1654 г

Любовь Рунова
Список осажденных царем Алексеем Михайловичем в Смоленске в 1654 году

C П И С О К
и. м. панов обывателей, воеводства Смоленскаго, находящихся в осаде в Смоленске от царя Алексея Михайловича и войск его, при Я. В. М. п. Филиппе Казимере Обуховиче, воеводе Смоленском, лично и с челядью своею и с теми, которые, за своим отсутствием, на свое место ставили почты (даточных людей) а также и господарей; - по распоряжению воеводы Смоленскаго составленный и. м. подкоморием Самуилом Друцким-Соколинским, Станиславом Униховским подсудком, Александром Парчевским писарем Земским, и Ольбрехтом Голимонтом, подчашником Лидским и городским судьею, - чиновниками Смоленскими в 1654 г. месяца июня 9-го дня.

.................................................
...................................................

Ваврынец Копец с владения жены своей, бывшей Дмуховской с Державина сам лично –1. А его пасынки Дмуховские никого не ставили.
Войцех Дмуховский с Сельца в стане Еленском – 1.

Ян Дмуховский с части им. Дерявина и Алаблова сам – 1.


Александр Пушкин с Лебова и Рогачева сам – 2.

Ян Пушкин с Щербинина – 1.


И. м. отцы Иезуиты Смоленские с купленных деревень на Бурсу, с маетности назначили трех хлопов – 3.

От отцов Иезуитов Витебских с Бибирева и других имений хлоп – 1.
 

Источник: Список осажденных царем Алексеем Михайловичем в Смоленске в 1654 году // Книга Смоленскаго Земскаго Суда за 1654 г., хранящейся в Виленском центральном архиве, № 15563, листы 3-18.


*http://globus.tut.by/type_tno_manors.htm


Ягайло (Яков), или Владислав II - Кревский и Витебский князь, Великий князь Литовский (с 1377 по 1392 г. г.), с 1386 г. - король  Польский Владислав II, основатель династии Ягеллонов. Родился примерно в 1350 г. Сын Великого князя Литовского Ольгерда и православной княгини Ульяны (Юлиянии) Тверской.

 До 1380-х годов Бобруйщина была в числе его земель, а в 1387 году Ягайло передал обе части Бобруйского староства, Виленскую и Трокскую, своему брату Скиргайле.

 Трудно назвать другого человека со множеством выдающихся качеств, которые были бы направлены исключительно на исправление своих собственных промашек, пороков, преступлений и предательств. Любой его положительный поступок тут же сводился на нет отрицательным, а отрицательный завершался положительным. Столько бедствий, сколько он причинил русским литвинам (белорусам) и балтским литвинам (литовцам), полякам, малороссам, жителям восточных русских княжеств, пруссам, жмудинам и немцам, вряд ли причинил самый непримиримый из врагов. Все они в или иной период считали его "своим", но для таких, как Ягайло, нет "своих", и даже близких родственников он не считал вполне "своими".

 Ущербность Ягайло и его приверженность поведенческому коду более ранней эпохи (отстоящей на 100 - 150 лет), когда крайнее вероломство, жестокость и предательство были в порядке вещей, следует искать в его родословной, в династическом соперничестве, в особенностях его детства, отрочества и родственных связей.

 По сложившейся в Литве традиции, великие литовские князья брали в жёны в основном русских православных княгинь. Своих дочерей они выдавали замуж за русских православных князей.

 Все дочери отца Ягайло - Ольгерда - от первого брака были женами Рюриковичей: Агриппина (в крещении Мария) - жена Бориса Константиновича Нижегородского, Федора - Святослава Титовича Карачевского, неизвестная по имени - Ивана Новосильского и Одоевского. Дочери Ольгерда от второго брака: Елена - жена Владимира Андреевича Храброго, Мария - Давыда Дмитриевича Городецкого. (Дворянские роды Российской империи. СПб., 1995. Т.2.).

 Перед смертью Ольгерд вернулся к православию, принял крещение с именем Александр - и облекся в схиму с именем Алексий.

 Однако, по слухам того времени, не только язычество и христианство (православие и католицизм) бытовали в Великом княжестве Литовском XIII - XV веков, но и мусульманская и еврейская вера. Из еврейских источников XIV в. известно, что Ягайло, якобы, прошёл обряд обрезания и тайно принял иудаизм, получив по обрезанию имя Яков (Иаков). По другой версии, обрезания он не делал, но находился под влиянием еврейских миссионеров и проповедников. В конце жизни под влияние евреев попадает сам Ольгерд, нарушая как языческие, так и христианские обычаи.

 Одним из главных и мудрых древних законов Литвы считалась практика передачи княжеского стола старшему наследнику. После смерти государя власть получал его брат, следующий по старшинству, и уж затем только его старший сын. Однако, Ольгерд, старший сын Гедимина, нарушает древний закон. Согласно его воле, власть переходит не к его брату Кейстуту, как следовало по закону, а к старшему сыну от второй жены Ульяны Тверской, т. е. к Ягайло. Ольгерд был женат дважды: в первый раз на витебской княжне Марии Ярославовне (1320 г.), от которой имел пять сыновей, старшим из коих был Андрей. Как видим, в процессе передачи власти Ольгерд нарушил традиции Литвы дважды. Он сам и заложил зародыш конфликта.


*Лев Гунин. ИСТОРИЯ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА ЛИТОВСКОГО



*продолжение (http://www.proza.ru/2009/04/25/148)