Немцы и освободители глазами 7-летней девочки

Анатолий Секретарев
Немцы в Виннице (воспоминания Ларисы Георгиевны Бельченко 1937 г.р.)
.                (А.С. вычитал  и отредактировал 18.07.2008)
 
  Я была совсем маленькой, но кое-какие эпизоды стоят у меня перед глазами.
  Помню облаву на Каличе (один из винницких базаров - А.С.). Мы с мамой отправились на базар, и вдруг отовсюду солдаты в грузовиках, овчарки. Базар оцепили, люди мечутся, кричат. Я страшно перепугалась и стала плакать. Немецкий офицер, услышав мои рыданья, поднял руку, и солдаты из оцепления пропустили нас с мамой. Мы бросились к православному кладбищу. Там сховались среди могильных холмиков и переждали эту облаву, во время которой немцы забирали тех, кого угоняли в Германию.
  Еще мама рассказывала, что в парке, на том месте, где сейчас находятся качели и карусели, немцы расстреливали евреев. Мама с ужасом вспоминала, как шевелилась земля от судорог тех, кто еще был жив. Страшно, - как на этом месте потом могли соорудить не памятник, а аттракционы!

  Когда немцы уходили из Винницы, мы прятались в здании городской больницы по улице Первомайской. В город пришли отступающие фронтовики, и эти солдаты были подчас очень опасны.
  Главврач больницы, который был связан с партизанами, прятал винничан в палатах, где на дверях было написано по-немецки: "Осторожно - тиф!" Немцы  заходить туда не отваживались.
  Помню, что во дворах больницы и соседней школы стояли "тигры", -  они стреляли по тому берегу.
  И вот, наконец, - мартовское утро, затишье. Стрельбы не стало слышно, и мы решили подняться из подвала на второй этаж, чтобы посмотреть, что происходит. Я подбежала к окну и увидела подымающихся от реки по улице Козицкого нескольких женщин в ушанках со звездочками, которые тащили пулеметы.
  Наши! Наши! - закричала я.
  Мы вышли на улицу. Я увидела, что шинели у пулеметчиц еще были мокрые - они только что перебрались через Буг вблизи кумбарской переправы.
  Отовсюду из дворов высыпали люди. Помню группу захваченных в плен немцев. Они что-то пытались объяснить. Те, кто понимал по-немецки, говорили, что немцы должны были взорвать какие-то здания в городе, но они этого не сделали и теперь пытались этим вызвать к себе сочувствие. Но напрасно. Эти же  пулеметчицы выкосили пленных всех до единого.
                Запис, літературна обробка - А. Секретарьов.