После первой смерти 8

Майк Эйдельберг
8.

  - Куда ты смотришь?
  - Никуда.
  - Ты очень долго смотришь в окно. Ты там что-то видишь, Кет?
  Она ненавидела, когда он называл её по имени.
  - Нет, там ничего. Я всего лишь устала. Устала от этого автобуса и от всего.
  Что было правдой, конечно, но не всей. Она была утомлена и истощена, и ещё её тошнило, но она также знала, что нужно делать  дальше. Дальше что-то нужно было сделать, чтобы воспользоваться ключом, теперь её единственной надеждой. Она знала, что она не может долго зависеть от Миро или от своей дурацкой надежды на то, что она сможет одержать над ним верх. Не стоит одерживать победу над монстром, даже если ему лишь шестнадцать. Так что ей нужно было полагаться лишь на себя.
  Кет решила не упустить свой шанс с автобусом. Её новоявленная надежда «ей нечего больше терять» была теперь не единственной зацепкой. Глядя в разрез на заднем окне, Кет изучала мост, чтобы увидеть, как далеко ей надо будет вести автобус задом. Были и препятствия: ей нужно будет ехать задом, и к тому же, двигаться вслепую. Липкая лента на стёклах лишала ей видимости. Ей надо было завести автобус и немедленно включить заднюю передачу, при этом руль нужно будет держать прямо, потому что придётся прыгать по железнодорожным шпалам. Если она потеряет управление, то автобус рухнет в реку. Её глаза рассматривали парапет. Он из клепаного стального профиля, вероятно, достаточно крепкий. Если колёса перескочат через рельсы, то парапет, вероятно, удержит автобус от падения с моста.
  Она вздохнула, сдувая влажную прядь волос со щеки. Как далеко ей нужно будет вести автобус задним ходом? Она пыталась глазами измерить расстояние. Глазомер у неё был не ахти. Арткин сказал: «мост длиной с ваше футбольное поле», и автобус где-то посередине. Рон Стэнли однажды забил гол, перебросив мяч через половину поля. Не так далеко, как кажется. Если Рон Стэнли смог это с мячом, то она, конечно, сможет проделать это и с автобусом. Мысль была смешной, но она её подбодрила.
  Она отошла от заднего окна, чтобы проверить всё, что перед автобусом, место водителя, приборную панель. Проход был усыпан всяким мелким детским мусором: обрывками салфеток, запятнанных шоколадом, скомканными пакетиками из-под завтраков, замасленной бумагой, обёртками жевательной резинки, бумажными салфетками. «Ты неважная хозяйка, Кет», - сказала она сама себе, разглядывая развал на полу. Она впервые почувствовала, как на сердце стало легко, но как надолго? Наверное, она стала взрослее. От её решения как-нибудь вывести отсюда автобус, у неё поднялось настроение, и она почувствовала себя лучше. Она взяла пластмассовое ведро, чтобы собрать в него мусор. Она старалась не смотреть в него. Она не хотела вообще к нему прикасаться.
  Выглянув через узкую щель на лобовом стеке, она увидела зеркало заднего обзора над левым крылом. Оно, по крайней мере, было высотою в фут и где-то пол фута шириной, обеспечивая хороший обзор рельсов позади автобуса. Но сидя за рулём, она не могла его увидеть. Проклятая липкая лента заслоняла ей весь обзор. И она просто решила: она сорвёт ленту со стекла сразу, как заведёт мотор.
  Теперь она сидела за рулём, расслабив на нём руки. Что её больше всего волновало, так это сам автобус: заведётся ли мотор с первого раза. Автобус был точно не новым. Она даже понятия не имела, сколько ему лет. Передачи переключались вяло и с трудом. Подвеска была старой и изношенной. Вдобавок, нужно было не заглохнуть, трогаясь назад по трухлявым шпалам. С другой стороны не всё выглядело так уж плохо: все автобусы, предназначенные для перевозки детей, проходили регулярный государственный контроль, и, как предполагалось, были в хорошем техническом состоянии.
  Она снова ощущала на себе взгляд Миро, но продолжала его игнорировать. Он не знал о ключе. Он, вероятно, полагал, что она лишь устала, и что ей скучно. Дать ему увидеть, как она репетирует свои дальнейшие действия: вставить ключ в замок зажигания, сцепление выжать до отказа, переключить передачу с «нейтрали» на «задний ход», сорвать ленту со стекла. И сам Миро – он был важной деталью в её плане. Ей нужно было дождаться, пока он не выйдет наружу, что иногда он делал, чтобы чуть-чуть подышать свежим воздухом.
  Она внимательно осмотрела заклеенное лентой лобовое стекло. На нём было одно или два места, где оттопыривался краешек ленты, за который можно было ухватиться, чтобы сорвать её и открыть себе более-менее ясный обзор через лобовое стекло. Ей также стал бы виден фургон, стоящий перед автобусом. И кто бы в нём ни был – Арткин, или те двое других, они увидят то, что она делает, если будут наблюдать через щель в заклеенном лентой лобовом стекле фургона. Но она постарается не упустить свой шанс.
  Остался ещё один вопрос. Сможет ли она не упустить этот шанс? Сможет ли она вывести отсюда автобус? Хватит ли ей смелости на такой поступок? Всё это она могла репетировать у себя в уме, всё, что нужно, чтобы выбраться с этого проклятого моста. И ей хотелось, чтобы репетируемая ею храбрость её не подвела.

  Он наблюдал за ней.
  Так как он ещё этого не делал прежде.
  Через весь автобус, под разными углами.
  Было ли «наблюдал» подходящим словом? В прошлом, по команде Арткина он наблюдал за дверями, когда в них кто-то должен появиться, наблюдал за машинами, за входами в аэропорт.
  Но это было другое наблюдение.
  Здесь он не только наблюдал, но ещё и смотрел – подсматривал.
  Он пользовался глазами, как слепой должен пользоваться руками.
  Как и теперь:
  Став на колени, чтобы подтянуть застежку на своём ботинке, он поглядывал на неё, видя при этом лишь правую сторону её лица, когда она наклонилась над кем-то из детей. Заблудший луч света подчеркнул профиль её лица. Ему захотелось обвести этот тонкий профиль пальцем, начиная со лба, по носу, немного вздёрнутому, и через губы к тонкому подбородку. Он изобразил её, в своём нелепом воображении. Она должна была открыть рот и укусить его за палец. Эта мысль поразила его. Откуда могут взяться такие мысли? Его палец у неё во рту, затиснутый между зубов? Он поправил застежку, которая расслабилась и сползла на бок.
  Позже, он наблюдал за ней так, чтобы это бы не выглядело наблюдением, когда она устало изогнула спину, откинула голову и уткнулась глазами в потолок автобуса. Она стала массировать плечи, затем спину. Она выглядела так, будто была под душем, будто невидимый поток воды омывал её тело. Она напоминала древко лука, изогнутое натяжением невидимой тетивы, которое вот-вот пошлёт невидимую стрелу. Она доверяла своим рукам, плавно двигавшимся у неё за спиной, будто крылья, отрывающие её от земли. От её движений свитер начинал натягиваться, подчёркивая форму её груди. Его всегда смущала сексуальная внешность американских девушек, в которой не было ни стыда, ни стеснения, а вместо этого – избыток смелости. Но теперь у Кет это было не смелостью. Она не знала, что он за ней наблюдает. Когда он расслабился на сиденье, симулируя безразличие, его глаза были полузакрыты. Кет лишь старалась расслабиться, пытаясь освободить своё утомленное тело, словно она была одна в своей комнате. Он не мог отвести глаз от её грудей. Они были небольшими, но заметно выделялись своим рельефом. Ему было интересно, что будет, если одну из её грудей взять в ладонь и приласкать, будто бы это маленький щенок, нуждающийся в любви и заботе.
  Уже позже, Кет снова была в конце автобуса, разглядывая что-то за окном. Миро заметил, как её белокурые волосы спускаются с плеч, ложась на узкую талию, мягко переходящую в ягодицы. Как американцы это называют? Грива? Тупое и грубое слово. Но он не смог бы отрицать, что обтянутые джинсами её округленные ягодицы вполне привлекательны. Он старался вспомнить её ягодицы, когда несколько ранее он видел их обнажёнными, открытыми, бледными и розовыми в их правильной форме. Они промелькнули слишком быстро, в короткое мгновение. Теперь Миро изучать их не спеша, когда, как казалось, её волновало то, что ей было видно из окна. Ему, конечно, нельзя было терять бдительности. Она не была какой-то там американской школьницей с пустым взглядом и с жизнью, не обременённой какой-либо целью. Все они были красивы так же, как и цветы, которые были красивы без какой-либо цели. Он продолжил рассматривать тело Кет, в то время как Кет продолжала смотреть в окно. Пусть смотрит. Она была подобна цветку. А цветы должны расти и расцветать, пока не заканчивается их сезон, когда они умирают.

  Она знала, что он за ней наблюдает, и тот же взгляд снова в его глазах. И она была потрясена и, в то же время, у неё поднялось настроение. Только что, он смотрел на неё твердыми, холодными глазами и говорил о смерти и разрушении, и, у неё не было сомнений, что он убьёт без колебаний её или любого из детей, без малейшей совести. И затем она на себе лишь чувствовала его глаза, которые следили за ней, пили её, будто она могла утолить какую-то его ужасную жажду. А в её памяти всплывали разговоры о феминизме, о равных правах и поняла, что при определённых обстоятельствах всё это таяло где-то очень далеко. Как, например, этот его взгляд. Она не была польщена его взглядом, его интересом. Она сопротивлялась его вниманию, претворяясь, что не замечает его, не желает знать, не желает, чтобы он знал то, что знает она, не желает отвечать на его вопросы. Всё же маленькая тусклая надежда расцветала в ней снова. Это была дурацкая надежда? Её эмоции теперь качались на качелях: вверх, вниз, вверх, вниз.
  Она оглянулась, чтобы увидеть, как Миро быстро отвернулся. Но не вовремя. Она знала, тем не менее, что она не сможет полагаться на него, что он и видел, наблюдая за ней. Она могла положиться на ключ. И на что же ещё? На саму себя.

  Затянувшийся день был в разгаре, нарастающая жара разогревала заклеенные лентой окна, а на крышу автобуса словно легла гигантская горячая рука. Вертолеты прилетали и улетали, принося с собой рёв двигателей и вибрацию моста, трепеща и унося всё это с собой в никуда. Кет уже знала, как часто они сюда прилетают. Каждые пятнадцать минут. Иногда могла завыть сирена, наполняя воздух тревогой: что-то не так, что-то неправильно. Иногда до её слуха доносились отдаленные крики, и Кет прижималась нетерпеливыми глазами к разрезам в окнах, но ничего там не видела: никакой активности, неподвижный и густой лес. Всё же вертолеты и сирены напоминали о том, что кто-то здесь есть, и кто-то за ними наблюдает. Но что они могут сделать, пока здесь в руках у захватчиков будут дети?
  Арткин иногда поднимался в автобус, чтобы что-то сказать Миро, проверить окна, чтобы безразличными глазами посмотреть на детей и на неё, будто он пересчитывал проданные ему яйца. Он снова раздавал детям напичканные наркотиками конфеты, и Кет снова вяло ему возражала, осознавая, что её сопротивление было бесполезным. Однажды, Арткин предложил шоколадку ей.
  - А ты не хочешь расслабиться, как дети? - сказал он. Мягкости его голоса она больше не доверяла. Она видела его танец с Кевином Макманном над его головой.
  Она закачала головой.
  - Время полетит быстрее, - сказал он.
  Она почти соблазнилась. Но снова закачала головой:
  - Нет.
  Он смотрел мимо неё, и Кет обернулась, чтобы увидеть то, что он заметил. Глаза Раймонда были открыты и смотрели на них. Его ясные глаза.
  - Здравствуйте, молодой человек, - сказал Арткин, подойдя к ребенку. - Вы выглядите вполне бодро. Вам что – не спится?
  Раймонд метнул взгляд на Кет.
  - Тебе не нравятся леденцы?
  Раймонд снова посмотрел на Кет, спрашивая её глазами. Арткин поймал этот взгляд.
  - Возьми один, - сказал Арткин. Подбородок Раймонда задрожал.
  - Как тебя зовут, мальчик?
  - Раймонд, - сказал он шепотом. Его глаза округлились ещё сильней, когда он встретился ими с Арткиным.
  «О, Раймонд», - подумала Кет. - «Бедный ребёнок. Бери леденец и ешь его, не пытайся быть храбрым, сон отдалит от тебя весь этот кошмар». Бесполезно и глупо рассчитывать на помощь пятилетнего ребенка. Но в тоже время он был и жалкой её надеждой. Ей так была нужна надежда, какой бы жалкой она не была.
  - Ты любишь конфеты, Раймонд? - снова спросил Арткин обманчиво мягким голосом, который будет часто преследовать в её ночных кошмарах.
  - Мама говорит, что это вредно для моих зубов, - смело сказал Раймонд свом старческим голосом.
  - Но это - особый случай, Раймонд. Ты сможешь хорошо почистить зубы, когда придёшь домой, и у тебя не будет никаких дырок от конфет.
  Снова, Раймонд посмотрел на неё.
  И Кет сказала:
  - Возьми леденец, Раймонд.
  Глаза Раймонда налились слезами, когда его рука протянулась к Арткину, и раскрылась дрожащая ладонь. Он плакал, потому что он не хотел леденцов, или потому что Кет позволила ему сдаться, стала на стороне плохих парней? Ей самой понадобилось усилие, чтобы сдержать свои собственные слезы.
  - Теперь ешь, - прямо сказал Арткин. - Он вкусный и тебе понравится.
  Раймонд положил леденец в рот и начал жевать, слезы покатились по его щекам. Он уже не смотрел ни на Арткина и ни на или Кет.
  - Хорошо, - сказал Арткин. - А теперь ещё один.
  Кет отвернулась.
  Позже, Раймонд спал так же, как и другие дети. Прежде, чем подойти к нему она ждала, пока Арткин уйдёт, но Раймонд уже получил свою дозу, голова закачалась на ослабшей шее, рот открылся, челюсть упала на грудь. Арткин увеличил дозировку? Другие дети не просыпались. Возможно, в их телах уже накопилось достаточно наркотических веществ, чтобы они подолгу не могли придти в себя. На протяжении часа или двух, они стали даже более послушными, будто были в оцепенении. И было похоже, что этот наркотический препарат также снижал активность органов тела – после первого опыта с ведром этим утром, больше никто из детей не попросился в туалет. Им также уже не хотелось и есть. Самой Кет показалось, что она тоже приняла этот наркотик. Ее блузка стала влажной. Волосы слиплись во влажные сосульки, будто она не мыла их неделями. Жара цеплялась за её тело, казалось, проникая в неё своими липкими пальцами, замазывая густым потом поры на её коже, притупляя её чувства. Рука Раймонда была в её ладони. Она сжала её, и Раймонд вяло навалился на спинку сиденья. Её показалось, что её ноги отяжелели, будто к ним были привязаны свинцовые грузила, или она будто бы только что быстро бежала и очень долго. Она чувствовала, как её голова начинает слабо держаться на шее, веки закрываться. И она была уже истощена, чтобы сопротивляться затягивающей её усталости, нежно и деликатно вторгшейся в её тело. Она забылась. Глубокий сон без сновидений погрузил её в темноту. Ни автобуса, ни детей, ни террористов, захвативших автобус, ни вертолетов, ни сирен. Ничего.

  Миро наблюдал за тем, как она засыпает. Она стала похожа на любого из этих детей. Она стала безмятежной и беззащитной.
  Если они снова окажутся на Таймс-Сквер, то он попросит Арткина, чтобы тот привел ему одну из тех девушек.
  Ему было интересно.
  Маленькие бусинки пота блестели на губах у Кет, словно мокрые усы. Жгут волос откинулся назад, открывая её висок, связку маленьких синих вен. Пуля, вошедшая в её висок, расцвела бы алым кровавым цветком.
  Ему было жаль, что водителем автобуса был не мужчина. Его бы тогда не смутил взгляд ужаса в её глазах, когда она смотрела ему в лицо и говорила: «И ты вообще не испытал к ним никаких чувств, к тем, кого убивал?»
  Что тут было чувствовать? Спрашивал себя Миро. Человек жил своей жизнью и исполнял свой долг, и так ли важно было остаться в живых. Как Арткин. Как он хотел когда-нибудь стать таким как Арткин.
  Глядя на девушку, Миро нахмурился.
  Она ворочалась, подняв руку к щеке.
  Миро отошёл, на случай, если вдруг она проснётся и увидит его. Увидит, как он подглядывает за женщиной.

  Моника видела сон о том, что с ней была её Класси, которая сидела у неё на коленях и пряталась. Они вдвоём прятались от всех. Ей снились мама, папа и её сестра Клер. Клер училась в третьем классе и, придя после школы домой, она не хотела с нею играть.
  У неё во сне Класси сидела у неё на коленях, но затем она поднялась и спрыгнула на пол. Сама. Класси пошла. Она никогда не делала этого прежде. Она, как предполагалось, не ходила. Но теперь вдруг она пошла. А затем и побежала.
  Она бежала через весь автобус, и огромный человек бежал за ней следом. Его большие ботинки топали по полу. Он хотел наступить на Класси, растоптать её. Убить её.
  Она хотела, чтобы её папа остановил этого человека.
  Она хотела, чтобы также и её мама остановила его.
  Но они ушли, уведя Клер в школу. И когда они вернутся домой, то они снова не захотят с нею играть и позволят топающим ботинкам наступить на Класси и растоптать её.
  Она кричала ей: «Берегись, Класси, берегись…»
  Ботинки были гигантскими. Они уже догоняли бегущую по полу Класси. Но Класси уже не бежала. Она шевелила ногами, оставаясь на одном и том же месте.
  И один из ботинок уже опускался на Класси.
  Она снова кричала, крик, словно бешеный огонь, вырывался у неё изо рта.

  Кет проснулась, и тут же, не открывая глаза, осознала, где она находится: в автобусе, с детьми и террористами, захватившими автобус. Она не спешила открыть глаза, она и не хотела это делать, чтобы снова обременять себя заботами бытия в этом автобусе. Эхо от исчезнувшего крика задержалось в её ушах. Она открыла глаза. В порядке ли были дети? Она слышала их мягкое сопение, их тяжелое дыхание. Она оглянулась. Они все утонули в небытие наркотического сна. Она пошевелила ногой и ощутила ключ, между пальцами ноги. Если она соберётся попробовать вывести отсюда автобус, то ей будет лучше сделать это до того, как станет темно, прежде чем наступит ночь.
  Этот момент вскоре мог наступить. Но она не знала, готова ли она или нет. Ей нужно было стать той Кет Форрестер, которую она ещё не знала прежде: храброй Кет Форрестер.


  Её руки сжимали руль, и она была готова действовать: левая нога была уже на нажатой педали сцепления, правая была готова выдавить акселератор. У себя в уме она репетировала каждый шаг, который ей нужно было предпринять. В последовательности. Она сидела почти час, ожидая. Проходя в уме каждую мелочь. Но всё это бесполезно без нужных действий Миро. Нить к свободе была в его руках. Надо было, чтобы он оказался за пределами автобуса, стоял около двери так, чтобы она смогла закрывать дверь и оставить его снаружи. Но Миро не собирался выходить, хотя ранее он это делал постоянно. Теперь он застрял где-то в заднем конце салона, выглядывая из щелей на заклеенных окнах. Время от времени, он проходил между детей, бдительно проверяя их, будто они могли заключить заговор между собой и с небесами.
  Тем временем, Кет спешила. Ей нужно было успеть, пока не станет совсем темно. Незаметно подкрались сумерки. Они ложились на автобус слоем мрака, словно сажа. Снаружи ещё было светло, но небо начинало стремительно менять окраску, переходя из бледно-голубого цвета в тёмно-синий, острые очертания всего, что снаружи, становились стертыми и неясными. Глядя через разрез в лобовом стекле, Кет видела, как крыша фургона начала таять в собирающейся темноте. Если ещё немного подождать, то ей придётся включить фары, которые будут светить прямо в фургон, немедленно подняв там тревогу. Она также подумала: «А что полицейские и солдаты в лесу? Что они будут делать, когда увидят, что автобус начал двигаться? Будут стрелять? Подумают, что кто-то пытается бежать от налетчиков, или, что налетчики сами пытаются уйти или готовят очередную диверсию?» - она не знала. Она лишь знала, что она не может упустить этот случай. Она знала и другое, они не будут стрелять по автобусу, в котором дети. Она должна была предпринять азартную игру, в которой будет сделано всё, чтобы не подвергнуть опасности жизни детей.
  Дети, слава Богу, всё ещё спали, будучи под влиянием наркотиков, иногда вяло шевелясь, переворачиваясь на другой бок и вскрикивая время от времени. Она была благодарна тому, что их наркотический сон не мешал ей сконцентрироваться на её плане. Она почувствовала, что момент его реализации наступает безотлагательно, пора действовать, пока у неё не затекли ноги, или не произошло что-либо ещё, что сделает её план нереальным. Но она вообще ничего не сможет сделать, пока в автобусе находится Миро. Она лишь будет нервничать сидя за рулём и ждать. И ждать.
  - Здесь очень душно и жарко, - обратилась она, наконец, к Миро.
  Он оторвал глаза от заднего окна и посмотрел на неё.
  Как-то прежде, когда она пожаловалась на то, что ей жарко, он лишь пожал плечами.
  Но теперь, Кет продолжала настаивать:
  - Нельзя ли на время открыть дверь? Здесь нечем дышать.
  Миро встал и направился к ней, и Кет почувствовала себя прозрачной, подумав, не подозревает ли он что-либо, кого-либо – её в её решении бежать? А что, если он не может прочесть её мысли?
  Миро направился к двери, отворачивая от неё глаза. Он достал из кармана ключ и открыл дверь. И Кет потянула рычаг, открывший обе половинки двери. Волна свежего воздуха ворвалась внутрь.
  - Так ли не лучше? - спросила Кет, её голос прозвучал в её ушах слишком резко и пронзительно.
  Миро не ответил. Он оглянулся. Кет жадно хватала воздух. Её рука покоилась на руле в готовности действовать сразу, как он выйдет наружу.
  Но он не спешил это сделать.
  Вдруг он соскочил и сел на нижней ступеньке подножки, свесив ноги наружу, никак не давая закрыть дверь.
  Проклятье.
  - Кэйти, Кэйти, - закричал кто-то из детей.
  Вот, что на самом деле проклятье. Она не могла покинуть своё водительское место, уже уговорив Миро открыть дверь. Вероятно, это был её последний шанс.
  - Кэйти… - снова позвал её кто-то. Она не знала, кто. Когда они кричали, то все звучали одинаково, ошеломленно пробуждаясь от наркотического сна, выходя из забвения в реальность захваченного автобуса.
  - Минуту, я скоро приду, - откликнулась она.
  Миро встал и посмотрел на детей.
  - Тихо, - рявкнул он.
  И по его команде воцарилась тишина.
  Он с умилением посмотрел на Кет.
  - Дети. Они всё не могут оставить тебя в покое.
  Он продолжал стоять на подножке. Кет не осмеливалась шевельнуться, словно она стояла на протянутом через пропасть канате. Она улыбнулась ему, даже осознавая, что эта улыбка должна быть болезненной, вынужденной, напряжённой.
  Он не садился, он стоял, вытянув шею. И произошло чудо: он вышел наружу. Он отошел от двери автобуса лишь на шаг и повернулся к ней задом.
Кет слышала своё собственное резкое дыхание.
  Теперь.
  Она нагнулась и достала ключ из кроссовка, уже не развязывая шнурков. Она ещё раз убедилась в том, что он не наблюдает за ней – он всё ещё был к ней спиной. Её рука уже была на рычаге двери. Она колебалась, с чего ей было начать: закрыть дверь и затем завести двигатель, или наоборот? Предположим, что она закроет дверь, а двигатель не заведётся? И у Миро будет время, чтобы поднять тревогу. Но, предположим, что она заведёт двигатель, не закрыв дверь? Он лишь в шаге или двух от двери, и сможет легко заскочить назад в автобус. И всё, что она так тщательно спланировала, превратится в прах.
  «Я в этом не слишком хороша», - подумала она. – «Я не из героев, не из храбрецов».
  Она оглянулась на детей. Возможно, она рисковала их жизнями без нужной надобности.
  «Ради Бога, Кет, давай», - подстёгивала она себя. - «Сделай это, если собралась. Не задумываясь. Давай».
  Она вставила ключ в замок зажигания. Ключ с лёгкостью вошёл и щёлкнул. И тогда она сразу нажала на обе педали, отпустила ручной тормоз. Смахнула с лица прядь волос, чтобы не мешали смотреть по сторонам.
  Она ещё раз быстро взглянула на Миро: он всё ещё был снаружи, всё ещё в шаге от двери.
  Теперь.
  Она аккуратно переключила передачу, потому что иногда это сопровождалось резким шумом, но не на сей раз, хотя всё прошло достаточно тихо. Ей не стоило волноваться о том, что ей ещё придётся переключать передачи. Ей нужно было двигаться лишь в одном направлении – назад.
  Она повернула ключ и ещё сильнее вжала в пол педаль акселератора. Мотор неохотно застонал, словно зевая, сонно и вяло. Иисус. Она ещё раз качнула акселератор, косясь на уже закрытую дверь, и с удовлетворением защёлкивая рукоятку рычага. Ещё раз убеждаясь в том, что дверь закрыта, она увидела лицо Миро, такое же гротескное в маске как обычно, но почти карикатурное, его глаза и рот, приняли форму овала удивления. Возможно, он ей что-то при этом кричал, но она не слышала, что.
  Она не слышала, потому что двигатель ожил, пульсируя и мурлыча, звуча настойчиво и уверенно, словно зверь с добычею в зубах в дождливой ночи. Она часто думала об автобусе как о животном, как о буйволе, слоне или гиппопотаме. Но теперь автобус звучал, словно пантера или тигр, ровно и гладко. Или она уже была во власти истерики?
  Она медленно и аккуратно надавила на акселератор, почти как в агонии, не желая заглушить мотор, ощущая где-то в стороне Миро и видя его боковым зрением. Дети зашевелились. Но она сосредоточилась на тонком балансе своих ног, на акселераторе и сцеплении.
  Автобус качнулся.
  «Бог мой, лента», - подумала она
  Она вцепилась ногтями в отступающий край ленты, наклеенной на стекло, и это напомнило ей занятия на уроках первой помощи – обдирание пластыря с сухой плоти. Она тянула одну полосу за другой, открывая свою половину лобового стекла. Обрывки ленты повисли справа от неё. Ей лишь нужно было видеть зеркало заднего обзора, установленное на углу капота. И теперь она видела всё, что снаружи – зеркало, фургон и высохшую реку.
  Послышались крики Миро, теперь он пытался открыть дверь. Дети кричали. Ад, будучи слишком осторожной, чтобы не заглушить мотор, она изо всех сил давила на акселератор, отпуская педаль сцепления. Мотор взревел, сотрясая всю массу автобуса, и отзываясь песней в её теле. Автобус качнулся в ответ, дёрнулся и начал двигаться назад, уже становясь похожим не большую дикую кошку, а скорее на вола, влекущего тяжёлую ношу. Кет глянула в зеркало заднего обзора. Она должна была убедиться, что движется правильно. Она поворачивала руль: «Давай же, двигайся».
  Автобус, скрипя всем своим железом, дёрнулся назад. Кет метнула взгляд на дверь – Миро нёсся рядом. Автобус с треском прыгал по железнодорожным шпалам. Дети начали кричать. Кто-то из них громко упал на пол. Кет продолжала давить на газ.
  Где-то завыли сирены. Она видела, как из фургона выскочил Арткин. Он неловко скакал по рельсам и шпалам, балансируя, словно падающий конькобежец, и дико размахивая руками. За ним последовал Антибэ, который, выскочив из фургона, тут же шлёпнулся на рельсы своим огромным телом. У него в руке был пистолет, издалека так похожий на кусок мыла.
  Автобус двигался рывками, ревя и сотрясаясь. Кет вцепилась в баранку руля, отчаянно удерживая автобус в нужном направлении, мотор заработал во всю свою силу. Её ноги балансировали на педалях. Миро пытался ухватиться за дверь. Она не видела, что делал Арткин, но Антибэ вскочил на ноги и изо всех сил помчался к автобусу, шевеля всей своей огромной массой. Она уже видела, как он вскочил на бампер и теперь пытался забраться на капот. Его нога скользила по жёлтой эмали, но пистолет в его руке уже смотрел в лицо Кет. Выстрелит ли он в неё, чтобы остановить автобус?
  «Кет!!!»
  Голос Миро достиг её ушей. Это был адский крик, крик разъярённого животного. Его рука пыталась вырвать резиновые кромки между створками двери. Арнтибэ уже был на капоте, балансируя на четвереньках. Дуло пистолета смотрело ей в лицо. Дети визжали. А что она? Она кричала тоже?
  Она изо всех сил заставила себя надавить на педаль акселератора… - и автобус остановился.
  Мотор дёрнулся и заглох.
  Словно позади автобуса внезапно возникла кирпичная стена.
  Кет сильно вцепилась в баранку, чтобы не удариться головой о лобовое стекло. Антибе беспомощно слетел с капота, пистолет в его руке извивался, словно палочка обезумевшего дирижёра. Детские крики, как показалось Кет, стали выше на октаву. Она оглянулась на них. Они кувыркались через весь автобус словно рассыпанные в кармане монпансье.
  Кет с ужасом увидела, что фургон был лишь в тридцати или сорока ярдах от неё, недалеко, вообще, рядом. Ей казалось, что она отъехала гораздо дальше, чуть ли не на начало моста. Упав с водительского сиденья, она села на ступеньку подножки и опустила голову. Она вот-вот должна была заплакать, к её глазам подступили слезы расстройства и гнева. Гнев на свою несостоятельность. Будь всё проклято. Она потерпела неудачу, крайнюю неудачу, потерпели неудачу и сами дети. Она упустила лучший и единственный шанс – возможность сбежать, уйти отсюда. Хуже быть и не могло. За чем обязательно последует возмездие. Обречены будут все.
  Внутри неё всё отёком сползло вниз.
  Вернулась мигрень.
  То, что она в себе так ненавидела.
  Миро ломался в дверь, каждый удар словно был гвоздём, входящим в её плоть.
  Не глядя, она повернула рычаг, чтобы Миро тут же ворвался в автобус.

  «И это конец», - внезапно подумала она, в ожидании закрыв глаза. И когда она открыла их снова, то перед ними был мрак, что по любому было хуже, чем ярость Арткина: мрак сам по себе уже чем-то напоминал смерть.
  Глаза Арткина были плоскими, холодными и черными. Маска ещё сильнее подчёркивала их неприветливость, их безжалостность. Гнев был бы лучше. Вместо этого была ярость в глазах змеи, примеряющейся для броска, перед тем как ядовитые зубы вонзятся в плоть жертвы. Она впервые рассмотрела зубы Арткина. Прежде их скрывали пухлые чувственные губы, но теперь его зубы были обнажены. Они были бесцветными, серыми, неровным.
  До этого момента его взгляд игнорировал её. Когда автобус остановился, он вышел к Антибэ, чтобы помочь его огромной туше встать и доковылять до фургона. Кет ждала, что по ним будут стрелять, но этого не произошло. Миро стоял в двери на подножке, следуя команде Арткина: «Присмотри за ней. Если шевельнётся – то, убей её», - что прозвучало, как удар захлопнувшейся двери. Дорожа жизнью, Кет держалась за баранку руля. Дети снова начали её звать, но она не отвечала. Не смела пошевелиться. От невиновности детских голосов ей стало грустно. И это было больше чем грусть. Дальше некуда. Она бросила их, предала.
  Она своей спиной чувствовала присутствие Миро, стоящего в дверном проеме. Она лишь раз посмотрела на него после неудавшейся попытки спастись бегством. И он отвернулся, не желая встретиться с ней взглядом. Она знала, что теперь он был её подлинным врагом, и она провела черту, разделяющую их.
  Через несколько минут, быстрыми перебежками Арткин вернулся в автобус, пригибаясь и виляя из стороны в сторону. И никто по нему так и не выстрелил. Он дал в руки Миро помятый бумажный мешок.
  - Раздай это детям. Это – последние, - сказал он.
  Он обратился Кет.
  - Встать, - скомандовал он.
  Она встала с водительского места и стала в проходе. Арткин повернул ключ в замке зажигания и отогнал автобус на прежнюю позицию к фургону. Двигатель работал ровно и гладко, будто издевался над ней, не собираясь заглохнуть. Арткин достал ключ и положил его в карман. Встав, он повернулся к ней.
  - Не двигаться, - холодно сказал он.
  Его рука поднялась и схватила её плечо так, что её чуть не перекосило от боли. Его рука начала двигаться по её телу, ощупывая  её с обеих сторон.
  - Вывернуть карманы.
  Она вывернула их наизнанку. Из них вывалился бумажник и (боже, какая жалость) скомканные трусики. Арткин сунул бумажник в карман и затем развернул трусики. Он тряс их то за один их край то за другой, а затем он вывернул их наизнанку. Он ожидал, что в них будет ещё один ключ?
  Она узнавала детские голоса. Теперь в них слышался протест. И голос Миро, отвечающий на протест: «Ну, бери же конфету, бери…».  Она слышала, как кто-то из детей начал рыгать, а кто-то другой кричал: «Я больше не хочу», и ещё кто-то: «Мне плохо».
  Арткин игнорировал их крики. Его руки неустанно ощупывали каждый дюйм её тела, перемещаясь по животу, по ягодицам, между ними, заставляя её содрогаться, её ноги и бёдра, безразлично и деловито, несмотря на то, что в его руках было женское тело, он продолжал искать. Его руки снова последовали вверх к её подмышкам и грудям. Её груди могли бы быть для него чем-нибудь просто лежащим на полке.
  - Обувь, - сказал Арткин.
  Она скинула кроссовки. Он внимательно изучил их, перевернул и потряс, а затем бросил их на пол. Она наклонилась, чтобы одеть их, и оставить не зашнурованными. Она стояла и снова ощутила на себе холод его глаз, внимательно изучающих её. Арткин не смотрел на неё саму. Он избегал её глаз. И это было хуже, чем его ярость. Она услышала в этом голос присяжных заседателей, объявляющих приговор: «Виновен», после чего в такой момент невозможно заглянуть в глаза обвиняемого. Невозможно видеть глаза приговорённого к смерти. Миро отвернулся от нее. И Арткин – он тоже не смотрел ей в глаза. Если она не почувствует себя такой истощенной, обанкроченной, уставшей, то она рассыплется от приступа паники.
  Теперь детские крики стали громче. Так же, как до того дети были послушны все вместе и одновременно, то теперь они протестовали в унисон, будто взяв друг у друга одни и те же реплики. Они жаловались на боли животе, звали на помощь маму, саму Кет. Она с риском для себя поглядывала на них. Миро беспомощно стоял с мешком конфет, не будучи уверенным в успехе этой миссии. Кто-то из детей свесился с края сиденья. Это была светловолосая Керен. Её тошнило. Кет сопротивлялась импульсу подбежать к ней, взять ведро и дать освободить организм от всего, что напичкано наркотиками, чтобы стало немного легче.
  - Тихо! - завопил на них Миро. - Умолкните.
  Но вопли, крики и стоны продолжались.
  - Это была серьезная ошибка, мисс, - сказал Арткин, отворачиваясь в сторону от неё. - Это была глупая ошибка. Глупая в том, что в данный момент мы находимся в процессе переговоров, и мы многого уже добились. Ваша глупость могла бы разрушить всё и вызвать штурм.
  Ей нечего было сказать. Но в ней расцвела маленькая надежда. Если он говорит с нею, то вероятно он её не убьёт. Не теперь. Не сейчас.
  - Вы всё ещё нам нужны. В какой-то степени. Из-за детей. Это последние наркотики, что у нас остались, - он посмотрел на детей. - И вот они уже возбуждены. Вам нужно о них заботиться, делать всё, чтобы они вели себя тихо. Переговоры проходят очень зыбко. Так что не будем расстраивать детей. Мы будем вынуждены начать убивать детей, если против нас будет применена какая-нибудь сила. Они также наблюдают за нами, видят всё, что у нас происходит.
  Надежда расцвела. Время. У неё появилось много времени. Маленькую Керен всё ещё тошнило, и было удивительно, как из такого маленького ребенка может вырваться наружу столько рвоты.
  - Одному из детей плохо. Позволите подойти мне к ней, - сказала Кет.
  - Больше никаких фокусов, мисс. Еще один такой фокус – и вас нет. Поверьте, мне эта миссия стоит дороже, чем ваша жизнь.
  - Нет, больше никаких фокусов, - пообещала Кет.
  Арткин отошёл в сторону. Кет помчалась к Керен, прибыв, когда лужа блевоты была уже шириной с весь проход между сиденьями. Саму Кет чуть не стошнило, когда её руки и пиджак уже были вымазаны жидкой противной слизью, когда Керен была уже у неё на коленях. Кет прижала к себе задыхающегося, несчастного ребенка и что-то ей шептала на ухо – всё, что могло её утешить.
  - Миро.
  Голос Арткина был плоским, холодным и мертвецким.
  Миро сперва колебался, затем переступил лужу рвоты на пути к передней площадке автобуса. Возможно, Кет даже испытала к нему немного сострадания. Миро ожидал свой собственный ад, в чём она была повинна.

  Слова Арткина для Миро были ударами плети. Жалом змеи.
  Он боялся, что девушка услышит их, что будет ещё унизительней и труднее.
  Несмотря на то, что Арткин не жалел слов, он говорил шёпотом, наполненным гневом, но по крайней мере это был шёпот. И дети всё ещё суетились, кричали, увлекая внимание девушки.
  Однако Миро едва замечал этот шум, потому что голос Арткина почти что снимал с него скальп. Под одеждой у Миро всё ёжилось и собиралось в складки, а под маской его лицо горело от позора. Он желал, чтобы, закрыв глаза, можно было избежать гнева Арткина:
  - Ты пренебрёг своей обязанностью. Ты повернулся к девушке спиной. Ты не завоевал её доверие, и почти пустил всю акцию коту под хвост.
  Миро вздрагивал и гримасничал. Он был рад, что Антибе и Стролл были в фургоне и этого не слышали. И всё же это был Арткин, который многое для него значил, Арткин, кого он не хотел ничем разочаровать, Арткин, чьих похвал он искал всегда.
  - Я признаю свои ошибки, потому что ошибаются все. А у меня, как у молодого, как ожидается, будет ещё немало ошибок. Но небрежность бывает разной. Выйти из автобуса и оставить девушку внутри без присмотра, это было больше чем ошибка.
  Арткин ругал его и прежде, но всегда с пониманием, как учитель ругает ученика. Но это было хуже, чем выговор учителя ученику. Намного хуже. Он упрекал его, как и любого другого борца за свободу, любого другого солдата. И Миро погрузился в отчаяние. В этой акции ему нужно было проявлять мужество. Арткин доверял ему, обращался с ним как с человеком. И он оплошал перед Арткиным. У него не было времени, чтобы показать себя настоящим мужчиной прежде, чем Арткин успеет посмеяться над ним.
  - Лишь одно тебя спасает, - сказал Арткин.
  Миро не шевелился, не дышал, и даже пытался остановить кровь, текущую по его венам. «Что?» - не осмеливался он спросить.
  - Я сам должен был обыскать эту девушку, или попросить об этом тебя. Это также и моя небрежность. Я разделяю с тобой эту вину.
  А затем Арткин велел ему быть начеку и постараться быть бдительнее, чем прежде:
 - На ошибках учатся, - сказал он, с предупреждением в голосе. - Переговоры теперь входят в критическую стадию. Будь на страже.
  Когда Арткин вернулся в фургон, некоторые его слова загремели эхом в сознании у Миро. «Лишь одно тебя спасает…»
  И Миро несчастно задумался: что же его спасает и от чего?

  Незаметно для Кет ночь опустилась на автобус. Всю свою жизнь она пыталась уловить, где же пролегает та таинственная грань между вечером и ночью, между сумерками и кромешной тьмой. Ночь лишь только углубила полумрак в салоне автобуса, и всё же принесла с собой своего рода усталость, укутывающую людей, словно согревающее одеяло. Воздух автобуса был перемешан с запахами мочи («Возможно, моя собственная», - с отвращением подумала Кет), пота и рвоты. Но в темноте эти запахи казались не такими уж резкими и неприятными, возможно, это обман чувств. И потому что окна автобуса были заклеены ещё днём, глаза Кет быстро привыкли к ночной темноте. Дети, за исключением одного или двух, с благодарностью приняли наступление ночи, погрузившись теперь, казалось, в более естественную дремоту. Повсюду слышалось ритмичное дыхание, посапывание. Детские тела удобно расположились на сиденьях. Уже ни от кого не было слышно внезапного резкого пробуждения от наркотического сна. Пару раз кого-то стошнило, оба раза Кет успела подскочить с пластиковым ведром, ещё кто-то жаловался на боли в животе. Но Кет сумела всех успокоить, обещая, что завтра всё будет лучше, все вернутся домой и снова будут с их мамами, и папами. Жара всё ещё не спадала, чтобы спокойно находиться здесь с закрытыми окнами и дверью. Кет чувствовала, что она смогла бы вынести любую жару и любой холод. Факт, что она осталась жива, пережила эту бесполезную попытку побега без какого-либо возмездия со стороны Арткина для неё или детей. И это давало ей ощущение того, что она может противостоять чему бы то ни было: жаре, или холоду, голоду или жажде. Она поняла, что она уже целый день не ела, если не считать маленькие укусы от детских бутербродов. При мысли о еде её живот восстал. Как долго она сможет продержаться без еды и питья?
  Аккуратно, так, чтобы не потревожить сон маленькой Керен, свернувшейся калачиком рядом около неё, Кет поднялась, чтобы выглянуть через узкую щель в заклеенном окне. Через ущелье окна павильона светились желтым светом. Снаружи мерцали синие огоньки. В лесу было тихо, всё замерло в темноте. Ни луны, ни звёзд. Стволы берёз белели, словно бледные кости. Ей было не понятно, почему никто не стрелял, когда она начала выводить автобус с моста. Арткин сказал правду? Переговоры шли на самом деле? И подразумевало ли это, что их освободят?
  Кет отвернулась от окна. «Освободят, но не меня», - подумала она. Она посмотрела на Миро, сидящего где-то сзади. В темноте он выглядел чёрным бесформенным комком. Она слышала разговор Арткина с Миро, о её неудавшемся побеге. Но не могла разобрать его слов. До неё доходило лишь его злобное шипение. И когда она посадила Керен к себе на колени и прижала к груди, то Миро посмотрел на неё с невиданной ранее недоброжелательностью и ненавистью.
  Она снова села. У неё болели все кости и мышцы, которые ныли от недавнего напряжения. В то же самое время на неё навалилось уныние, голову заполнила тяжесть, а в её сырых глазах появилась резь. Ей стоило бы немного поспать, чуть-чуть отдохнуть, на какой-то момент исчезнуть из этого ужасного места. Всё же она знала, что она должна сопротивляться сну. Сон был подобием маленькой смерти, и, вероятно, сама смерть была намного ближе, чем она могла предположить. Ей хотелось оставаться бодрой и активной – живой, пока это было возможно.

  Миро задумчиво сидел в темноте, наблюдая и ожидая. На стрёме. Наблюдая за каким-либо движением вообще. Наблюдая за каждым движением Кет. За тем, как она прижимает к себе ребёнка и, возможно, при этом спит. А, может, и не спит. Миро был несчастен. И его всё удивляло. Удивляло всё, что было для него ново, и это делало его несчастным. Он никогда не предавал значения эмоциям и никогда не думал об этом. Он осознавал, что другие могли быть счастливыми или грустными. Два вида эмоций, которые он наблюдал. Счастливый и несчастный. Словно ярлыки, болтающиеся на ручках багажа.
  Но в этот момент именно он был несчастен. Он сидел в этом автобусе с детьми и с американской девушкой и вешал на себя ярлык. Прежде ему никогда не требовался ярлык, во время всех их акций с Арткином он не думал, будет ли он счастлив, будет ли ему грустно или даже страшно. Он концентрировался на акции и мог знать своего рода удовольствие, если всё проходило хорошо. И это было всё. Но теперь он заглядывал внутрь себя и находил чувство, которое он смог бы определить только как печаль. Девушка спросила: «Неужели ты ничего не чувствуешь?»
  Смущенный такими мыслями, Миро стоял в проходе и осматривал автобус. Он не хотел рисковать, чтобы допустить ещё какую-нибудь ошибку. Кет была умнее, она была способна на большее, чем он подозревал. Арткин сказал: «Никогда не доверяй своему врагу, независимо оттого, насколько он кажется послушным». И он почти доверился ей, перестал её охранять, потому что ему показалось, что она послушна и беспомощна. Он почему-то потерял бдительность. Он думал о её незащищённой плоти, о том, как на короткое время она была раздета, и расхаживал в темноте, чтобы попытаться избежать подобных мыслей.
  Она, наверное, спала, её белокурые волосы во мраке были похожи на маленький огонь. Она была источником его неприятностей и первой его целью, и она, как могла, избегала его. Она расслабила его своей мягкой манерой говорить, своими вопросами, и к тому же заставила его слишком многое сказать и быть небрежным. Аккуратно приблизившись к двери, он проверил замок. По пути назад, он проверил липкую ленту на окнах и пластиковые клинья в форточных защёлках. Он старался быть осторожным, чтобы не разбудить девушку и детей. Дети ему действовали на нервы.
  Он вернулся обратно к самому заднему сиденью и грузно на него опустился. Он слушал дыхание и нежный храп детей и девушки. Пусть поспит. Завтра акция должна закончиться, и у него будет возможность вернуть доверие Арткина. Дети будут освобождены, и он подведёт к её виску дуло пистолета, а затем они покинут это место.
  Он продолжал бодрствовать всю ночь, напевая себе под нос песни Элвиса Прели. Так же, как когда-то его научили подолгу и не ходить в туалет или в душ, он мог долго обходиться без сна, когда это было необходимо, быть бодрым и не терять бдительности. Его глаза умели приспособиться к темноте и обнаруживать любое движение, которое могло бы нести за собой опасность.
  И именно поэтому голос девушки заставил его подпрыгнуть, когда он раздался из темноты возле его уха: «Мне жаль», - произнёс этот голос, словно призрак в ночи. Он обернулся на голос и с тревогой понял, что он снова был предан, на сей раз собственным телом, которое, пока он наблюдал, уже погрузилось в сон.

  - Ты не спишь? - сказал голос.
  - Нет, - ответил он.
  - Я лишь хотела сказать, что мне жаль, что я причинила тебе неприятности.
  - Это не имеет значения, - сказал он, снова почувствовав оскорбление, познанное им в упрёке Арткина. Предположим, что Арткин увидел бы, как он подпрыгнул здесь в темноте, когда эта девушка его разбудила? Он возненавидел её за это, хотя прежде он никогда и никого не ненавидел, даже врага. - Я совершил ошибку. На ошибках учатся.
  - И чему же ты научился? - спросила она шепотом. Её голос звучал в ночи, словно за её пределами.
  - Не терять бдительности. Не доверять никому. Не даже самому себе.
  - Как грустно, - сказала она.
  Теперь он мог видеть яркое пятно её волос и её светлую плоть:
  - Почему это грустно? И какое значение это имеет для тебя? И кто мы тут друг для друга? - Его голос звучал для неё резко, так как ему хотелось. И всё же он ещё не слышал, чтобы она говорила с ним настолько мягко.
  - Как это грустно не доверять никому, - сказала она. И она даже не столько произносила слова, сколько доказывала ему правду, которую недавно он узнал. Потому что она всё ещё старалась его использовать.
  Она проснулась несколько минут тому назад, полностью осознавая, что эти ночные часы были её последним шансом. Она знала, что утром ей уже будет не уйти. Даже если они освободят детей, то её не отпустят ни при каких обстоятельствах. Она изначально распознала свою смерть в глазах у Арткина. И теперь ещё этот мальчик-сопляк её ненавидел. Он уже был виноват в том, что почти чуть не упустил её в предпринятой ею попытке спасти себя и детей, и, вероятно, его ничего не смутит, когда он будет её убивать.
  Но не всё ещё потеряно. Она застала его ранее, когда он, так же как и многие тысячи парней, поедал её глазами. И он был её единственной надеждой. Другие были животными. Может, не животными, но роботами – беспощадными и бездушными, готовыми просто так убить кого угодно. Руки Арткина двигались по её телу, будто она была манекеном в магазине одежды. Но Миро? В его глазах горело желание, страсть. Сможет ли она снова вернуть огонь в его глаза? На побег уже не осталось никакой надежды, попытка не удалась, но, по крайней мере, он смог бы снова увидеть в ней человека, чья жизнь имела бы ценность, чьи мысли смогли бы хоть немного пробудить в нем что-то, что не даст ему без колебаний, не задумываясь нажать на спусковой крючок. У неё больше не было ключа, и больше не было Раймонда, хотя Раймонд был лишь хрупкой надеждой. Была лишь она сама. И попытка была лучше, чем просто сидеть в темноте, не делая ничего.
  Она незаметно сползла в проход и, не желая нарушить сон детей, на цыпочках подошла к нему. И она решила заговорить с Миро, ничего не планируя. Она лишь что-то шёпотом сказала, а он ей тут же ответил, его тело вздрогнуло. Его голос был холоден. В нём была ненависть, в плоских и безразличных интонациях – такая же, как и у Арткина, когда тот был зол. Такой голос мог бы быть у брата, отца или сына. И когда она сказала ему, как грустно не доверять никому вообще в этом мире, то она почувствовала себя дешевой, демагогичной школьной училкой, которая с пеной на губах выкладывает заученные ею догмы, подходящие для случая применительно для него, или уличной проституткой, пытающейся разбудить мужчину в проходящем мимо подростке или старике.
  - Миро, ты вообще никогда никому не доверял в своей жизни? - спросила она. Она затруднялась вспомнить, называла ли она его по имени прежде?
  - Меня зовут не Миро, - сказал он и неожиданно удивился своим словам.
  - И как же на самом деле тебя зовут? - спросила она, быстро ощутив, что она снова просочилась через его защиту.
  - Я не могу тебе это сказать, - сказал он, злясь на себя за ещё одно предательство. - Какое тебе до этого дело? И зачем ты приходишь ко мне с этим посреди ночи?
  - Потому что мы родились людьми, но обстоятельства столкнули нас в этом жутком кошмаре.
  - Меня никто и ничто не сталкивало, - сказал он. - Я здесь - по своей воле. Это – моя работа, моя обязанность. И в этот момент нет никакого другого места в мире, где я мог бы быть ещё.
  Она больше ничего не сказала. Ей действительно стало его жаль, и она не могла толком объяснить себе – почему. Он продолжал быть всё тем же монстром, чудовищем. Но кто его таким сделал? Окружающий мир, его мир. Кто же тогда был виновен – монстр или мир, который его создавал?
  - Всё, что я хотела сделать – сказать, что мне жаль, что я доставила тебе много неприятностей. Ты был столь любезен к детям и ко мне.
  Она коснулась пальцами его руки в надежде, что это как-то передаст ему то, что она хотела, чтобы он почувствовал.
  Её пальцы на его руке показались ему бледным цветком в темноте. Её касание напомнило ему рябь на водной глади, вызванную дуновением ласкового ветерка. Никто ещё прежде не прикасался к нему столь проникновенно. Он замер, чтобы эхо её прикосновения прокатилось волной по всему его телу.
  И затем она ушла, удаляясь от него во мрак ночи.


  Миро услышал, как кто-то возится с замком, и тут же вскочил. Он заморгал глазами, чтобы яснее разглядеть самые дальние углы. Ночь и темнота всё ещё сжимали интерьер автобуса, но это должен был быть кто-то свой. Чужой бы нёс в себе опасность.
  Он направлялся к двери, как и всегда проверяя детей. Они спали. Ещё была девушка. Он на момент задержался около неё. Он коснулся её там же, где и она коснулась его руки. Её кожа была столь же мягка, как и лепесток цветка. При этой мысли он отвернулся.
  В двери ждал Антибэ.
  - Он хочет тебя видеть, - прорычал он.
  Миро кивнул. Акция подходит к концу?
  В фургоне было жарко и тесно, как и в автобусе. В резком свете карманного фонарика лицо Арткина выглядело бледным. Но его глаза, как и всегда, были открыты и ясны. Стролл всё также стоял, беззвучно затаившись у окна.
  - Мы вошли в контакт, - сказал Арткин. - Полиция и военные, они делают нам предложение.
  - Приняли наши требования? - спросил Миро, предполагая, что они скоро сядут в вертолет, а затем самолёт унесёт их куда-то за океан подальше от этой страны, настолько ему непонятной.
  - Есть трудности, - сказал Арткин.
  - Какие трудности? - спросил Миро, ощущая в воздухе неприятный запах  затишья перед штормом.
  - Они говорят, что Седат схвачен.
  В глазах у Арткина Миро нашёл сомнение, но в чём, он не был уверен.
  - Мы можем доверять тому, что они говорят? - спросил Миро.
  - Это – проблема, Миро. Когда обе стороны не доверяют друг другу, то невозможно предсказать, что будет дальше? Но известно одно: в полночь не было сигнала от Седата, что говорит о том, что они, возможно, говорят нам правду. Но не исключено, что Седат мог не послать нам сигнал и по другим причинам.
  - Следующий сигнал будет в девять утра?
  - Да. И если мы его не получаем, то знаем, что где-то что-то не так.
  Миро ждал. В его голове уже были сотни вопросов, но он не хотел их задавать. Арткин ими руководил. Миро чувствовал это и знал, что Арткин не выпустит ситуацию из-под контроля.
  - Полиция и военные связались с нами. Они сказали, что акция не состоялась, что Седат и другие были схвачены и рассказали им всё. Они говорят, что мы должны освободить детей, что облегчит меры, принимаемые против нас, если мы их послушаем. Они определили, что ребенок, который умер, возможно, был жертвой передозировки наркотиков.
  Миро почувствовал, будто фургон, мост и земля рушатся под его ногами. У них никогда ещё прежде не было такого контакта с врагом. Они наносили быстрый удар и как можно быстрее скрывались. Теперь они были окружены, и кто-то указывал им, что они должны делать.
  - У нас пока ещё есть дети, - сказал Миро, его голос в его ушах звучал тихо и слабо.
  - Ты коснулся критической точки, - сказал Арткин. Они могут говорить всё, что хотят, но важнее всего – дети.
  - И что мы делаем дальше?
  - Важнее всего дождаться девяти часов утра. И если мы не получаем ожидаемый сигнал, то следуем первоначальному плану. Как бы то ни было, всё зависит оттого, влечёт ли это за собой убийство детей или нет. Мы должны показать им, что мы непреклонны, и умрем здесь на мосту вместе с детьми. Если мы будем колебаться, то провал будет ждать нас повсюду.
  - И мы ждем?
  - Я попросил доказательства того, что Седат схвачен. Но это тактический ход, чтобы оттянуть время. Они могут выкапывать множество доказательств. В чём мы действительно нуждаемся – в информации от них. Мы должны знать, как долго они собираются нас тут стеречь, думают ли они, что мы действительно станем убивать детей.
  - И какой у нас есть выход? - спросил Миро. Разговоры о планах и возможностях начинали его утомлять. Ему до боли хотелось действовать.
  - У меня есть план, метод, которым мы пользовались прежде.
  Стролл зашевелился, его движение показало одобрение любого плана, излагаемого Арткиным.
  Снова ожила радиостанция, плюясь треском электрических разрядов. Выплеснулся каскад закодированных слов, не несущих для Миро не малейшего смысла. И затем вдруг возник свежий и прозрачный голос. Арткин поднёс палец ко рту, хотя в этот момент в фургоне никто не говорил.
  - Нам нужен речевой контакт с находящимися в фургоне. Нам нужен речевой контакт с находящимися в фургоне.  Войдите, пожалуйста, в контакт. Войдите, пожалуйста, в контакт.
  Голос был сухим и безличным, словно исходящим не из человека, а из машины. Фразы были размерены, декламация была подобна словам, читаемым с листа бумаги.
  - Мы вас слышим, - откликнулся Арткин.
  - У нас есть доказательства, чтобы вы могли взвесить наши требования. Непосредственно от Седата. Его часы, его бумажник, - пауза. - Повторяю: У нас есть доказательства, чтобы вы могли взвесить наши требования. Непосредственно от Седата. Его часы, его бумажник.
  - Можно не повторяться, - сказал Арткин. В его голосе была дерзость, которую так приветствовал Миро. Арткин никогда и никому не кланялся. - Бумажник может быть и не его, как и часы. Имущество человека это ещё не сам человек. - Арткин сделал паузу. - А что сам Седат? Можно ли поговорить с ним?
  - Это невозможно, - ответил голос робота. - Он госпитализирован. В Бостоне. Без сознания. Пуля застряла у него в позвоночнике.
  Арткин никак не среагировал:
  - Мне нужны большие доказательства, чем бумажник или часы.
  - Говорите – какие. Повторяю: говорите – какие.
  Арткин задумался. Миро старался не дышать.
  - Вы сказали ранее, что схватили Седата в Бостоне. У него дома.
  - Правильно. Положительно, - голос был плоским и ровным.
  - Принесите что-нибудь из его дома.
  - Дом был опечатан после обыска, - длинная пауза. - Что бы Вы желали увидеть из этого дома?
  - Седат прятал кое-что у себя дома – нечто особенное. Если Вы найдёте то, о чём я говорю, эту особенную вещь и покажете это мне, доставив сюда на мост, то я поверю Вам и смогу начать заключать с Вами сделку.
  От разочарования Миро сжал губы. Он ненавидел слово «сделка».
  - Что является этим объектом?
  - В помещении кухни, над раковиной, Вы это найдете. В большой чайной чашке. Загляните в неё, и Вы найдете круглый, серый камень. Подарок с нашей родины. Принесите его сюда, и тогда мы приступим к сделке.
  Снова динамик разорвался от электрических разрядов, будто ему не терпелось закончить беседу.
  - Понадобится где-то час, чтобы съездить в Бостон и ещё час, чтобы вернуться. Но ждите, - голос прервался и затем вернулся. - Мы свяжемся по радио с Бостоном, и кто-либо найдёт камень и доставит его Вам. Это займёт час или, максимум, девяносто минут.
  - Я буду ждать, - сказал Арткин. Он обратился к Миро, на его лице была улыбка триумфа, глаза засветились, и весь он словно помолодел.
  Другой голос заполнил воздух, контрастируя с первым: мягкий, взволнованный, человеческий.
  - В порядке ли дети? Девушка?
  - Да. Они спят. Они хотят домой. Но всё зависит от вас.
  - Мы не хотим, чтобы что-нибудь с ними случилось, - сказал человеческий голос. Миро стало любопытно: мог ли это быть отец девушки? Скорее всего – нет.
  - Пока им ничего не угрожает, - сказал Арткин. - Но если что-нибудь случится, то это будет дело ваших рук, а не наших.
  Арткин повернул переключатель, и радиостанция взвизгнула и затем умолкла.
  - Хорошо ли это для нас? - спросил Миро, почувствовав, что Арткин был доволен.
  - Столь же хорошо, как можно ожидать. Всё, что происходит вопреки, мы должны использовать, что бы то ни было, у нас есть наша команда. Самое главное теперь – это время. Мы должны дождаться девяти часов утра, чтобы увидеть, получаем ли мы сигнал от Седата или кого-либо еще. Также дождёмся камня.
  - Этот камень так важен?
  Арткин улыбнулся, он оглянулся на Стролла, как будто у него и Стролла была какая-то общая тайна:
  - Да, камень важен. Он обеспечивает нас временем, пока его сюда доставят. В наших акциях камень использовался и прежде. Этот камень с нашей родины – у него своя цель. Видишь, Миро, я использовал слово, доставят. Камень должен быть доставлен нам, человеком, который должен принести камень. И тот, кто его принесёт, неважно – кто, принесёт нам информацию.
  Миро был доволен тем, что был доволен Арткин, хотя ему было трудно следовать его планам и действиям. Всё, что он знал, так это то, что что-то произойдёт, когда наступит девять часов утра – крайний срок. Они начнут решительно действовать, вместо того чтобы ждать или говорить.
  - Мы будем продвигаться шаг за шагом. Сначала, камень. Затем увидим.
  Поддержанный энтузиазмом Арткина, Миро вернулся в автобус. Но в воздухе висел запах утра, освеживший темноту и сердце Миро.

  Моментом позже произошло непредвиденное.
  Антибэ посторонился, чтобы впустить Миро в автобус. «Всё тихо», - сказал он, грузно став рядом с Миро.
  Миро кивнул. Он был рад, что вернулся в автобус. Ему показалось, что это его автобус. Никогда прежде он не ощущал ответственности за что-нибудь, даже за себя.
  Не говоря ни слова, Антибэ вышел наружу, и Миро защёлкнул замок. За дверью Миро увидел вспышку света: фонарь Антибэ. Так или иначе, фонарь Антибэ был движущейся точкой, обводя его силуэт в утренней дымке. Миро был удивлен: Антибэ шёл медленно и осторожно, возможно, выходя наружу, он случайно коснулся выключателя.
  Пойманный во внезапном свете и в пространстве между фургоном и автобусом, Антибэ стал похож на марионетку, пригвождённую к черной стене. Его глаза и рот, казалось, вылезли за пределы маски и повисли в воздухе.
  Внезапно, он поднял в воздух ногу и дернулся назад, будто кто-то дёрнул за невидимую нить. На долю секунды он застыл, будто подозревая надёжность рельсов, и затем его тело судорожно затряслось, руки и ноги задёргались, будто не поддавались контролю. Фонарь выпал из его руки, но продолжал на него светить с того места, куда он упал. Кровь хлынула вулканом, скрыв под собой его рот. Она выплеснулась на его грудь пятном алой рвоты. Глаза в маске стали дико вырываться из своих орбит. Затем он отшатнулся назад и провалился во мрак ночи.
  И в этот момент Миро услышал эхо винтовочного выстрела.

  Звук выстрела не был слишком громким, чтобы разбудить девушку или детей, но внезапно все очнулись ото сна, как будто кровь Антибэ окропила их лица, словно родниковая вода. И тут же в лесу зашевелились деревья, будто на них проснулись тысячи птиц, и возле здания через ущелье заёрзали двойные точки автомобильных фар. И сам мост вдруг ожил. Под ним, отражаясь в ручье, забегали огоньки фонариков. Завыли сирены, и Миро, выглянув в разрез, увидел военный джип, отъехавший от здания. Само здание вдруг стало похожим на гигантский муравейник. В окнах по очереди зажигался свет, множество человеческих фигурок высыпали наружу, на полицейских машинах замигали синие огоньки. Миро видел, как Арткин открыл дверь фургона, и одной ногой уже стоял на рельсах. Он уставился на тело Антибэ, будто изучая его для дальнейшего использования, будто запоминая каждую его точку и линию.
  Дети кричали, но Миро не реагировал. Он чувствовал, что рядом находится она, но не поворачивался к ней лицом. Он услышал её учащённое дыхание, когда она увидела тело Антибэ в ярком свете его фонаря. Миро посмотрел на неё. В её глазах был ужас. И когда она повернулась к нему, то Миро нашёл в её взгляде что-то ещё, что-то больно его уколовшее, маленькую вспышку – чего? Триумфа? Он знал, о чём она думала: один из них уже мертв, и их всего лишь трое. Но Миро продолжил пристально изучать её глаза до глубокой пронизывающей правды: насколько же для неё и детей была важна смерть Антибэ. Око за око, зуб за зуб. Старые слова, звучащие так же свежо, как и кровь сражённого наповал Антибэ. Она не могла скрыть правду. Её челюсть отвисла, словно внезапно отскочивший маленький лючок. Она дотронулась рукой до своего открытого рта: «О, нет», - воскликнула она.
  У Миро больше не было на неё времени. Он снова отвернулся, чтобы увидеть то, что теперь будет делать Арткин. Но Арткин вскочил в фургон. Сирены продолжали выть, словно призывая к оружию. «К нашему оружию», - подумал Миро. - «Наконец. Действуем».
  Миро смотрел на тело Антибэ, лежащее, словно рассыпанная на рельсах куча мусора. «Спасибо, Антибэ», - прошептал он себе под нос так же, как иногда напевал песни Элвиса Пресли, чтобы его никто не слышал.

  Взгляд в глазах Арткина.
  Миро знал этот взгляд. Спокойный, безмятежный взгляд. Взгляд мудрости, как будто Арткин искал глубоко внутри себя и затем находил правильное решение. Миро помнил этот взгляд, когда, после девяти часов осады в лобби гостиницы в Детройте Арткин наконец объявил: «Теперь уходим», как будто невидимые боги шептали ему на ухо, руководя им, даря ему мудрость лет.
  Как только Арткин вошёл в автобус, Миро уже знал, что значит этот взгляд и вставшие дыбом волосы у него на руках. «Начинается», - подумал Миро.
  Арткин закрыл за собой дверь. Он сел на ступеньки и тут же подозвал к себе Миро. Миро стал на колени около него, склонил голову и стал внимательно слушать.
  - Они говорят, что выстрелили в Антибэ по ошибке. Непредвиденное обстоятельство. Они сразу же сообщили по радио, что снайпер нажал на курок случайно. Снайпер очень долго был наготове. Нервное напряжение, усталость от ночного наблюдения, когда Антибе включил фонарь, то он уже не слишком себя контролировал.
  «Дураки», - подумал Миро. - «Так оправдываться?»
  - Такое иногда бывает, - продолжил Арткин. - Рефлекторная реакция. Рука может онеметь, и мозг автоматически реагирует на болевые ощущения.
  - Ты им веришь? - недоверчиво спросил Миро.
  - Верю, - ответил Арткин. - Седат у них. Мы уже выбрали посыльного, который доставит камень. Сын одного из их генералов. Вот-вот начнём действовать.
  «Действовать», - горько подумал Миро. - «Они действуют, а не мы. Мы сидим здесь и ждём, в то время как они принимают меры».
  Арткин посмотрел на девушку и детей.
  - Они просили нас не мстить детям за смерть Антибэ, отложить репрессии. Но я сказал им, что это невозможно. За смерть Антибэ должен умереть ребенок. Иначе они решат, что можно не считаться с нами, с нашими требованиями и с нашим положением, и смогут безнаказанно убить нас одного за другим.
  Миро также посмотрел на девушку и на детей. Кто из детей? Для него это не имело никакого значения.

  Фонарь Арткина послал слабый луч света через автобус, ложась на детские лица, задерживаясь на секунду то на одном из них то на другом. Уже светало, но ещё было темно, свет еле просачивался через разрезы в заклеенных лентой окнах. Когда к ней приблизился Арткин, то Кет заморгала глазами в луче фонаря. Она инстинктивно закрыла рукой Монику и прижала её к себе. «Этого, конечно, не может случиться. Что не может случиться?» - она не могла позволить себе произносить слова, думать вслух.
  Арткин закачал фонарём, когда пятно света упало на неё. В свете фар фургона он казался привидением – нереальным, сюрреальным, сюрреалистичным. Он смотрел по сторонам, изучая детей. Дети, в свою очередь, смотрели на него унылыми глазами. Кто-то из них всё ещё спал. Те, кто уже, казалось, проснулись, всё ещё были вялыми и сидели неподвижно, будто это был не автобус, а корабль, несомый течением неизвестно куда и зачем. Кет чувствовала, что они устали, благодарила их за это, так же, как и за то, что они не понимали, что происходит. Что происходит? Ничего не происходит.
  Она посмотрела на Арткина. Она, так или иначе, сумела проникнуть под кожу мальчика-подростка Миро. Сумела бы она проделать это и с Арткиным? Он смотрел на неё пустыми безжалостными глазами. Затем глаза уткнулись в Монику. «Нет», - подумала Кет, прижимая к себе девочку, стараясь поглотить её, и стать её самой вместо неё.
  Арткин склонился над Кет:
  - Мальчик?
  - Какой ещё мальчик?
  - Тот, который поначалу не ел конфет. Маленький толстый мальчик.
  Кет попыталась возразить, выдавить из себя: «О, нет…» Но слова давились где-то внутри неё, и звук, изошедший из её губ, был звуком, который она никогда прежде ещё не слышала, будто внезапно изобрела новый словарь, новый язык, язык отчаяния и тщетности.
  - Как его зовут? - голос Арткина трещал у неё ухе.
  Она не могла назвать его имя и не хотела. Возможно, так она смогла бы его спасти, скрыть его существование так, чтобы Арткин его не нашёл.
  Но Арткин шёл дальше, и его фонарь снова прыгал по лицам детей.
  - А, маленький мальчик. Вот он ты. Как тебя зовут?
  - Раймонд.
  - Нет, - с трудом выдохнула Кет. Она старалась выкрикнуть это слово, но оно с трудом отделилось от её рта. Она собрала в себе все силы, чтобы крикнуть: «Ты не можешь».
  - Вставай, Раймонд, мы выйдем из автобуса и прогуляемся. Разве ты не устал от этого автобуса, Раймонд? Ты так давно находишься здесь.
  - Мы идём домой?
  Кет услышала голос маленького старичка и закрыла глаза.
  - Да, скоро. Скоро ты будешь дома, но сначала нам нужно выйти из этого автобуса. Там – утро. Свежий воздух.
  Нежный и ужасный голос Арткина.
  Кет почувствовала, как что-то потёрлось о её ногу. Она открыла глаза. Перед ней стоял Раймонд и смотрел на неё, его лицо было опухшим от усталости.
  - Он хочет, чтобы я пошёл с ним. Это хорошо? - спросил он. Его губы дрожали. - Я хочу домой.
  Нет. Этого не может случиться. Она не может позволить этому случаться. Она доверяет себя своим ногам и встаёт, чтобы стать на пути у Арткина:
  - Нет, - сказала она. - Ты никуда не пойдёшь.
  - Миро, - позвал Арткин. И Миро тут же подскочил к ней, схватил её руками и сдвинул её с прохода в сторону. Он вдохнул запах её пота и духов, которые всё ещё цеплялись за её тело.
  - Пожалуйста, - сказала она, умоляя.
  Лицо Арткина было около неё:
  - Вы только сделаете хуже ребенку, мисс, если продолжите так себя вести. Он задастся вопросом, почему вы возражаете, что случится с ним, если он пойдёт со мной. Постарайтесь сделать так, чтобы это, мисс, закончилось для него как можно быстрее.
  Арткин вывел мальчика на середину автобуса, говоря с ним мягко, обещая ему леденцы, конфеты и шоколад, поцелуй его мамы. Другие дети за этим наблюдали безразлично и отстранённо, будто издалека.
  Кет неистово швырнула Миро в сторону, вырвавшись из его объятий:
  - Подождите, - закричала она.
Что-то, возможно, отчаяние в её голосе, остановило Арткина.
  - Заберите меня вместо него. Меня, а не его!
  Арткин оглянулся на неё через плечо.
  - Да. Меня… вместо него.
  И даже, говоря это, внутри себя она отрицала свои слова. Боже, как ей хотелось жить, выйти отсюда живой, пережить этот кошмар. Она не хотела умереть здесь, в автобусе, на этом мосту, этим утром, сегодня. Она хотела жить. Но она всё равно кричала: «Заберите меня, и оставьте Раймонда в покое».
  Арткин посмотрел ей в глаза. Она снова отшвырнула Миро на сиденье, но тот снова вскочил и схватил её за плечи.
  - Это должен быть ребёнок, мисс, - сказал Арткин, словно извиняясь.
  И Кет подумала: «Как он близко». Она вздрогнула и возненавидела себя.
  Миро показалось, что в его руках она всё слабее и слабее, и он побоялся, что она вот-вот упадёт в обморок. Но он схватил её за пояс и уже видел, как трепещут её веки.
  Арткин помог мальчику спуститься со ступенек и выйти из автобуса. Раймонд посмотрел через плечо Арткина на Кет. Он что-то сказал, но Кет этого не расслышала, и затем он исчез снаружи, забрав с собой свои ясные и умные глаза и старческий голос.
  Миро почувствовал, что её тело ослабло, словно её кости внезапно превратились в порошок, пересыпаясь где-то внутри неё. Ему хотелось сказать что-нибудь такое, что успокоит её дух, укротит её горе. Но он не мог ничего придумать, у него не нашлось подходящих слов. А затем он подумал: «Зачем мне что-то ей говорить? На войне солдат не заботится о комфорте своего врага».

  Позже послышался выстрел.
  Кет не смогла поверить, что это был звук пистолетного выстрела. Потому что это подразумевало бы собой, что Раймонд уже мёртв. Это должно было быть чем-нибудь ещё. Не выстрелом. Но чем ещё это могло бы быть? Захлопнувшейся дверью? Но только не пистолетом. Раймонд не должен умереть. Тогда, что же это было? Что-нибудь ещё. Но что? Хлопок в автомобильном глушителе? Возможно. Что-нибудь, только не оружие. Что-то ещё. Что? Салют? Такой же, как и четвёртого июля в День Независимости? Почему бы нет? Салют! Нет, это не салют и не хлопок в глушителе, но и не пистолетный выстрел. Что-нибудь ещё. Если это выстрел, то это означает, что Раймонд мертв, так что это не может быть выстрел. Это должно быть чем-нибудь ещё. Да, но если это не выхлоп, не салют или хлопок двери, то – что? Чем оно может быть? Чем-то. Чем-то ещё.
  Ладно. Хорошо. Что-нибудь ещё, только не пистолетный выстрел.
  Но что?
  Что-то, что-то ещё.
  Да, да. Но что еще?
  Ничего. Ничего больше.
  Это был пистолетный выстрел, и Раймонда уже нет.