А, ещё был случай. глава 10. Оттепель

Карлович Евгений
                Николаю Лемкину, моему виртуальному другу.
Оттепель.  Скажу прямо, решение написать эту главу возникло после просмотра фильма Сергея Урсуляка «Ликвидация», который просмотрел с огромным удовольствием. Просмотрел через интернет, то есть без удручающе длинной и бестолковой рекламы, по окончанию которой уже не помнишь о чём шла речь в фильме. Несколько дней ходил под впечатлением сериала. Так там, мне всё было знакомо. И послевоенное лихое время, и урки соблюдавшие свои воровские законы, и народ, уставший от войны, голодовок и  репрессий своей власти. Кадры фильма чередовались в моих воспоминаниях с реальными событиями моего детства. И настал момент, когда я решил отделить творчество Урсуляка от моих воспоминаний. Мол, то твоё, а это моё! Спасибо брат, так, сказать за наколку напишу-ка, я о том времени, когда проходило моё детство. Пацана с оттопыренными ушами Жеником звала его мама. Это был я, детство  пришлось на трудное, но полное надежд на светлое будущее, время. Уже окончилась война, голодовка, умер вождь, начиналась Хрущёвская оттепель. Кстати о Хрущёве Никите Сергеевиче. Я его видел  собственными глазами. Дом родителей в частном секторе был второй от угла с центральной улицей под революционным названием « Красные зори». Однажды мама, вывела меня за руку к углу, где уже стояла толпа соседей. По центральной улице двигались чёрные автомобили. На одной из них, с открытым верхом на заднем сидении сидел в белом чесучовом костюме, полненький лысый мужчина, широко улыбался, и махал всем  шляпой. Так мы с мамой увидели Хрущёва.
Отца, я увидел лишь на следующее утро. При каких обстоятельствах расскажу позже.  Как оказалось, виной был тот самый Хрущёв. Проезжал тогда Никита Сергеевич по улице Красные зори, на открытие домостроительного комбината. Продукция новостройки, детали конструкций пятиэтажек. Да тех самых хрущёвок, призванных решить проблему с жильём. Свою идею по жилищной проблеме Никита Сергеевич решал с фанатичной настойчивостью. Вот почему его так заинтересовало открытие Енакиевского домостроительного комбината.
Так вот, мой отец, по специальности инженер-строитель, участвовал в строительстве этого комбината. Как водилось в то время, объект сдавался не тогда, когда он будет построен фактически, а к юбилейным датам. А, достроен он или нет, дело десятое, и никого это особенно не интересовало. Москва, спустила дату открытия 1 мая. Ну, первого мая, так первого мая. Погрозив, руководителям стройки, как было заведено, лишением их партбилетов. Кинули на прорыв, деньги, стройматериалы и рабочую силу. Тогда это называлось – аврал.
Налетели и проверяющие, в основном инструктора с Донецка Киева и даже из Москвы. А, то, как же, на открытии будет первый. А он, с прибамбахом, мог мигом устроить разбор полётов, не отходя от кассы. И завертелась карусель! Тогда могли строить быстро, только надо, что бы петух жареный клюнул в задницу. Это, истинное выражение того времени. Было, ещё одно выражение, как говорили самого Никиты Сергеевича. Я, тебе глаз на жопу натяну! Не знаю, насколько, правда это, я о, авторстве Хрущёва, но в школе, где я учился, это выражение было очень популярным и широко востребованным.
Инструктора и комитетчики, землю рыли, вылизывали начисто так, что бы открытие прошло без сучка и задоринки. И тут обнаружилась огромная прореха, в списке, необходимых атрибутов для встречи высокого гостя. По рекомендациям из ЦК, в списке наглядной агитации должны были быть большие портреты вождей, В.И.Ленина и Н.С.Хрущёва. А в наличии были, только портреты В.И.Ленина и Й.В.Сталина. Й.В.Сталин - ясный перец, уже не котировался, а не стучи, трубкой по лысине будущему вождю! А, портрет Хрущёва ещё никто из художников не рисовал, и поэтому не брался за это слишком опасное занятие. Не было навыков, вождь только, только воцарился и не успел особо примелькаться. А нарисовать узнаваемый портрет нужен опыт, талант и труд многодневный. В случае неудачи, запросто можно было очутится у ребят, которых с марта 54 года звали комитетчиками. Во, во, это те самые, которые были энкавэдэшники, смершовцы, чекисты и так далее, не к ночи будет сказано. Так, что было над, чем подумать, организаторам встречи.
Я, не знаю, как всё происходило в деталях, но в общих чертах, я знаю доподлинно, по рассказам моего отца. Как то руководство вынюхало, что мой отец, инженер строитель по профессии, прекрасный чертёжник и рисовальщик. Тут же провели собеседование смахивающие на допрос.
-Нарисовать портрет Н.С.Хрущёва сможешь?
-Я, никогда его не рисовал, не знаю.
-А, кого рисовал, из вождей?
-Ленина рисовал и Сталина, других как-то не заказывали.
-Кто заказывал и где и зачем?
-В Макеевском лагере перемещённых лиц, для татуировки.
-Вы там были? Сколько времени?
-Два года. Пока выяснили, где я был две недели, в июне 1941 года.
В тридцать седьмом году, когда отец оканчивал обучение в харьковском строительном институте, И.В.Сталин как раз заканчивал выбивать офицерский состав из красной армии. Справившись со своими кровавыми  делами в армии, И.В.Сталин обнаружил, что без призыва в армию гражданских специалистов с кадровым вопросом в жизнь  не разобраться, и издал соответствующий указ. Так, выпускник гражданского вуза с  глубоко мирной профессией стал командиром инжинерно-сапёрной роты в городе Ровно.
Человек привыкает ко всему. Привык и мой отец. Начал обзаводится атрибутами оседлой жизни, у него появились жена и дочь. Жил так сказать никого не трогал.
Тем временем два друзьяки А.Гитлер и Й.Сталин, кстати, оба придурка, довыпендривались до того, что испортили окончательно биографию моего отца. А.Гитлер проверял на жим-жим, своего закадычного друзьяку Й. Сталина. Только вместе захватили Польшу, только поделили награбленное, давай сразу заедаться друг к другу. Нет, это совсем не попанятиям. Главное дело Адик зуб дал, что дальше Польши не пойдёт. А сам, что удумал. Й.Сталин с понтом не боится, и к разборкам не готовится, отослал своим приказом, моего отца в отпуск, с тем, что бы 22 июня, его и близко не было в части. Отец, приказ выполнил. Ох, и многих коснулся, этот подлый приказ. Полуторка, в которой ехал мой отец со своей семьей к родителям в город Кривой рог, рано утром в Киеве попала под бомбёжку. Отправив машину с семьёй дальше. Отец стал искать свою часть. Как он это делал, отцу пришлось два года рассказывать оперу из СМЕРША, в лагере перемещённых лиц уже после войны в городе Макеевка. Отцу очень повезло с этим лагерем. Как я выяснил, роясь в архивах уже в эпоху перестройки, в России, всех отправленных в отпуск 22 июня 1941 года, просто постреляли как дезертиров. Нет, но не суки, а?
-Ладно, нарисуйте на листке портреты Ленина и Сталина.
Продолжали выяснять способности отца, вконец издёрганные организаторы встречи.
Отец, быстрыми и точными движениями набросал оба рисунка. Директор комбината трясущимися руками схватил рисунки и чуть не зарыдал от счастья. Портреты были безукоризненные.
-А, большого размера, сможешь нарисовать?
-Мне всё равно, какого размера рисовать, если надо для увеличения возьму эпидиаскоп.
-Всё, то, что ты скажешь, тебе немедленно предоставят. Жить, спать, кушать всё будешь здесь. Сколько надо подсобников столько и бери. Только нарисуй, родимый!
И работа закипела.
Когда портрет Н.С.Хрущёва был готов, собрались оценивать работу. Поставили два портрета. Портрет В.И.Ленина и портрет Н.С.Хрущёва. Портретом Н.С.Хрущёва остались довольны. Возникла новая проблема. Портреты сильно отличались друг от друга. Сразу стал бросаться в глаза, разный возраст портретов и техника исполнения. Отец всегда рисовал размашисто, не выписывая мелкие детали, и его рисунки смотрелись лучше всего из далека. При близком рассмотрении, они сильно напоминали каляки-маляки. Руководство посовещалось и предложило отцу нарисовать ещё и портрет В.И.Ленина.
Отец, выполнил и эту работу. К приезду Н.С.Хрущёва оба портрета стояли как огурчики. Говорят «самому», его портрет очень понравился. Отец не видел, своего триумфа. Огромное напряжение и бессонные ночи вылились  в конкретный запой.   Благо, за портреты была выплаченная огромная по тем временам сумма.
Вот, мы с матерью и увидели утром на воскресном базаре отца. С огромного бодуна, он шёл вдоль ряда калек-фронтовиков, просивших милостыню и бросал им в затасканные армейские фуражки бумажные деньги, огромного дореформенного размера. Следом шла моя мать и конфисковывала у калек это баснословное подаяние. Возмущений от калек бывших фронтовиков, я не слышал, все прекрасно понимали, милостыню такими деньгами не дают. А наживается, на чужом горе в то время было не принято.
Деньги большого размера заменили в 1961 году, на, совсем маленькие, заодно увеличив их стоимость в десять раз.  Мне в школу мать вместо большого по размерам рубля, стала давать крошечные 10 копеек.   Впрочем, к старшим классам мне всё равно уже давали на завтраки новый рубль.  Родители работали, и мы жили  по тем временам безбедно. Помню, с каким интересом мы рассматривали эти новые деньги. Рубли, пятёрки, десятки. Крупнее купюр в то время как-то в обиходе было мало. И мы их даже не видели.  Хотя сотню мне показал знакомый отца, вор карманник Федька, по кличке Базарком.  Федька, когда сидел, работал у моего отца, на строительном участке плотником. Строителей зэков, привозили на участок, в грузовиках с высокими бортами. Сначала усаживали на лавки, а потом прижимали бортами, что бы нельзя было встать во время движения. Пришло время, Федька отсидел свой срок, поселился как всегда напротив рынка, и зажил обычной своей воровской жизнью.
Вот, и в тот воскресный базарный день,  мы с отцом встретили Федьку на центральном Енакиевском рынке. Прошло ужасно много лет, а я до сих пор помню сухощавую фигуру Федьки в длинном чёрном кожаном пальто.  Когда, он показывал нам новую сотню, я обратил внимание на его покрученные пальцы правой руки. Позже, отец мне рассказал, что это Федьке покрутили пальцы мужики на базаре. Когда поймали его, ещё пацаном на воровстве.
В тот день, отец договорился с Федькой, о том, что тот с напарником, поставят крышу на наш строящийся дом. Крышу урки поставили, она стоит и до сих пор. Давно нет, уже тех людей, а помню я очень многое. Хотя мне было не так уже и много лет. Мне бы хотелось, рассказать буквально несколько случаев из событий тех лет.
Котёнок Матюшка, и урки. Федька взял себе в напарники по плотницким работам, вора Сашку. Которого, давно знал, и даже вместе с ним отбывал срок. Какая у Сашки была воровская специализация, я не знаю. При  мне, пацане, как то таких разговоров не вели, но плотник он был хороший. Помню то летнее прохладное утро. Мать собрала подстилки с полов и пошла их трусить во двор. Выходя из флигеля, толкнула ногой дверь и сильно ушибла дверью котёнка Матюшку. Нашего всеобщего любимца. На крики, охи и ахи, спустился с крыши Федька. Посмотрел на котёнка и говорит, Беги Аллка в магазин и купи пачку цейлонского чаю. Будем твоего кота лечить.
Мать, быстро сбегала в магазин, принесла чудесного чаю, я и сейчас помню его вкус и даже рисунок на пачке со слоном. Федька с крыши командовал, процессом заварки.
-Аллка, ты сыпь весь чай в заварной чайничек.
-Не сильно крепко будет, не отравить бы котёнка.
-Не переживай, в самый раз.
Когда чай был заварен, урки слезли с крыши и потребовали два стакана. Мать бегом принесла на беседку чай и стаканы и ждёт когда начнётся процесс излечения Матюшки.
Урки разлили заварник на два стакана и Федька очень серьёзно произносит.
-Ну, за здоровье кота Матюшки.
И вместе с Сашкой выпивают чай. Мать в недоумении.
-А, когда будете, его лечить?
Федька в ответ скалит зубы.
-А, чёрт его не ухватит, твоего Матюшку.
Мать, конечно, пошумела на урок, но, что с них возьмёшь, урки они и есть урки. Самое интересное, что Матюшка отошёл и уже совсем скоро носился как ни в чем, ни бывало.
Овчарка Альта и урки. Родители всегда держали породистых немецких овчарок. И когда пришёл срок заводить следующую собаку, отец нашёл прекрасную немку по кличке Альта, из собак оставшихся после отступления немцев. Всё дело было в неуступчивом хозяине. Фамилия у него была Базыкин. Как-то отец, привёл Базыкина выпить водки и заодно попробовать уговорить упрямца. Когда Базыкин поддал, он заявил:
-Кто, Альту снимет с цепи, тот заберёт её бесплатно.
Мать, сразу завелась.
-А, не обманешь?
Базыкин с благородным негодованием:
-А, зуб даю!
Против такой клятвы, не попрёшь. Это в то время, было похлеще закона.
Мать ловит, Базыкина на слове, и мы направляемся к  нему домой за собакой. Мать готовится к встрече с собакой и одевает, кожаные рукавицы,  я тоже готовлюсь и беру с собой игрушечный кортик, и пистолет. Войдя во двор, Базыкин театрально произнёс.
-Если, возьмешь Альту, забирай, мне тогда, такая собака не нужна.
Мать, сразу подходит к собаке, которая, ещё даже ни чего не поняла. Снимает Альту с цепи, и цепляет её на наш поводок. Альта, видит, что впереди прогулка и с удовольствием потянула к воротам. Уже у нас дома, посаженая на цепь собака, была, как следует, пропита и оплакана своим бывшим хозяином. Помню, это застолье затянулось допоздна. Мужчины всё удивлялись материной смелости, а я, глядя на умную морду, Альты, не мог поверить, что она такая славная собака, могла покусать мою мать.
Когда пришли плотники и увидели собаку, сразу выдвинули категорическое требование. Никаких собак во дворе! На зоне, они насмотрелись, что может вытворять овчарка с человеком. Так Альта просидела запертой в летней кухне пока рабочие делали крышу. Крыша была сделана и как следует обмыта. Наступила осень, незаметно подошёл декабрь. Альта жила в будке, посаженная на цепь. Ночью с субботы на воскресение, мы были разбужены собачьим лаем. Альта кого-то гоняла.
Отец, вышел на крыльцо и увидел, что Альта, бегая за вором вокруг акации, закрутилась на своей цепи и почти задыхаясь, рвётся к горлу пришельца. Отец в ночном госте узнал Сашку.
-Сашка, это ты?
-Я, Владимирович.
-Зачем пришёл Сашка?
-За собакой Владимирович.
-Утром поговорим.
-Хорошо Владимирович.
И вор Сашка ушёл. От этой встрече у, Альты на всю жизнь осталось бельмо на глазу, от Сашкиного удара. Воскресение как раз пришлось на 5декабря, день конституции. И ещё в этот день были выборы. Отец, вывесил на калитку флаг, и как всегда в первых рядах, пошёл, проголосовал за себя и мать, тогда на это смотрели сквозь пальцы. Всё равно бюллетени никто и никогда не считал. Флаги над воротами у нас вывешивались к 1 маю, и 7 ноября, А также на выборы, и во время траура по Й.В.Сталину. Участковые зорко следили за нашим патриотизмом. Но и сорится с властью, в то время никто не хотел. Когда пришёл отец, мы всей семьёй поехали в трамвае на базар. Встретившийся Федька, пригласил отца вместе с нами зайти к нему после базара, позавтракать и выпить по рюмке водки.
В маленьком мазаном домишке, где жил Федька, уже во, всю готовились к приёму гостей. Кто сидел за столом, и сколько было гостей я уже не могу вспомнить. Но я хорошо помню когда в комнату вошёл вор Сашка. Мой отец, не слова не говоря, заехал вору в нос. Кстати, это был фирменный отцовский удар. Очень болезненный и страшный, благодаря хлынувшей ручьём крови. Мне он достался по наследству, и иногда очень выручал. Федькина жена, сразу кинулась прятать со стола вилки и ножи. Сашка, утёрся кровавыми соплями, произнёс.
-Владимирович, спасибо за науку.
-Ничего. Учись, Сашка пока я жив.
И всё. Инцидент был исчерпан. Федьке наверняка уже всё знал раньше и молчал, бродяга. Так мы жили в то время.
Ещё, я помню сообщение по радио в шесть, часов утра, о, убийстве Кеннеди американского президента.
Помню до мелочей, день, когда полетел Ю.А.Гагарин.
Помню, как нам пудрили мозги кукурузой.
Как, мы догоняли и перегоняли Америку.
Как Н.С.Хрущёв пугал кузькиной матерью ООН.
Помню, анекдоты, как в последствии оказалось, сочинённые комитетчиками.

Пришлось в 1963 году, постоять ночами за хлебом. Во время искусственной голодовки, с целью повалить Н.С.Хрущёва.
Да, хоть и с прибамбахом, был мужик, а всё равно при нём жилось как то веселей. Надежда какая то была у людей. Недаром это время называют хрущёвская оттепель. Зато с приходом дорогого Леонида Ильича, наступила повальная безысходность, а с ней и пьянство всего народа.
Но, обо всём этом написано и переписано, а вот о котёнке Матюшке и воре-карманнике по кличке Базарком пишу я первый.