Возраст женщины

Нина Левина
Мне задали вопрос о возрасте.
Когда я интересуюсь возрастом человека? Ну, скажем, встретила что-то интересное в литературе – статья критическая, стихи, проза. Прочла, понравилось. «А сколько лет автору?» Зачем? А затем – есть ли что-то еще, где печатается – найти и прочесть! Скажем, узнала – уже не молод, значит, лезу в авторские списки «Журнального зала» и скачиваю всё подряд. Узнаю, например, что ему семьдесят лет, что он, например, – физик, восхищаюсь многосторонностью дарования и предвкушаю разнообразие тем – и не ошибаюсь! (Это я про Николая Работнова. Недавно ушёл. Жалко! Умнейший человек и замечательный публицист).
Теперь – автор молод. Ага, значит, будет «расти». Тоже интересно! Следить за судьбой и развитием таланта. Иногда разочаровываешься – явно деградирует (может, временно, - идут поиски себя), иногда с удовольствием, и как, кажется, Батюшков о Пушкине, хочется сказать – "Ах, как стал писать, этот злодей!"
Но почему всегда чувствуешь, что на тебе защелкивается пружина капкана, когда задают вопрос о возрасте корреспонденты из интернета или знакомые лишь по переписке?
Почему женщина, у которой уже и бальзаковский возраст позади, чувствует себя почти ущербной, слыша вопрос о возрасте? Как будто на её совести «злодейств по меньшей мере – три»?
Один из моих корреспондентов, младше меня на полтора десятка лет, уверял, что я младше его. Не знала, радоваться или печалиться. Мне-то были безразличны его года, он интересен изнутри, его судьба, его творчество, его статьи со своеобразным взглядом на писателей и поэтов, часто расходящимся с моим, его вкус мне импонировал, через него я вышла на нескольких интересных писателей, поэтов, критиков.
А он был просто «убит», когда мне пришлось сказать свой возраст, и надолго «свернул» нашу переписку, продолжавшуюся почти год. Потом, правда, она восстановилась, и мы теперь - виртуальные друзья. Это и понятно: духовные родственники на паркете не валяются, пойди-ка поищи!
Но тогда для меня его исчезновение - как последние такты «Болеро» Равеля!
Если интересен внутренний мир человека, какая разница – сколько ему лет?

И вот тут приходит на ум - всё дело в поле, моём поле, женском.
Ведь у нас (у нас, это в России, я не знаю, как в других странах... Вроде бы получше, хотя цена этого «получше» мне не известна) возраст именно женщины (не мужчины) для её местоположения в обществе на первом месте – не внешность, не дарования, не прошлые заслуги – возраст!
До сорока, имей ты неплохую внешность, энергический характер, хорошую профессиональную подготовку, связи – всё вместе или хотя бы некоторые из этих качеств – ты место себе «под солнцем» найдёшь. И тогда держись за него зубами, потому что после 45-50-ти твои шансы снижаются до нуля. Не дай Бог – проявишь строптивость, тот же энергический характер в каком-то конфликте – отбросят – и больше не встанешь! А начнешь восстанавливаться, увидишь – тебе будут улыбаться, проявлять внешние знаки уважения, целовать на прощание руку – но никто тебя не приблизит!
Значительный возраст для женщины – всё равно, что совершённый когда-то, (но не забытый), очень неблаговидный поступок. ...Будто ты своим приближением портишь репутацию знакомого.
Вежливые и воспитанные будут тебе улыбаться, оказывать знаки внимания и будут довольны собою, что такой приятной женщине они тоже были приятны. Но вводить женщину в возрасте в свой круг (рабочий или внерабочий, я не говорю о случаях, когда женщина входит в него, как партнёр) – нет!
И я спрашиваю – почему?
Похоже, в России у женщины утилитарное назначение – приносить пользу и удовольствие, причем одновременно. Правда, молодым и (каким же? может быть, «податливым»? нет, не буду ханжой!) пусть, «кокетливым» - достаточно приносить только удовольствие.
Но я же говорю о женщинах вообще, не зависимо от количества прожитых лет.

И ведь такой тереотип поведения распространился и на самих женщин! У них тоже вытягивается лицо, когда они слышат о возрасте своих «соплеменниц», выходящем за рамки возможных пользы и удовольствия.
«Старая ведьма»! Может быть, и старая (лучше всё же - «почтенная» или «пожилая»), но почему «ведьма»?
А по той поговорке – «назови человека свиньей не раз и не два, он и захрюкает», и женщина – если к ней вот так, и она «захрюкает» - от отчаяния.
Внутри-то ей не больше 35-ти! На них она себя и чувствует...
...Как и мужчина, вероятно.
Но поживший мужчина – это, по молчаливому согласию, кладезь мудрости, опыта, воспоминаний и свидетельств. Он может отвести беду, успокоить растерявшегося, поддержать сомневающегося…

Всё это может и женщина.
Но как Она это сделает!..
Только при условии - не напоминайте ей о возрасте!