Роберт Грейвс Эдип

Николай Ефанов
                ЭДИП

Лаий, сын Лабдака,  вступил в брак с Иокастой и царствовал в Фивах. Опечаленный длительной бездетностью, втайне обратился за советом к дельфийскому оракулу и узнал, что это мнимое несчастье, в действительности, - благословение потому, что ребенок, рождённый Иокастой, станет его убийцей. Поэтому он отвергает Иокасту, чтобы не подать ей никакого повода к зачатию ребёнка. И тогда та, разозлённая, опоила его, после чего, как только наступила ночь, заманила в свои объятья. Когда, через девять месяцев,  Иокаста родила сына, Лаий вырвал его из рук кормилицы, пробил младенцу гвоздём ноги, связал и бросил на  горе Китаирон.


  Однако Мойры решили, что мальчик доживёт до глубокой старости. Нашёл же его коринфский пастух и дал ему имя Эдипа, поскольку ноги его были истерзаны ранами. Он вылечил его и проводил до Коринфа, где в это время правил царь Полиб.


    Следуя иной версии, Лаий не бросил Эдипа на горе, а заключил в ларец, который потом был сброшен с корабля в море. Волны вынесли ларец на берег вблизи от Сикиона, где, случайно, находилась жена Полиба царица Перибоя, наблюдавшая за работой царских прачек. Она извлекла Эдипа из ларца, после чего укрылась в кустах и начала изображать родовые схватки. Прачки, чересчур занятые своей работой, не поняли, что точно происходит, тогда Перибои пришлось покинуть своё убежище, чтобы показать, что ребёнок только что появился на свет. Но, Полибосу Перибоя рассказала правду, а поскольку он был бездетным, то обрадовался возможности воспитать Эдипа как собственного сына.


    Однажды, когда один молодой коринфянин надоедал Эдипу, говоря, что он не похож на своих родителей, тот пошёл к дельфийскому оракулу, чтобы узнать, что для него приготовила жизнь.


   « Оставь храм, несчастный!» - вскричала Пифия с отвращением -      «Убьёшь своего отца и женишься на матери!».      

   
    Эдип, который любил Полибоса и Перибою, не хотел навлекать на них несчастье и решил, что никогда больше не вернётся в Коринф. Но, на узкой дороге, в ущелье между Дельфами и Делосом, ему неожиданно повстречался Лайос, который бесцеремонно приказал ему сойти с дороги и уступить её людям более знатным: это означало, что Лайос ехал в колеснице, а Эдип шёл пешком. Эдип ответил, что не признаёт  никого лучше себя кроме богов и родителей.


    «Тем хуже для тебя!» -  крикнул Лайос и приказал своему возничему Полифонтесу, чтобы тот ехал вперёд.

   
    Одно из колёс задело ногу Эдипа и поранило; охваченный яростью Эдип пронзил копьём Полифонтеса, а потом сбросил с колесницы Лайоса, который, падая, запутался в вожжах. Эдип погнал коней, и они так долго волокли Лайоса по дороге, что он  умирает от полученных ран. Останки Полифонтеса и Лайоса похоронил царь Платейов. 

   
    Лайос же направлялся к дельфийской пророчице, чтобы узнать, как освободить Фивы от Сфинкса. Чудовище это было потомком Тифона и Ехидны или, как утверждают иные, пса Ортроса и Химеры, и прилетело в Фивы из отдалённых пределов Эфиопии. Его легко можно было узнать, так как оно имело голову женщины, тело льва, хвост змеи и крылья орла.

   
    Гера наслала его на Фивы, как кару за то, что Лайос изгнал из Пизы мальчика Хризиспоса. Сфинкс поселился вблизи города на горе Фикион  и каждому прохожему приказывал разгадать загадку, которой его научили музы: «Какое существо - обладая только одним голосом, временами имеет две ноги, временами три, временами четыре и наислабейшим становится в то время, когда имеет наибольшее число ног?». Тех, кто не сумел разгадать эту загадку, Сфинкс душил и пожирал на месте, а к несчастным жителям посылал племянника Иоакасты Хаймона,  который, побывав в когтях Сфинкса, стал воистину кровавым (haimon).

   
    Эдип, после убийства Лайоса направился в Фивы, повстречав Сфинкса,  он сумел дать ему следующий ответ: «Это - человек, младенцем он ползает на четвереньках, в старости опирается на палку, а в молодости твёрдо стоит на двух ногах». Униженный Сфинкс спрыгнул с горы Фикион и разбился в долине. Благодарные жители Фив объявили Эдипа царем, и он женился на Иокасте, не зная, что она его мать.

   
    На Фивы напала зараза. Жители вновь обратились за советом к дельфийской пророчице. И та им ответила: «Изгоните убийцу Лайоса». Эдип, не ведая кем, был человек, встреченный им на дороге, наложил на него проклятие и осудил на изгнание.

   
    Тогда-то слепой Тиресий, наиславнейший  в то время пророк в Греции, потребовал, чтобы его выслушал Эдип. Некоторые утверждают, что это Афина отобрала у Тиресия зрение за то, что он увидело её нагой во время купания, но, уступив мольбам его матери, вызвала змея Эрихтониса и дала ему следующий приказ: «Очисть своим языком уши Тиресия, чтобы он понимал язык вещих птиц».

   
    Иные же рассказывают, что однажды на горе Киллене увидел Тиресий двух совокупляющихся змей. Когда обе бросились на него, ударил своей палкой и убил самку. Тут же она переметнулась в женщину и стала известной распутницей. Через семь лет, на том же самом месте, застал туже сцену. В этот раз его палка поразила самца, после чего тот принял облик мужчины. Впрочем, кое-кто утверждает, что когда Афродита и три Хариты - Назитея, Кале и Эфрозина  - вели между собою спор, кто же из них самая прекрасная, Тиресий отдал награду Кале. Афродита тут же превратила его в старую женщину. Кале забрала его с собой на Крит и одарила прекрасными волосами. Несколько позднее, когда Гера начала упрекать Зевса в его многочисленных любовных связях, тот объяснил, что когда делит с ней ложе - она получает значительно большее удовольствие:

    «Женщинам очевидно любовный акт даёт больше удовольствия, нежели мужчинам».

   «Что за вздор!» - крикнула Гера. - «Хорошо знаешь, что происходит всё наоборот!».

   
    Тиресий, вызванный для разрешения спора, на основании собственного опыта, заметил: «Когда бы роскошь любви поделить на десять частей, девять возьмёт женщина, а одну мужчина».

   
    Геру настолько разозлила победоносная улыбка Зевса, что она ослепила Тиресия, но Зевс наградил его внутренним зрением и позволил пережить семь поколений.
   
   
   
    И появился тогда Тиресий на дворе Эдипа, опираясь на деревянный посох, подаренный ему Афиной, и открыл перед Эдипом волю богов.  Зараза прекратится, если один из знатных людей  пожертвует собой. Меноикес, отец Иокасты, один из тех, что родились из земли в то время, когда Кадмос посеял змеиные зубы, тотчас прыгнул со стены, и все Фивы превозносили его гражданское самопожертвование. Тиресий же продолжал дальше: «Меноикес поступил хорошо, и зараза прекратится, но боги имели в виду другого человека, потомка своего в третьем поколении, убившего своего отца и женившегося на его матери. Знай же, Иокаста, - это твой муж Эдип!».

   
    В начале никто не поверил Тиресию, но вскоре слова его подтвердило послание из Коринфа от Перибои. Она написала, что внезапная смерть Полибоса позволяет ей прояснить подробности, при которых был усыновлён Эдип. Покрытая стыдом и позором, в отчаянье, Иокаста  повесилась. Эдип же сам себя лишил зрения шпилькой вынутой из одежды
   
   
    Некоторые, правда, утверждают, что Эдип мучимый Эриниями, осуждающими его по причине
смерти матери, несколько лет ещё правил в Фивах, после чего пал в битве покрытый славой.
   
   
    Иные же говорят, что выгнал  его из города Креон, брат Иокасты; перед этим он всё же
успел снять клятву с Этеклеса и Полинейкса, которые были одновременно и его сыновьями и братьями, хотя те в бессилии послали ему худшую часть жертвенного животного, вместо полагающегося ему по царскому сану. Изгнан он был безжалостно и покинул город, который он спас от Сфинкса.

   
    В течение многих лет Эдип скитался из края в край в сопровождении своей верной дочери Антигоны. Так он добрался до Колона в Аттике, там Эриннии и обрекли его на смерть. Тезей похоронил его останки в Афинах, там, где хоронили знатных Эвменид, и оплакивал Эдипа вместе с Антигоной.