Антоновское яблоко

Наталья Саркавази
АНТОНОВСКОЕ   ЯБЛОКО



Антоновские яблоки не рождаются каждое лето.
Разродившись плодами, деревья долго  собираются с силами, чтобы дать новый урожай. Но и среди урожайных бывает особенный год, когда из-за плодов не видно листьев. Когда , обременённые  сладкой ношей,  стоят яблони, не смея шелохнуться , и ломаются со стоном по ночам.
Вот и в  тот год осень стояла золотая, драгоценная. Золото сыпалось с ветвей, шуршало под ногами, и всюду, среди листвы, лежали яблоки. Сладковато-кислый привкус носился в воздухе, и прохожие  ходили по улицам, глотая слюну и облизываясь, как котята.


А я сбиралась в Москву. По делам, на один день Зная, что за  этот день столица из меня все соки выжмет, пережует, а потом  выплюнет на платформу Курского вокзала, прямо в мутный поток людской реки .Захваченная этим потоком, я вольюсь вместе с ним  в вагон электрички, прилеплюсь где-нибудь у стеночки, и буду ждать, когда рассосётся поток по остановкам, чтобы где-нибудь в конце пути  занять освободившееся место.
Но что делать? Дела…
Перематывая в воображении эту невесёлую картинку, я собирала сумку. И как было не вспомнить слова  моей мудрой сестры? Чтобы не пропасть, - учила сестра, - в  Москву,  нужно брать с собой три вещи: термос, бутерброд и горшок.
-И что ты есть там будешь? – заглянувшая спозаранку соседка  ревниво наблюдает за сборами . Сейчас начнутся советы.
-Что-нибудь. Бутерброд , пирожок, не знаю.
-Бутерброд? Это ж разве еда? А пирожок с чем? С таком? И потом, не забывай, милая. Это ж москвичи! Они ж разве дадут человеку поесть? Летят как ненормальные! Я вон давеча на ярманку ездила. И что? Чебурек с мясом взяла на Курском …
-Ну и как чебурек? Вкусный?
-А я почём знаю? Я и руку да рта донести не успела. Гляжу, летит один чокнутый с рюкзаком на плече. Как даст по чебуреку.  Зря  только рот растворяла. Тьфу! А ты ещё у нас такая..
-Какая?
-Мелкая! Тебя чемоданом зашибут и не заметят!
-Ой, тётя Нина, ну вы наговорите!
-Точно говорю. Вот помяни моё слово. Возьми, говорю, с собой что-нибудь. Вон хоть антоновское яблоко.
Антоновское яблоко? И то правда. Я выбежала во двор. Одного взгляда на сад было достаточно, чтобы проснулись и радостно запели  все органы чувств. Я чуть не захлебнулась  от набежавшей слюны, а в носу защипало от крепкого яблочного духа. Едва дотронувшись до ветки,  сняла тяжёлое, в холодной росе яблоко , которое с облегчением плюхнулось мне в руку,   

Яблоко грело.
Всю дорогу до Москвы я ощущала его спокойную тяжесть. А в толпе, в вагоне метро, развлекалась, наблюдая, как вокруг меня все  начинали инстинктивно облизываться и оглядываться по сторонам, ища источник этого волнительного духа.


Покончив с делами, стала искать достойное  место. Не бродить же по бульвару с яблоком в руке? Его ещё укусить попробуй! Я пожалела, что не взяла с собой ножа. И не поленилась дойти до сада «Аквариум» Там, в глубине, в тенистой тишине, на старой садовой скамейке, я нашла, наконец, место, достойное для моего антоновского яблока. Села, с облегчением вытянув ноги, достала пакет…
В воротах сада, между тем, показалась компания, которая
 состояла из двух мирных московских старушек и пса.
Они привлекали внимание своей забавной похожестью. Низенькие, полные старушки, – они шли медленно, переваливаясь, как уточки на своих широко расставленных, натруженных и разбитых полиортритом ногах , - и пёс, - французский бульдог, который отличался от них разве что своей молодостью. Такой же крепкий и коротконогий , блестя молодецкой грудью и поигрывая бицепсами, он бежал впереди, с хозяйским видом поглядывая по сторонам.
Цвет у него был замечательный:  болотно-рыжий, как у десантника. Только  берета на башке не хватает.
Мне, впрочем, не было до них никакого дела. Я достала из сумки яблоко и широко раскрыла рот.
Пёс увидел меня. Сделал стойку, нюхнул воздух – и помчался в мою сторону. Я боязливо огляделась: может, он преследует кошку? Но в обозримом пространстве кошки не было, и вообще никого не было вокруг! Мне стало не по себе. Мики, назад, Мики! – вопили перепуганные старушки. Изо всех сил перебирая ногами, они трусили вслед за псом, который в несколько прыжков достиг скамейки и плюхнулся рядом со мной.  Ну и рожа !
-Что тебе? – спросила, съёжившись под взглядом громадных выпученных глаз. Сейчас как тяпнет…
Мня-мня-мня…. – захныкал пёс. Он чмокнул, облизнулся,  и, роняя слюни, уставился на яблоко. Я не верила своим глазам.
-Ты что? Яблоко хочешь?
Мня! – радостно взвыл пёс.
Я с опаской протянула яблоко. Он хряпнул половинку и  посмотрел на меня, сложив складочки на роже в самую умильную гримаску, которую можно вообразить на бульдожьей физиономии.  Вежливый, собака… Я повернула фрукт другим боком.


Старушки, между тем, достигли цели.
-Простите, пожалуйста, простите! Господи, стыд-то какой! Что делать? Мики, безобразник! 
Они суетились, не зная, как загладить вину.
-У вас, наверное, антоновское яблоко?
-Было… А вы откуда знаете?
-Он только антоновские ест! И откуда напасть такая?  Такой хороший пёс, культурный, воспитанный, но  за антоновское яблоко душу продаст.
-Да уж…
Я подождала, когда улягутся страсти, простив псу его странный грех. А что мне оставалось? С сожалением повертев огрызок яблока- это был лучший экземпляр с лучшего дерева, - я бросила его в урну. Эх, права была тётя Нина. Это ж москвичи! Разве они дадут человеку поесть?!