отрывок из работы - Деньги и тайна кризиса

Олег Алексеев
НОВАЯ ПАРАДИГМА

Для историка будет важным знать когда человечество впервые заговорило о новой парадигме потребления, как отражения процессов происходящих в развившемся человеческом обществе, которое постепенно стало преодолевать капиталистические отношения.

Таким моментом можно считать кризис 2007-2009 годов, когда цивилизованное человечество достигнув значительной интернационализации экономики, и перенеся проблемы капиталистического хозяйствования, со всеми его противоречиями в глобальный мир, столкнулось с кризисами, которые уже нельзя локализовать в одном национальной государстве, когда для решения проблем усилия национальных правительств недостаточны. Если первый глобальный кризис 29-30х годов XX века показал, что человечество вошло в эпоху глобальных кризисов, то второй глобальный кризис начала ХХI века поставил вопрос о самой сущности капиталистических отношений - о потреблении. И если сегодня еще рано говорить о возможности реализации новой парадигмы потребления, то в историческом плане это очень важно - выявить первые проявления нового процесса, который вышел на поверхность человеческой истории.

Безудержное потребление, стимулированное лавиной эрзац денег, закончилось глобальным перепроизводством, обозначив проблему вопросом - нужны ли все эти товары человеку: горы одежды, обуви, армада автомобилей и моря топлива для них, и даже огромное количество продуктов питания. И здесь речь не идет об ограниченности капиталистического способа потребления, не позволяющее при всем богатстве удовлетворить необходимые или возросшие потребности большей части населения. Все эти ограничения рано или поздно будет преодолены новым обществом и новым способом производства. Здесь речь идет о том, что это материальное потребление выходит за рамки необходимости и вступает в противоречие с самим собой. Как в свое время в XIX  веке все заговорили об империализме так и сейчас писатели и журналисты, ученые и политики вдруг заговорили о кризисе общества потребления, заговорили о новой парадигме.

Казалось бы еще не удовлетворены необходимые потребности, еще не все сыты и не все имеют человеческие жилища, еще не все могут позволить себе автомобиль, компьютер или хорошее образование для своих детей, еще не все могут себе позволить стандарты отдыха, не говоря уже о возможности путешествий, а люди уже сейчас заговорили об проблеме потребления. Кризис настолько поразил воображение людей, когда американское общество, как самое передовое общество потребления, позволило себе неограниченно потреблять материальные ценности, и породило мировой кризис, что люди впервые задумались - зачем мы потребляем, как мы потребляем, в чем культура потребления и насколько это разумно и необходимо? После преодоления кризиса все вернется к обычному порядку вещей, продолжая процесс объединения всего человечества, предоставив возможность капитализму продолжить работу по повышению производительности труда и удовлетворения не только необходимых, но и все возрастающих потребностей все большего числа людей человеческой цивилизации, но историка, через много веков будет интересовать вопрос начала процесса, новой человеческой цивилизации, основанной на новой парадигме потребления.

Эти дебаты всего лишь одна грань и отражение большого процесса изменения человеческого общества, когда переделываются сами основы, казалось бы вечных капиталистических отношений, когда глубинные изменения в самой сущности отношений, еще только начавшись, проявляются в противоречии неограниченного возможности потребления и бессмысленности этой неограниченной возможности, когда такая возможность реализовалась для большинства. И пусть эти проявления пока только локальны, пусть пока только через кризис, но процесс будет нарастать, чтобы в далеком будущем воплотиться в новом сознании людей, как отражении их новых отношений.