охранником в фирму. Буду работать и таксовать. Куда деваться?! Выкрутимся! Не впервой", -оптимистическим настроем ответил мастер.
"Я рад за тебя! Молодец! А я вот все думаю...", продолжил Алексей Иванович.
Он вышел из ворот автосервиса и направился домой. Проходя мимо ларьков с цветами, он залюбовался их красотой. Вдруг вспомнил завтра "День влюбленных". С утра с экрана уже предупреждали и оповещали об этом дне. Прижился праздник и у нас. Что же, когда доброе приживается, это неплохо. Дополнительное внимание к своей половинке никогда лишним не бывает. Он зашел в павильон и стал выбирать букет. Обилие цветов мешало сделать выбор. Продавец любезно и умело стала предлагать и формировать букет. Вместе с понравившимся букетом она вручила красное сердечко со словами:"А это от нашей фирмы в честь праздника. Спасибо за покупку!". Довольный покупкой Алексей Иванович направился домой. Вот жена обрадуется этим красивым красно-желтым розам. Она очень любит цветы. Вся квартира в зелени. Какие-то небольшие красные и белые мелкие розочки умудряется выращивать в горшочках. Пока ее нет дома, поставлю букет на лоджию. Завтра подарю.
Дома он рассматривал букет, устанавливая его в вазу, но мысль о том, что он теперь безработный вернула его вновь в тревожное состояние. Безработный. Жалко и до пенсии осталось всего ничего, чуть более года. На что жить? На небольшую пенсию жены? Вот это загнали в угол! Слава Богу, еще здоровье не особо беспокоит. Он продолжал рассуждать и искать выход, отключившись от действительности, и потому не сразу услышал звонок телефона.
-Да. А Дмитрий, здравствуй! -услышал он голос бывшего сослуживца, с которым проработали не один десяток лет. Вместе ушли с завода. Только он работал в частной нефтеперерабатывающей кампании. Получал нормально, но часто жаловался на здоровье и беспокоился, что из-за вынужденных больничных листов могут попросить вежливо с работы. Он старался не злоупотреблять ими, но иногда это не удавалось.
-Леша, здравствуй. У меня беда мать умерла в деревне. Помоги мне...
-О чем разговор?! Ты где сейчас?
-Подъезжаю к твоему дому.
-Давай заходи ко мне. Я собираюсь. Теперь я безработный... Жду.
Чего собираться то мне? Нищему собраться-только попоясаться. Тьфу! Нищий. Опять эти тягостные мысли. Есть выход! Надо только найти. Он вспомнил родителей, их рассказ о том, как в детском возрасте пережили революцию вместе с коллективизацией и гражданской войной одновременно. Волна от раскаченной колыбели революции в 1917 года до глубинок России докатилась цунами. Потом ужасы голодных лет ... Война. Выстоял народ!
Отец воевал три года. После тяжелого ранения вернулся без ноги домой. Раны мучили его годами непрерывно. Наверное, поэтому после войны он прожил всего пять лет. Алексей не помнил отца. Ему не было и года, когда он умер.
Звонок в дверь вернул Алексея из воспоминаний в действительность. Дмитрий вошел. Они поговорили о своих бедах и проблемах. Договорились о поддержке.
Утром Алексей поздравил жену, рассказал о последнем дне работы, стараясь поддержать жену. К его удивлению, она нисколько не огорчилась. Наоборот стала успокаивать его, уговаривать, не принимать близко к сердцу. Стала приводить примеры из жизни знакомых, которые довели себя до глубокой депрессии или до больничной койки, когда уже исправить что-либо или улучшить ситуацию стало невозможно. Убеждала Алексея, что в жизни человеку крайне необходимы перемены. Жизнь не стоячее и мутное болото, а река бурная с прозрачной и чистой водой. Никому и никогда не удавалось прожить сладко и гладко, без переживаний, перемен, радостей и печалей. Все природе претерпевает изменения периодически. Однако природа хуже не становится, даже несмотря, что человек пытается в нее внести свои поправки плохие и хорошие. Чем человек отличается от природы. Он-ее частица. К тому же, продолжала жена, мы подошли к такому возрасту, что настала пора перестраиваться на другой период жизни. И перемены неотвратимы. Просто твое увольнение-это и есть начало перемен. Не отвергать сейчас надо изменения в жизни, а принимать как само собой разумеещееся.  Долго продолжала бы жена говорить Алексею, который внимательно ее слушал и молчал, приезд друга прервал их беседу.
Алексей помог другу похоронить мать деревне, в которой когда-то был совхоз. Занимались животноводством, сеяли рожь и пшеницу. Теперь от совхоза остались руины ферм и пустующие поля. Жителей в деревне было немного, чуть более 20 домов. В основном старики. Чуть поодаль ближе к небольшой речушке, строили новые русские дачные коттеджи, которые на фоне старых деревянных домиков и пустующих полей смотрелись замками.
Дом, в котором жила мать Дмитрия, был небольшой и состоял из двух комнат. Земли было очень много. В маленьком сарае была корова и несколько кур и гусей. Когда же бабушка успевала со всем хозяйством управляться? Думал Алексей. Конечно, Дмитрий помогал, но и своего труда здесь надо приложить немало. А ведь у ней был солидный возраст. По словам Дмитрия, он несколько раз уговаривал мать переехать к ней жить, но она и слушать не хотела.
-Что с домом будешь делать? -спросил Алексей друга.
-Голова кругом идет!- ответил Дмитрий. Кому нужен этот дом и это все хозяйство? Разом не продать весь скот, а завтра- на работу. Отдам соседям, вроде договорился, а будет время, решу...
Они возвращались домой и разговаривали о жизни, о работе, о детях... Давно не виделись. Было есть о чем поговорить.
Вернувшись, домой Алексей рассказал жене о похоронах, о деревне, о доме, о матери Дмитрия и о разговоре с другом.
Усевшись, в мягкое кресло Алексей включил телевизор и стал смотреть фильм, не вникая в его суть. Разум его настойчиво не хотел подчиняться и примириться происшедшим переменам. Мысль "искать работу" и "не быть иждивенцем на шее у жены" не выходила из головы. Началась очередная реклама. Алексей перекинул взгляд на журнальный столик, где лежали новые книги "Цветоводство" и газеты "Дачница".
Вдруг словно вспышкой яркого света родилась мысль. Уехать в деревню, завести хозяйство. Земля всегда во все времена спасала человека. Кризис кризисом, а рядом с огородом никто еще от голода не умер. Он посмотрел на жену и предложил ей свою идею. Помолчав минуту, видимо от удивления и неожиданности, она с радостью согласилась. Они начали обдумывать предложение. Соглашались, что это очень крутой поворот в жизни, что будет тяжело без благ цивилизации. Наряду с этим стали перечислять плюсы деревенской жизни: заведут хозяйство, построят теплицу, где будут выращивать цветы и овощи, посадят огород... К тому же давно пора сменить и малоподвижный образ жизни, от которого стали полнеть, на активный и полезный. Загоревшись идеей и планами новой жизни, Алексей решил, не откладывая до утра, позвонить Дмитрию и попросить у него дом на время. Услышав от друга одобрительное "переезжай хоть сейчас", у Алексея открылось второе дыхание. Супруги долго еще обговаривали перспективы новой жизни. Жена предложила поменять свою трехкомнатную квартиру на однокомнатную дочери, которую если продать, то им хватит и благоустроить дом и приобрести хозяйство.
Первую ночь Алексей Иванович уснул сном младенца. На душе отлегло от безысходности и неизвестности, от радости, что найден выход.
Дети, услышав от родителей такое решение, обрадовались. Зять и сын с азартом стали предлагать помощь в строительстве дома, бани, теплицы. Они не дожидаясь переезда, вместе с отцом объездили контейнерные площадки города, где собрали старые демонтированные рамы. Связались с фирмой по установке пластиковых окон и взяли адреса заказчиков, которые, кто с радостью и даром, кто за символическую плату отдавали деревянные рамы. Прошло чуть более недели, старый дом было не узнать. Стройматериалами был занят весь маленький дом. Грандиозные планы новой жизни осуществлялись с каждым днем, с каждым часом. Усталые от забот в новой жизни, опьяненные чистым воздухом, от радости собственного труда для собственного блага, супруги были переполнены новым счастьем. Но больше всех радовались внуки. Они наперебой не уставали спрашивать всех взрослых по очереди  про речку, где будут рыбачить и купаться.
Радикальные и не так давно пугающие своей неизвестностью, перемены , словно солнечное утро, открыли страницу новой жизни в эпоху очередного смутного времени, которому дали имя "кризис".